14 августа 2025 г.
Цифровые технологии стремительно вторгаются даже в самые сакральные сферы нашей жизни — например, взаимоотношения с лечащим врачом. Телемедицинские консультации постепенно становятся обычным делом для наших сограждан: недавнее исследование показало: 64% россиян (среди тех, кто знает о таком явлении) допускают обращение за дистанционной консультацией врача по телефону или через интернет. Как и при каких условиях телемедицина может стать подспорьем для здравоохранения, выяснял Аналитический центр ВЦИОМ.
Исследование Аналитического центра ВЦИОМ показало, что доля пользователей телемедицины за последние пять лет выросла с 8 до 22% (среди аудитории, информированной о таких возможностях). Как считают эксперты, огромную роль сыграла пандемия — распространение COVID-19 со всеми вытекающими последствиями в виде самоизоляции и введенных властями ограничений, приступов ипохондрии и оправданных опасений за здоровье. В тот период многие научились обращаться за помощью к врачам дистанционно и стали появляться системы такой помощи, регулирующие порядок, правовую основу и оплату консультаций. Как рассказал директор по информационным технологиям сети клиник «Будь Здоров» Алексей Остроушко, востребованность телемедицины и сейчас растет. Чаще всего в удаленном формате обращаются к гинекологам и гастроэнтерологам.
«Востребованность телемедицинских услуг растет (порядка
Попасть на прием к лучшему доктору, не выезжая из родного города
Одна из важных социальных задач ДМС — снижение (хотя бы частичное) регионального неравенства в получении медицинской помощи. В большом городе и тем более в столице пациентам доступно самое высокотехнологичное лечение. Возможностей же здравоохранения в отдаленных регионах часто бывает недостаточно для эффективной диагностики и маршрутизации пациента. Телемедицина способна отчасти исправить эту ситуацию: человека не смогут прооперировать онлайн, но зато помогут оценить текущее состояние и результаты исследований, скорректируют терапию, сориентируют по дальнейшим действиям офлайн.
«Возможность получения телемедицинской консультации квалифицированных специалистов — экспертов в своих направлениях — повышает доступность качественной медицинской помощи в регионах. И мы это реализовали в нашей клинике в Усть-Лабинске — небольшом городе, где чуть больше 35 тысяч населения. У жителей теперь есть возможность получить качественную и доступную медицинскую помощь не только в нашей цифровой клинике, но и в формате телемедицинских консультаций — экспертную поддержку лучших столичных специалистов», — поясняет Остроушко.
В телемедицине важна и доступность помощи 24/7. «Например, зачастую у молодых родителей возникают вопросы по поводу здоровья ребенка, которые нужно решить в любое время суток», — отмечает руководитель службы помощи на дому и телемедицины сети клиник «Будь Здоров» Александр Васильев.
Мера поддержки от работодателя
Как рассказывают эксперты, пакеты онлайн-консультаций с докторами все чаще стали включать в программы ДМС. Интересная особенность этого сегмента рынка: зачастую инициатива по ДМС-продуктам исходит от IT-компаний, а не медицинских организаций — иными словами, пляшут от печки в самой современной ее вариации. «Есть игроки рынка, чаще крупные IT-компании, изначально ориентированные на информационные технологии и широкое использование возможностей телемедицины. В свои страховые программы для сотрудников они встраивают возможности телемедицины. А другие компании, например из сферы промышленности, металлургии, телемедицинские сервисы в программы заботы о здоровье сотрудников включают реже, предпочитая офлайн-приемы. Однако в целом мы отмечаем высокую заинтересованность в новых продуктах по телемедицине», — комментирует Алексей Остроушко.
Константин Летц-Орлецов, руководитель проекта «Виртуальная клиника» компании «Ингосстрах», подтверждает: если раньше онлайн-консультации были лишь дополнительной опцией в программах ДМС, то сейчас страховые компании включают телемедицинские услуги в большинство базовых пакетов. «Появились комплексные решения, где онлайн-консультации сочетаются с офлайн-обслуживанием», — поясняет Летц-Орлецов.
В целом эксперты делают большую ставку именно на работодателей: телемедицинские консультации все чаще включаются в программы КСО для сотрудников и в страховые пакеты ДМС. «Телемедицина активно интегрируется в страховые программы, особенно после 2020 года, когда пандемия ускорила этот процесс. Телемедицина становится неотъемлемой частью страховых продуктов, помогая экономить время клиентов и оптимизировать расходы работодателей», — поясняет Александр Васильев.
Впрочем, надо отметить, что IT-гиганты стали развивать комплексные пакеты телемедицинских услуг, ориентированные на внешнюю, массовую аудиторию пациентов.
Будут ли у россиян бесплатные онлайн-консультации с врачами?
Остается одна боль: услуги телемедицины пока доступны только в коммерческом секторе медицины. Платить за консультации по-прежнему имеют возможность не все: здесь можно вспомнить и про пациентов из отдаленных регионов, про пенсионеров и других людей, не имеющих в своем жизненном тылу ответственного работодателя с пакетом ДМС. В то же время бесплатная телемедицина могла бы снять часть нагрузки с учреждений здравоохранения и повысить доступность помощи. По мнению представителя «Ингосстраха», внедрение телемедицинских услуг в систему ОМС создаст единую эффективную систему здравоохранения, способную предоставлять качественную медицинскую помощь независимо от места проживания пациента, что существенно сократит региональное неравенство в доступности медицинских услуг.
«Интеграция телемедицины в систему ОМС является важным шагом для развития современной системы здравоохранения России, поскольку обеспечивает равный доступ к квалифицированной медицинской помощи для всех категорий граждан, особенно в отдаленных регионах страны. Это позволит преодолеть географические барьеры, сократить расходы на транспортировку пациентов и специалистов, а также обеспечит своевременную диагностику и консультации ведущих врачей без необходимости выезда в крупные медицинские центры. При этом важно развивать цифровую инфраструктуру, готовить медицинские кадры к работе в новом формате и обеспечивать стабильное интернет-соединение в удаленных районах», — комментирует Константин Летц-Орлецов.
Источник: Пресс-служба компании «Ингосстрах»