11 сентября 2025 г.

Павел Кирик

Представьте: успех работы ваших предприятий в России полностью зависит от глобальных ИТ-систем. Однако головной офис внезапно перестает выдавать лицензии на приложения и инфраструктуру, поддержка прекращается, а регуляторы требуют полной локализации цифрового контура. Именно так стартовал наш проект с российским подразделением одного из крупнейших мировых производителей товаров для гигиены и здоровья (CPG). Рассказываем, какие преграды пришлось преодолевать на пути решения этой беспрецедентной задачи и какой опыт мы получили к настоящему моменту.

Как хочешь, так и делай

В марте-апреле 2022 года часть глобальных компаний приняла решение о приостановке бизнеса в России, либо о соблюдении большого количества ограничений в предоставлении корпоративных ИТ-услуг. Перед российским подразделением международного CPG-гиганта встал выбор: либо сворачивать работу, либо в сжатые сроки создавать автономную ИТ-инфраструктуру. Выбрали второе — в итоге состоялась одна из самых сложных трансформаций в истории корпоративных ИТ в России.

Задача казалась невозможной. Нужно было полностью «отцепиться» от глобальной ERP (SAP), инфраструктуры и сотен приложений. При этом обеспечить непрерывность работы на промышленных объектах с опасными производствами, где сбои могут привести к критическим последствиям. Также требовалось сохранить интеграцию между ИТ-системами предприятий в России, уложившись в сроки — когда даже базовые инструменты оказались под запретом. Это не просто локализация — это «цифровая эвакуация» под тройным давлением: глобальных санкций, требований регуляторов в РФ и ожиданий и требований заказчика.

Ситуация была критической: работали заводы, которые нельзя останавливать, но при этом из глобального центра была обозначена угроза скорого отключения доступа к ИТ-инструментарию, на котором завязано все — от закупок сырья до отгрузки готовой продукции. Поэтому первые несколько месяцев команда с нашей стороны работала в режиме кареты «Скорой помощи» или пожарной бригады, делая все возможное для поддержания жизнеспособности бизнеса заказчика. По графику 24/7 трудились сначала порядка 50 наших специалистов, а позже команду потребовалось увеличить почти вдвое.

Самым болезненным оказался запрет на использование привычных инструментов. Так, когда компанию отключили от обычных средств печати Adobe, пришлось за несколько месяцев поменять систему обработки печатных форм. Это был настоящий вызов — сохранить функциональность, не нарушая при этом всех регуляторных требований.

Особую сложность представлял переход на новые технологические стеки. Хотя на первом этапе полный перевод на отечественные операционные системы не потребовался, ключевые компоненты информационной безопасности и криптозащиты было решено заменить на импортонезависимые решения, соответствующие новым нормам законодательства. Однако вскоре выяснилось, что эти решения пока не являются в достаточной степени зрелыми и не могут обеспечить выполнение всех предъявляемых к ним требований. Это потребовало больших усилий по внедрению, в том числе прямых обращений к производителю ПО за доработками функциональности.

«Сверх»-человеческий фактор

Очень быстро выяснилось, что проект будет испытанием не только в плане технологий, но и по направлению человеческих коммуникаций. Оказалось, что привычные на уровне крупной корпорации методологии и подходы ведения ИТ-проектов могут не работать в режиме жесткого цейтнота. Глобальный офис не хотел отпускать контроль над происходящим, стремясь определять буквально каждый шаг. Подразделения на местах требовали немедленных результатов, а регуляторы — ужесточали требования. Со своей стороны мы должны были решать сложнейшие технологические и бизнес-задачи, адресуя многочисленные требования каждой из сторон.

Возникали конфликтные ситуации, когда глобальная штаб-квартира буквально вставляла палки в колеса всему процессу, запрещая те или иные действия и осложняя сотрудничество с бизнес-департаментами на местах, так как это противоречило общей политике работы компании по линии «ИТ и бизнес». Все это приводило к сложным психологическим условиям работы на проекте, когда для выполнения поставленных задач сотрудникам приходилось преодолевать огромные и часто необязательные искусственные барьеры.

Ключевым оказался момент осознания, что проектная команда работает уже не для обеспечения «аварийного выхода», а создает нечто новое — более устойчивую ИТ-архитектуру. Стало очевидно, что наши решения не просто латают дыры и заменяют западные аналоги, но в некоторых аспектах начинают превосходить их. И тогда проект получил новый импульс.

От «костылей» и «заплаток» — к новой архитектуре и автономии

Постепенно, после шести месяцев «пожара», проект сместился от аварийного режима к системной перестройке. На втором его этапе (6–18 месяцы от старта) выполнялась задача перехода от временных решений к устойчивой архитектуре.

Самым сложным оказался перенос инфраструктуры. Стояла задача не просто физического перемещения данных и ИТ-систем в российские дата-центры, а полной переработки принципов устройства ИТ-контура. Инфраструктурное основание, которое должно было функционировать в отказоустойчивом режиме, было построено по разработанной нами новой архитектуре и размещено в российских ЦОД.

Мы заменили не только системы информационной безопасности, но и базовые технологические платформы — виртуализацию, сетевое оборудование, системы хранения данных. Была изменена и архитектура самих сервисов. При этом удалось сохранить преемственность бизнес-процессов — и заводы продолжали работать без остановки.

Далее последовал этап обеспечения полной независимости (18–30 месяцы от старта проекта), где уже шла работа по созданию ИТ-контура, который способен пережить любые кризисы. Здесь особой гордостью стала консолидация работы трех ранее независимых бизнес-направлений в единую ИТ-систему. Глобальный офис заказчика пытался решить схожую задачу 15 лет. Мы сделали это за 2,5 года, да еще и в условиях множества ограничений.

В дополнение мы настроили аналитику таким образом, чтобы заказчик стал получать больше данных и отчетов, чем в старой ERP.

Не просто выжили — стали сильнее

Сегодня мы можем подвести следующие итоги проекта.

  • Создана новая автономная экосистема бизнес-приложений, полностью заменившая глобальную и соответствующая всем локальным требованиям как российского законодательства, так и бизнеса;
  • Функционал глобальных систем переработан примерно на 70%;
  • Все 8 производственных площадок переведены на новую архитектуру без остановки производства;
  • Произошла радикальная трансформация ИТ-ландшафта — «лоскутное одеяло» из более чем 200 бизнес-приложений удалось сократить до 20 ключевых систем при сохранении всей необходимой функциональности и качества аналитики.

Часть разработанных в результате проекта решений была адаптирована для использования в других странах присутствия заказчика. Но главный результат — это доказательство того, что даже в условиях беспрецедентного давления возможна не просто локализация, а полноценная цифровая трансформация.

Опыт проекта особенно актуален сегодня, когда схожие крупные инициативы выполняются в разных отраслях — фармацевтика, машиностроение, финансовый сектор и другие.

Главные уроки, которые мы вынесли:

  • Успешная локализация требует не только технических решений, но и управления институциональными конфликтами;
  • Кризис локализации может стать катализатором позитивных изменений при правильной расстановке приоритетов;
  • Российские ИТ-специалисты способны решать задачи, которые годами не поддавались глобальным командам. Нашей проектной команде «ИТ+бизнес», достигавшей в пике свыше 300 человек, удалось серьезно улучшить свои способности в управлении сложными программами трансформационных проектов.

***

Вся эта история — не только про ИТ, но и про преодоление институционального хаоса. Если ваш бизнес зависит от глобальных систем, теряет управляемость из-за конфликтов юрисдикций и ищет партнера, который сделает всю работу по локализации и перестройке ИТ «под ключ», наш опыт может быть вам полезен. Он подтверждает, что можно превратить угрозы и риски, обусловленные текущим моментом, в возможности для роста — несмотря ни на что.

Источник: Павел Кирик, руководитель практики платформенных решений Axenix