19 декабря 2025 г.

Согласно опросу компании Gartner, Inc., 65% сотрудников заявили, что с воодушевлением относятся к использованию ИИ на рабочем месте.

При этом распространённое мнение руководителей высшего звена о том, что низкая бизнес-отдача от ИИ связана с сопротивлением сотрудников, не подтверждается. Опрос Gartner, проведённый в июле 2025 года среди 2 986 сотрудников, показал: 37% работников не используют ИИ, несмотря на наличие такой возможности, потому что их коллеги также его не используют. Исследование Gartner указывает, что корневая причина часто заключается в избыточной спешке со стороны руководства, приводящей к поспешному внедрению ИИ без должного учёта влияния на персонал.

«Нередко решения о внедрении ИИ принимаются без какого-либо участия HR, — отмечает Эсер Ризаголу, старший директор-аналитик практики Gartner HR. — Это приводит к низкому уровню принятия ИИ, рассинхронизации ожиданий сотрудников и руководства и, в конечном итоге, к отсутствию ощутимой бизнес-ценности».

Чтобы получить ожидаемую отдачу от инвестиций в ИИ, Gartner рекомендует директорам по персоналу (CHRO) предпринять три ключевых шага для переосмысления стратегии внедрения ИИ:

  1. Переосмыслить управление ИИ. Сместить фокус управления ИИ не только на вопросы соответствия требованиям и информационной безопасности, но и на планирование влияния ИИ на опыт сотрудников.
  2. Отобрать сотрудников, заинтересованных в цифровых технологиях и склонных к совместной работе. Определить сотрудников, готовых экспериментировать с ИИ, для пилотного использования инструментов и целевого обучения работе с ИИ.
  3. Сегментировать сотрудников по отношению к ИИ. Разделить сотрудников по их установкам и моделям поведения в отношении ИИ, чтобы выстраивать персонализированные траектории обучения и формировать культуру, ориентированную на активное использование ИИ.

Совместное руководство управлением ИИ для укрепления доверия сотрудников и тестирования среды

Когда HR исключён из обсуждений стратегии ИИ, директорам по персоналу приходится реагировать постфактум на последствия его внедрения. Чтобы минимизировать негативное влияние ИИ на опыт сотрудников, CHRO необходимо сотрудничать с подразделениями цифрового рабочего пространства, безопасности, юридическими службами и бизнес-направлениями в рамках общеорганизационных команд по управлению ИИ.

«Чтобы убедить топ-менеджмент в ключевой роли HR в управлении ИИ, CHRO должны позиционировать ИИ как вопрос работы с персоналом и демонстрировать способность HR выявлять риски, одновременно обеспечивая рост производительности, вовлечённости и удержания сотрудников», — подчёркивает Ризаголу.

Доказательство ценности ИИ через поддержку совместной работы

Параллельно с тестированием ИИ-решений командами управления CHRO следует совместно с HR-бизнес-партнёрами и руководителями подразделений определять сотрудников для участия в пилотных проектах (Proof of Value, POV). Наиболее подходящими кандидатами являются сотрудники, которые легко взаимодействуют с коллегами и проявляют цифровую любознательность.

Gartner выделяет четыре архетипа сотрудников, которые могут получить наибольшую пользу от ИИ:

  • Потребитель — обрабатывает большие объёмы данных и информации, выделяя ключевые инсайты для принятия решений.
  • Коммуникатор — преобразует информацию в сообщения, предложения, новости и действия.
  • Координатор — структурирует и расставляет приоритеты в информации из разных источников для улучшения рабочих процессов.
  • Создатель — трансформирует данные и информацию из одного формата в другой.

После формирования одной или нескольких групп, включающих сочетание этих архетипов, CHRO должны обеспечить условия для их совместной работы с использованием ИИ для достижения индивидуальных и командных целей.

Оценка и классификация профилей принятия ИИ для масштабирования эффекта

Когда сценарии использования ИИ прошли тестирование и соответствуют требованиям управления и бизнес-ценности, их можно масштабировать на всю организацию. На этом этапе CHRO следует опросить участников пилотных проектов и проанализировать данные об использовании ИИ. Это позволит оценить, улучшилось ли качество и своевременность результатов по сравнению с работой без ИИ.

«Чтобы добиться высокого уровня принятия ИИ и его эффективного использования, CHRO и их команды должны сегментировать сотрудников по установкам и моделям поведения в отношении ИИ, используя опросы и данные об использовании», — заключает Ризаголу.

Источник: Пресс-служба компании Gartner