5 августа 2025 г.
В начале августа появилось сообщение, что для госкомпаний поднимают предельную долю собственных ИТ-разработок до 70%. Если раньше госбизнесу рекомендовалось направлять только 30% ИТ-расходов на собственное ПО, 70% — на программные продукты сторонних компаний, то с 2025 г. требования изменились, пояснил «Ведомостям» представитель Минцифры.
Вот как прокомментировал эту инициативу исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев: «Арифметика проста, понятна и грустна. Раньше ИТ-индустрии доставалось 70% ИТ-бюджетов госбизнеса. Теперь — лишь 30%. Мне вспоминается принцип Парето: „20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата“. Вильфредо Парето, как экономист знал толк в эффективности. Именно рыночные ИТ-продукты при наименьших затратах дают заказчику наибольшую пользу, в отличие от самописных программ ИТ-отделов сырьевых и иных „неайтишных“ компаний. Лоббистский же вес самих ИТ-компаний сильно уступает массе госкорпораций».
С ним соглашается исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин: «В Едином реестре отечественного ПО сейчас содержатся уже свыше 27 тыс. российских решений от более чем 10 тыс. правообладателей. За последние 3 года реального импортозамещения число продуктов в этом Реестре увеличилось в несколько раз. Среди них — разработки госкомпаний, созданные под собственные задачи с опорой на накопленную экспертизу. Их включение в Реестр позволило формально засчитать факт замещения зарубежных решений. Неоднократно отраслевые объединения заявляли, что необходимо максимально учитывать компетенции разработчиков, приобретая тиражные программные продукты из Реестра — с возможностью адаптации под конкретные задачи заказчика. На важность ограничения инсорсинга имеется отдельное поручение Михаила Мишустина по итогам прошлогоднего ЦИПРа. Однако его практическая реализация пока идет крайне сложно».
Добавим: на сайте Правительства РФ в разделе, посвященном итогам IX конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходила в Нижнем Новгороде с 21 по 24 мая 2024 г., приводятся слова Михаила Мишустина о том, что к концу десятилетия 80% всех предприятий должны перейти на отечественные программные продукты. Прежде всего — в системах управления ресурсами и производством. Премьер-министр подчеркнул, что такие масштабные задачи требуют скоординированных действий бизнеса и государства.
Важно отметить, что при этом были упомянуты не только «кнуты» для потребителей корпоративных программных продуктов (Минэкономразвития, Минфину, Минпромторгу и Минцифры поручено проработать запрет для госкорпораций и госкомпаний разрабатывать общесистемное и базовое ПО, отечественные аналоги которого уже представлены на российском рынке), но и «пряники» для разработчиков тиражируемых решений: «...предусмотреть ряд других мер для стимулирования перехода на отечественную технику и софт. В их числе — запуск грантовой поддержки особо значимых проектов предприятий по пилотному внедрению российских программных решений; льготное кредитование предприятий и компаний для приобретения современного российского ПО; создание отраслевых полигонов для тестирования и апробации новых отечественных программных решений на базе компаний, входящих в состав индустриальных центров компетенций...».
Президент РУССОФТ Валентин Макаров поясняет: «Введенные изменения являются результатом поиска министерством и всем блоком правительства, отвечающим за ИТ, компромисса в отношениях с госкорпорациями в части разработки ПО. По существу, в рамках импортозамещения почти все корпорации создали собственных „ИТ-дочек“, которые получили от государства налоговые льготы, и на бюджеты своих материнских компаний, а также частично на госсредства стали выполнять проектные разработки, которые должны были заместить сначала специфическое отраслевое, а затем и системное импортное ПО. Поскольку процесс проектной разработки ПО существенно отличается от разработки тиражного ПО, в результате мы получили огромное количество программных продуктов в Реестре отечественного ПО, которые не имели массового покупателя, а значит — массово не имели шансов на то, чтобы вернуть средства госкорпораций, потраченные на эти разработки. Государство пыталось ограничить расходы на такие внутренние разработки и несколько лет назад ввело ограничение — на закупки от дочек должно было приходиться не более 30% расходов госкорпораций на ИТ. Но за это время госкорпорации накопили серьезный опыт проектных разработок, и за счет возможностей лоббизма на уровне Правительства изменили структуру расходов на приобретение ПО».
Новая структура расходов
При этом некоторая часть таких дочек сумеет наладить производство программных продуктов, выйдет на рынок дружественных стран — они станут нормальными рыночными игроками, которыми мы будем гордиться. Часть кэптивных компаний будут разрабатывать ПО только для сугубо специфических задач и при этом привлекать профессионалов из компаний сервисной индустрии ПО. Государство развернет финансирование НИР в сторону частного бизнеса и будет стимулировать завоевание ими рынков дружественных стран. Но для этого понадобится время. Госкорпорации должны убедиться в том, что инвестиции в разработку ПО должны возвращаться за счет массовых продаж. Вендоры ПО должны понять, что на рынке в 1% мирового им будет очень трудно довести свое ПО до мирового уровня, на который претендуют клиенты из числа госкорпораций. А государство увидит низкую эффективность финансирования импортозамещения экономики через госкорпорации».
Источник: Владимир Митин