5 августа 2025 г.

В начале августа появилось сообщение, что для госкомпаний поднимают предельную долю собственных ИТ-разработок до 70%. Если раньше госбизнесу рекомендовалось направлять только 30% ИТ-расходов на собственное ПО, 70% — на программные продукты сторонних компаний, то с 2025 г. требования изменились, пояснил «Ведомостям» представитель Минцифры.

Вот как прокомментировал эту инициативу исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев: «Арифметика проста, понятна и грустна. Раньше ИТ-индустрии доставалось 70% ИТ-бюджетов госбизнеса. Теперь — лишь 30%. Мне вспоминается принцип Парето: „20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата“. Вильфредо Парето, как экономист знал толк в эффективности. Именно рыночные ИТ-продукты при наименьших затратах дают заказчику наибольшую пользу, в отличие от самописных программ ИТ-отделов сырьевых и иных „неайтишных“ компаний. Лоббистский же вес самих ИТ-компаний сильно уступает массе госкорпораций».

С ним соглашается исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин: «В Едином реестре отечественного ПО сейчас содержатся уже свыше 27 тыс. российских решений от более чем 10 тыс. правообладателей. За последние 3 года реального импортозамещения число продуктов в этом Реестре увеличилось в несколько раз. Среди них — разработки госкомпаний, созданные под собственные задачи с опорой на накопленную экспертизу. Их включение в Реестр позволило формально засчитать факт замещения зарубежных решений. Неоднократно отраслевые объединения заявляли, что необходимо максимально учитывать компетенции разработчиков, приобретая тиражные программные продукты из Реестра — с возможностью адаптации под конкретные задачи заказчика. На важность ограничения инсорсинга имеется отдельное поручение Михаила Мишустина по итогам прошлогоднего ЦИПРа. Однако его практическая реализация пока идет крайне сложно».

Добавим: на сайте Правительства РФ в разделе, посвященном итогам IX конференции «Цифровая индустрия промышленной России», которая проходила в Нижнем Новгороде с 21 по 24 мая 2024 г., приводятся слова Михаила Мишустина о том, что к концу десятилетия 80% всех предприятий должны перейти на отечественные программные продукты. Прежде всего — в системах управления ресурсами и производством. Премьер-министр подчеркнул, что такие масштабные задачи требуют скоординированных действий бизнеса и государства.

Важно отметить, что при этом были упомянуты не только «кнуты» для потребителей корпоративных программных продуктов (Минэкономразвития, Минфину, Минпромторгу и Минцифры поручено проработать запрет для госкорпораций и госкомпаний разрабатывать общесистемное и базовое ПО, отечественные аналоги которого уже представлены на российском рынке), но и «пряники» для разработчиков тиражируемых решений: «...предусмотреть ряд других мер для стимулирования перехода на отечественную технику и софт. В их числе — запуск грантовой поддержки особо значимых проектов предприятий по пилотному внедрению российских программных решений; льготное кредитование предприятий и компаний для приобретения современного российского ПО; создание отраслевых полигонов для тестирования и апробации новых отечественных программных решений на базе компаний, входящих в состав индустриальных центров компетенций...».

Президент РУССОФТ Валентин Макаров поясняет: «Введенные изменения являются результатом поиска министерством и всем блоком правительства, отвечающим за ИТ, компромисса в отношениях с госкорпорациями в части разработки ПО. По существу, в рамках импортозамещения почти все корпорации создали собственных „ИТ-дочек“, которые получили от государства налоговые льготы, и на бюджеты своих материнских компаний, а также частично на госсредства стали выполнять проектные разработки, которые должны были заместить сначала специфическое отраслевое, а затем и системное импортное ПО. Поскольку процесс проектной разработки ПО существенно отличается от разработки тиражного ПО, в результате мы получили огромное количество программных продуктов в Реестре отечественного ПО, которые не имели массового покупателя, а значит — массово не имели шансов на то, чтобы вернуть средства госкорпораций, потраченные на эти разработки. Государство пыталось ограничить расходы на такие внутренние разработки и несколько лет назад ввело ограничение — на закупки от дочек должно было приходиться не более 30% расходов госкорпораций на ИТ. Но за это время госкорпорации накопили серьезный опыт проектных разработок, и за счет возможностей лоббизма на уровне Правительства изменили структуру расходов на приобретение ПО».

Новая структура расходов 30-40-30 смещает баланс интересов в сторону дочек госкорпораций, но все-таки дает частным ИТ-компаниям надежду на то, что госкорпорации будут вынуждены покупать хотя бы часть ПО на открытом рынке, считает Валентин Макаров: «Одновременно блок Правительства, отвечающий за ИТ, пытается компенсировать смягчение позиции в отношении госкорпораций тем, что переведет все или почти все существенные ИТ-системы в разряд КИИ. Тем самым, помимо „пряника“ 30-40-30, для госкорпораций будет ещё и введен „кнут“ в форме жесткого наказания за нарушение сроков перевода КИИ на отечественное ПО. Надеюсь, что на следующем шаге госрегулирования рынка ПО между рыночными игроками и дочками госкорпораций мы придем к более сбалансированному состоянию. Для этого государству стоит отказаться от финансирования ИТ-разработок дочек госкорпораций.

При этом некоторая часть таких дочек сумеет наладить производство программных продуктов, выйдет на рынок дружественных стран — они станут нормальными рыночными игроками, которыми мы будем гордиться. Часть кэптивных компаний будут разрабатывать ПО только для сугубо специфических задач и при этом привлекать профессионалов из компаний сервисной индустрии ПО. Государство развернет финансирование НИР в сторону частного бизнеса и будет стимулировать завоевание ими рынков дружественных стран. Но для этого понадобится время. Госкорпорации должны убедиться в том, что инвестиции в разработку ПО должны возвращаться за счет массовых продаж. Вендоры ПО должны понять, что на рынке в 1% мирового им будет очень трудно довести свое ПО до мирового уровня, на который претендуют клиенты из числа госкорпораций. А государство увидит низкую эффективность финансирования импортозамещения экономики через госкорпорации».

Источник: Владимир Митин