30 июня 2025 г.
Несмотря на то, что, согласно исследованию «Лаборатории Касперского», более трети россиян готовы отказаться от паролей в пользу альтернативных способов авторизации, корпоративная инфраструктура не готова стать беспарольной.
Эксперты Avanpost разобрали, почему корпоративная действительность именно такова. Исследование показывает реальную практику готовности бизнеса к современным подходам в аутентификации в 2025 году.
В рамках исследования были рассмотрены самые востребованные классы решений корпоративной инфраструктуры: VPN, VDI, Wi-Fi и сеть; корпоративные коммуникации (почта, ВКС); ERP/ЭДО; Service Desk; АРМы и серверы; а также средства разработки (например, GitLab). В каждом из направлений оценивалась доля использования пяти различных методов аутентификации: «обычные» пароли, доменная аутентификация, RADIUS, SAML и OpenID Connect.
Основные факты
В исследовании пойдёт речь о корпоративной аутентификации. Пользовательская аутентификация в различных онлайн-сервисах находится за рамками предмета текущего материала.
В современных корпоративных системах по-прежнему широко используется классическая схема аутентификации на основе паролей и LDAP, несмотря на активные дискуссии и множественные публикации о переходе к «паролю без пароля», и более современным методам аутентификации. Основная причина сохраняющейся популярности объективно устаревших механизмов аутентификации в корпоративном сегменте заключается в том, что заказчиками зачастую не предъявляются требования по поддержке коробочными корпоративными решениями современных механизмов аутентификации вроде OpenID Connect. Это связано как с отсутствием централизованных современных Identity Provider в корпоративных инфраструктурах, так и с длительным жизненным циклом (порядка
Традиционные, «обычные» пароли, несмотря на то, что passwordless-борьбу с ними ‘’подняли на флаг’’ технологические гиганты Google, Apple и Microsoft, — по-прежнему остаются самым распространенным методом аутентификации в корпоративных системах. Во всех проанализированных категориях их использование составляет значение, приближенное к 100%, что свидетельствует о глубокой укорененности этого подхода в корпоративной практике. Это также указывает на то, что, несмотря на наличие современных решений, многие организации не готовы выводить из эксплуатации системы, не отвечающие актуальным требованиям информационной безопасности.
Доменная LDAP-аутентификация занимает почётное второе место по распространённости в корпоративных приложениях даже несмотря на то, что LDAP-аутентификация — это общепризнанный антипаттерн. Особенно широко она используется в инфраструктурном сегменте (АРМы и серверы), а также в корпоративных решениях для VPN, VDI и Wi-Fi-средах, где доля ее применения достигает
SAML (Security Assertion Markup Language) показывает умеренное распространение в системах ERP и службах поддержки — до
OpenID Connect демонстрирует наибольшее проникновение в средствах разработки — до 60%, тогда как в остальных категориях его доля составляет менее 30%. Это говорит о том, что вендора инструментов и решений для разработки, Cloud-инфраструктур, средств автоматизации чаще ориентированы на современные стандарты аутентификации. При этом проникновение OpenID Connect в остальные классы корпоративных решений сохраняется на достаточно низком уровне.
Выводы
Корпоративные IT-инфраструктуры по-прежнему находятся в стадии трансформации в вопросах аутентификации. Несмотря на широкое распространение встроенной парольной аутентификации и LDAP-аутентификации, заметен рост интереса заказчиков к современным IdP-протоколам — OpenID Connect и SAML. Уровень готовности же большинства коробочных продуктов к использованию современных протоколов аутентификации к сожалению оставляет желать лучшего.
RADIUS продолжают играть важную роль в интеграции с внутренними системами по причине высокой совместимости с ранее закупленным сетевым оборудованием.
Таким образом, хотя подавляющее большинство корпоративного ПО сегодня продолжает полагаться на традиционные схемы с паролями и LDAP, и лишь незначительная часть приложений (примерно
Источник: Пресс-служба компании Avanpost