22 декабря 2025 г.

«Технологический сбор» будет «почти незаметным» для покупателей электроники, но его результатом станет пополнение бюджета на 20 млрд руб. уже в 2026 году, сообщают «Ведомости». Дальше — больше, ведь сбор в 2026 году заработает только с сентября. В краткосрочной перспективе правительство прогнозирует существенно более высокие поступления от этого механизма — 88 млрд руб. в 2027 и 110 млрд в 2028 — прирост произойдет за счет расширения на новые категории товаров.

Возможно, поступления будут больше. Размеры «технологического сбора» будет устанавливать Правительство в виде фиксированного значения за единицу товара в зависимости от его вида. В условиях, когда чипы встраивают в большинство электронной техники — от принтерных картриджей и систем охлаждения и до чайников и стиральных машин — перечень товаров, попадающего под новый сбор, может оказался очень широк.

Запланировано поэтапное расширение технологического сбора. Сначала его начнут собирать с готовых электронных устройств, в том числе с ноутбуков и смартфонов, чтобы запустить механизм и начать аккумулировать средства «на развитие отрасли». На втором этапе сбор будет распространен на электронные компоненты и модули, которые являются основой для этой аппаратуры.

Правительство может без обсуждения с индустрией пересмотреть как перечень товаров, попадающих под сбор, так и правила его начисления, чем, скорее всего, воспользуется — при введении сбора консультаций не было. Максимальное значение сбора составит 5000 руб., как обещают сейчас, что для сервера или для сетевого оборудования почти незаметно, но для пользовательских систем даже среднего ценового диапазона, не говоря уже о бюджетных моделях, может составить значительную часть от конечной цены товара.

Введение новых фискальных механизмов следует логике экстраполяции: подход, опробованный в одном сегменте, транслируют на другие. По сути и по предполагаемым механизмам он прямо отсылает к «утилизационному сбору» для автомобилей, введенному ранее, можно также вспомнить «взносы на капремонт». Однако если проанализировать последствия автомобильного сбора и специфику рынка электроники, становится очевидным, что новая инициатива, скорее всего, не достигнет декларируемых целей, но при этом окажет значительное давление на бизнес и конечных потребителей.

«Технологический сбор» позиционируют как один из мощных инструментов для достижения технологического суверенитета. «Это ключевой элемент для стимулирования глубокой локализации производства внутри страны», — уверяет Минпромторг, как сообщает РБК. В министерстве не сообщили, как именно может стимулировать производство внутри РФ дополнительное увеличение цен, например, на процессоры, накопители или на оперативную память, производственных мощностей для создания которых внутри рублевой зоны нет и появления их не предвидится. Механизм позитивного влияния на импортозамещения, когда сбор будет действовать и на продукты локального производства, тоже остался неясен.

«Утилизационный сбор» на автомобили тоже был представлен как инструмент, призванный стимулировать создание инфраструктуры для экологичной переработки отслужившей техники. Реальность оказалась проще и жестче: сбор был практически полностью включен в конечную цену для потребителя, приведя к ее заметному росту. Автомобили в России в периоды действия этого сбора неоднократно дорожали темпами, опережающими как официальную, так и наблюдаемую инфляцию. При этом прозрачной, масштабной системы утилизации, финансируемой за счет этих средств, создано не было. Фактически, сбор трансформирован в дополнительный акциз, пополняющий бюджет, но не решающий исходную проблему. Именно эту модель теперь применяют к рынку электроники — от гаджетов до серверного оборудования.

Рынок электроники уже несет значительную фискальную нагрузку. Производители и официальные дистрибьюторы в полном объеме исполняют обязательства перед государством: платят таможенные пошлины (критически выросшие в последние годы), НДС, налог на прибыль и иные установленные законом сборы. Каждый новый сбор увеличивает расходы бизнеса, что в итоге ложится на потребителя, будь то частное лицо или корпорация. Таким образом, «технологический сбор» де-факто становится дополнительным косвенным налогом на потребление высокотехнологичных товаров.

В условиях бюджетного дефицита дополнительные налоговые поступления для страны благо, но для корпоративных и частных заказчиков — нет. Покупатели заплатят дополнительные суммы при покупке цифровых устройств, но взамен не получат ничего.

Поступления от «технологического сбора» будут направлены в федеральный бюджет, согласно решению Правительства. Средства поступают в общий фонд бюджета, и их дальнейшее использование уже непрозрачно. Это лишает сбор самого смысла «технологичности» и превращает его в очередной фискальный инструмент для пополнения казны, причем за счет сегмента, опережающее развитие которого сегодня является основой роста и конкурентоспособности всей национальной экономики.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News