31 октября 2025 г.

Эльвина Шарафутдинова

Стремление к цифровизации обучения персонала стало новой нормой для российского бизнеса. Компании внедряют LMS-платформы, запускают онлайн-курсы, виртуальные тренажеры и другие инновации в этой области, ожидая роста вовлеченности команд и, как следствие, повышения их эффективности. Но часто вместо этого бизнес сталкивается с разочарованием и апатией сотрудников. Причина такого результата часто кроется в стратегических просчетах, когда во главу угла ставятся технологии, а не бизнес-цели и потребности людей. О том, какие ключевые ошибки мешают компаниям раскрыть потенциал корпоративного онлайн-обучения и как их избежать, рассказывает руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Эльвина Шарафутдинова.

Ошибка № 1. Нет измеримых целей

Самая распространенная проблема онлайн-обучения в компаниях — это внедрение цифровых инструментов без предварительного анализа текущих процессов и результатов. Многие компании выбирают решения, ориентируясь на тренды или опыт конкурентов, но не могут ответить на простой вопрос: «Какую бизнес-задачу мы решаем?». Однако без этого невозможно сформулировать конкретные и измеримые цели. Если же их нет, то и оценить эффективность инструмента не получится.

Как правильно: Начинайте не с выбора решения, а с глубокого анализа потребностей вашей компании. Четко сформулируйте, какие бизнес-показатели необходимо улучшить (например, «сократить время онбординга на 30%» или «повысить процент успешных сделок на 15%»), и только затем подбирайте инструменты, которые помогут их достичь.

Ошибка № 2. Решение запускается без внутреннего продвижения

Представьте, что в компании появился новый программный продукт, но никто не объяснил сотрудникам, зачем он нужен и как им пользоваться. Очень вероятно, что его будут обходить стороной. То же самое происходит и с платформами для корпоративного обучения и развития сотрудников.

Как правильно: Людям важно понимать, как новые инструменты помогут им лично: упростят работу, сэкономят время, позволят быстрее вырасти в зарплате или должности. Поэтому, запуская, к примеру, онлайн-курс или VR-обучение, создайте вокруг него позитивный нарратив и поддержите внутренним продвижением.

Используйте привычные каналы коммуникации (чаты, email-рассылки), чтобы показать выгоду для сотрудников. Начните запуск с пилотной группы, а затем делитесь ее реальными успехами и отзывами — это создаст эффект сарафанного радио и снизит сопротивление. Заручитесь поддержкой непосредственных руководителей — их вовлеченность и личный пример играют важную роль.

Ошибка № 3. Пользовательский опыт игнорируется

Практически для любого современного пользователя удобство — это базовая потребность. Если же для старта дистанционного обучения нужно совершить множество действий, даже самый качественный контент останется невостребованным. Медленная работа, постоянные ошибки, необходимость запоминать отдельные логины и пароли, отсутствие мобильной версии — все это также создает барьеры на пути к эффективной системе обучения.

Как правильно: Пользовательский опыт должен быть максимально простым, удобным и в идеале — интегрированным в привычные инструменты. Поэтому выбирайте решения с интуитивным интерфейсом и по возможности бесшовной интеграцией в корпоративную экосистему, чтобы обучение становилось естественной частью рабочего процесса, а не помехой ему.

Ошибка № 4. В фокусе — «фишки», а не качество контента

Разработчики образовательных технологий активно развивают и продвигают новые форматы — геймификацию, VR-тренажеры, интерактивные симуляторы. И компании, очарованные инновациями, иногда упускают главное: ценность обучения определяет содержание, а не оболочка. Если за современными визуальными эффектами и интерактивностью скрывается устаревший или оторванный от реальной практики контент, никакие технологические изыски не обеспечат настоящей вовлеченности и результата.

Как правильно: Сфокусируйтесь в первую очередь на качестве и практической ценности учебных материалов. Технологии должны не подменять собой содержательную часть, а усиливать ее понимание, обеспечивать тренировку навыков и обратную связь.

Ошибка № 5. Данные есть, понимания нет

Ключевое преимущество онлайн-обучения — возможность собирать данные (статистику о прохождении курсов, времени обучения, результаты тестирования, обратную связь и т.д.). Однако многие компании не переводят ее в практические инсайты, увязанные с реальными бизнес-результатами. Например, сотрудник может идеально пройти курс по продукту, но это не гарантирует роста продаж или улучшения клиентского опыта. Без анализа корреляции между обучением и конкретными метриками (например, конверсией продаж, средним чеком, индексом потребительской лояльности (NPS), количеством повторных обращений) невозможно оценить и повысить эффективность решения.

Как правильно: При внедрении корпоративного обучения сопоставляйте данные образовательных платформ и инструментов с информацией из других систем, которая позволит увидеть взаимосвязь между обучением и эффективностью сотрудников — например, операционными показателями или удовлетворенностью клиентов. (В частности, интеграция платформ для организации обучения с корпоративными ресурсами, CRM- и ERP-системами, позволяет адаптировать обучение под задачи бизнеса и отслеживать применение навыков в работе). Анализируйте выявленные закономерности, делайте выводы и постоянно улучшайте учебные программы, опираясь на факты, а не на предположения.

***

Внедрение цифровых инструментов обучения — это стратегическая инвестиция в человеческий капитал, а не технологический апгрейд. И его успех определяется реальными изменениями в поведении сотрудников и показателях их эффективности.

Источник: Эльвина Шарафутдинова, руководитель маркетинга бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк