8 декабря 2008 г.

Когда Стив Джобс извлек легчайший MacBook Air из конверта манильской бумаги на выставке MacWorld Expo в Сан-Франциско в этом году, объявив, что Apple Inc. создала "самый тонкий в мире ноутбук", зал затаил дыхание. С чем на этот раз выйдет компания, известная своими стильными, опережающими время продуктами? Это был изящный ноутбук толщиной 1,9 см в самой широкой части, сужающийся до 0,3 см, который весил около 1,36 кг. Он сиял, и его клавиатура подсвечивалась. Он имел флэш-накопитель и поэтому работал бесшумно. Его блестящий экран завораживал. И, когда Джобс открыл его, казалось, будто он раскрывает глянцевый журнал. С появлением MacBook Air мир портативных ПК обретает своих ценителей стиля. Это ноутбук для смелых новаторов моды - легчайший, полнофункциональный ПК, вызывающий зависть всех окружающих в зале ожидания аэропорта.

А в это время на другом конце страны Lenovo работала над своим "секретным оружием", ThinkPad W700. Если MacBook Air подобен бабочке, то ThinkPad W700 - это тигр.
Имея два жестких диска, четырехядерный процессор и 17-дюймовый экран с встроенным калибровщиком цвета, этот ноутбук отнюдь не игрушка. Это мощная машина для фотографов и профессионалов цифрового видео, которым требуется вычислительная мощь и большая емкость хранения и кому не придется таскать с собой эту почти 4,54-кг машину с одного совещания на другое.

Тонкий и легкий или тяжелый, но более мощный? Выбирать вам. Сегодняшние модели открывают широчайший выбор.

Тенденции эволюции

Ноутбуки - синоним удобства в мире персональных компьютеров, и вендоры ориентируют свои продукты на нишевые рынки, взяв стандартный форм-фактор и стремясь втиснуть в него максимум инноваций, вычислительной мощи и функциональности.

Ноутбуки эволюционируют в более персонализированные нишевые продукты, в то же время становясь магистральным типом сегодняшних ПК. Каковы же возможности для VAR`ов и как использовать многообразие выбора, чтобы увеличить и точнее нацелить свои продажи?
На потребительском рынке можно найти и корпус "под бамбук", и ароматизированные модели, а куда пойдут новации в мире бизнеса?

"Ноутбуки эволюционируют, как и автомобиль. Когда-то он был лишь средством передвижения, но сегодня, если вы взглянете на все эти модели, то главное - это стиль и то, для чего они предназначены. Сегодня мы видим машины с гибридным двигателем и многое другое, и, я думаю, ноутбуки пойдут тем же путем", - говорит Уэс Уильямс, менеджер по всемирному маркетингу ThinkPad компании Lenovo.

"Мы видим тенденцию к очень, очень малым, легким компьютерам с большим временем работы от батарей - таким, как представленный нами ThinkPad S10, - сказал Уильямс. - Есть определенная категория людей, желающих иметь ноутбук, который можно просто положить в карман. На другом конце спектра мы видим, что появляются вертикали другого типа, где людям нужны компьютеры, чтобы делать много разных вещей".

Так, Lenovo предназначает свой ThinkPad W700 создателям цифрового контента и консультировалась с профессионалами отрасли, чтобы определить, какую функциональность и какой форм-фактор они хотят иметь. Исходя из этого, был предложен высококачественный 17-дюймовый экран с калибровщиком цвета и большая вычислительная мощность с возможностью установки процессора Intel Core 2 Extreme.

Если одни модели становятся больше и мощней, то другие, такие как MacBook Air и ультрамобильный упрочненный Toughbook U1, - напротив, меньше.

Фирма Panasonic Computer Solutions Co., признанный лидер отрасли в выпуске упрочненных моделей ноутбуков, предложила в этом году новый Toughbook U1, дав миру свой первый полнофункциональный упрочненный ПК, который может уместиться на ладони.

Он имеет миниатюрную полную клавиатуру и вес около 0,91 кг, оснащен процессором Atom от Intel и позволяет использовать Microsoft Windows и Windows-приложения, как любой настольный ПК. Его характеристики механической прочности и надежности превышают стандарты для систем военного назначения. Дополнительные опции включают сканер штрих-кода и цифровую камеру.

Как и в случае ThinkPad W700, двигателем инноваций в разработке стали пользователи, говорит Кип Уоллс, директор по сопровождению продукта Panasonic.

"Причина, почему мы что-либо делаем, - та, что заказчики сказали нам, что это для них важно. Мы впервые интегрировали цифровую камеру в ноутбук по заказу государственного органа: им нужно было делать много снимков в ходе оценки, которую они проводили, и для подготовки отчетов", - сказал Уоллс.

Удачи и промахи

Однако рассмотреть разные варианты и решить, какую функциональность следует включить в продукт - совсем не простое дело, и здесь бывают удачи и промахи.

Когда-то Lenovo разместила соединители - порты USB и внешнего монитора - на крышке своего ноутбука. Не популярно! Потом компания убрала последовательный порт, и пользователи стали жаловаться. "Поэтому мы добавили опцию туда, где расположен отсек для оптического привода; мы можем сделать его там, разместить последовательный порт вместо этого отсека... и мы продали где-то лишь 300 таких версий. Никто не покупал их, когда мы это сделали", - вспоминает Ховард Локер, директор по новым технологиям компании Lenovo.
"Мы поместили его туда, так как люди сами этого хотели, но они не стали их покупать. Рынок - вот наш главный арбитр", - сказал он.

У Panasonic тоже были свои промахи: двойной экран, на который могли смотреть сразу два человека, и носимый компьютер, который пристегивался на груди, а экран крепился на голове. "На него можно было смотреть одним глазом. Но люди решили, что это слишком похоже на Робота-полицейского", - сказал Уоллс.

Но иногда успех приходит неожиданно.

Lenovo не ожидала такой популярности считывателя папиллярных линий, говорит Локер. "Когда мы впервые его сделали, то думали, что это будет где-то 2% рынка, а цифра достигла 85%! Он понравился не столько из-за безопасности, сколько из-за удобства. Гораздо проще приложить палец, чем помнить все свои пароли. Просто проводишь пальцем - и не нужно никаких паролей!"

Некоторые из вендоров стремятся показать границы возможного. Например, Fujitsu предлагает концептуальные модели, которые, как и концептуальные авто, зажигают воображение.

Ее концептуальный Fabric PC открывает совершенно новые горизонты. "Если взглянуть на ПК и спросить, почему это всегда какая-то жесткая коробка, так это из-за экрана", - говорит Пол Мур, старший директор по маркетингу мобильных продуктов Fujitsu.

Новый концептуальный ноутбук имеет гибкий экран из "электронной бумаги" (e-paper). "Когда используешь такие вещи, как органические светодиоды, которые можно согнуть, скрутить или сложить пополам... то форм-фактор может быть почти любым", - сказал он.

"Электронная книга" Kindle от Amazon - "аккуратная, но все равно коробка", говорит Мур. "А если бы я мог скрутить его в трубку, как сигару, а потом развернуть обратно? Было бы намного лучше. С "электронной бумагой" это можно проделать... это пример того, что может дать технология".

Для бизнеса важна конструкция

Но вернемся на землю. Для корпоративного пользователя конструкция и функциональность, которые облегчают ведение бизнеса, важнее, чем вычислительная мощь, говорит Роберт Бейкер, менеджер по маркетингу ноутбуков бизнес-класса в Hewlett-Packard Co.

"Мы слышим от заказчиков, что конструкция значит сейчас больше, чем это было раньше. Раньше мы никогда не слышали, что она что-либо значит, но в последние два года мы услышали ясно и отчетливо, что это важно", - сказал он.

Но HP осторожно подходит к этому вопросу, стараясь создать машины, которые будут столь же привлекательны для бизнес-пользователей в 2011 году, как и сегодня.

"Тут нельзя поддаться последним поветриям, будь то цвет или что-то еще, что сейчас в моде, потому что это ноутбуки для бизнеса. Они будут характеризовать человека, который их носит, и они должны суметь продержаться не меньше трех лет. Три года спустя конструкция должна выглядеть столь же современно, как и сегодня", - сказал Бейкер.

Именно с таким прицелом HP спроектировала свою линейку корпоративных ноутбуков EliteBook, выпущенную в июне. Они включают считыватель визитных карточек, который распознает информацию и передает ее в Microsoft Outlook. Можно также использовать функцию QuickLook 2, чтобы просмотреть в кэше свой календарь, контакты и электронную почту в Outlook, потратив лишь 10 секунд и не загружая операционную систему, когда ноутбук выключен.

Функция SpareKey позволяет сбросить свои пароли, ответив на три специальных вопроса, так что можно обойтись без вмешательства ИТ-администратора, если пароль вдруг забыт.
"Это еще одна функция, которая позволяет продолжать вести бизнес без простоев и облегчить им жизнь", - сказал Бейкер.

А компании Dell удалось увеличить время работы от батарей некоторых своих ноутбуков бизнес-класса до 19 часов, говорит Бретт Маканалли, директор по коммерческим моделям. Функция "ON" на линейке Latitude для бизнес-пользователей позволяет получить информацию из Outlook без загрузки операционной системы. Кроме того, ноутбуки Latitude выпускаются нескольких цветов.

Новые горизонты

Итак, какие отличительные черты ноутбуков будут важны в будущем?

"Через несколько лет будут определенные форм-факторы, которые выживут, а другие нет, и картина стабилизируется, как это было с "десктопами", - говорит Бейкер. - Но сегодня желание мобильности это самое главное, и клиентурная база толкает нас делать все возможное, чтобы вывести на рынок больше мобильных продуктов".

Рынок образования был главным адресатом инноваций, нацеленных на уменьшение размеров ноутбука. Результатом стало появление устройств, получивших название "сетебук" (netbook) - это миниатюрный ноутбук, предназначенный для простых приложений и просмотра вебсайтов. Asus успешно продает свою модель Eee, HP выпустила MiniNote 2133, а Dell недавно предложила свой Inspiron Mini 9.

"Эта категория получает все больший спрос, и можно видеть, как многие компании выходят в это пространство, - говорит Бейкер из HP. - Но, куда бы ни пошел рынок, этот спрос в сегменте образования уже есть, и мы попадаем в точку с нашим продуктом. Он будет развиваться в будущем году и станет еще замечательней".

Так что netbook - это еще один пример эволюции форм-фактора и функциональности, чтобы удовлетворить потребности заказчиков на определенном вертикальном рынке.

"Я думаю, что, проектируя для конкретных рынков, мы приспосабливаем продукты для реселлеров, которые могут создать решение на их основе для определенных заказчиков, - говорит Бейкер. - Есть определенные партнеры, которые особенно сильны на рынке образования, другие - в продажах СМБ, а третьи - в сфере здравоохранения".

"Эти партнеры вполне могут продавать заказчикам такой продукт вместе с услугами и поддержкой, которые может предложить сам партнер. Это дает им зацепку, повод поговорить с заказчиком, имея продукт, предназначенный для их нужд".

И VAR`ы являются неотъемлемым компонентом в уравнении успеха всех вендоров ноутбуков.
"Технология есть. Конструкция продумана. Форм-факторы определены. [...] Все, что мы вкладываем в коробку, нацелено на потребности заказчика, но должно быть полное решение, которое вы построите на этой основе, - говорит Бейкер. - Нельзя просто предложить ноутбук и сказать: вот, он дешевый, продавайте его и будьте довольны. Нужно приложить к этому солидную поддержку".


От далекой мечты - к повседневной реальности

Кип Уоллс, директор по сопровождению продукта, отвечающий за Toughbook в Panasonic Computer Solutions, знает ноутбуки не понаслышке. Он работает в отрасли с самого рождения портативных ПК и наблюдал за их превращением из далекой мечты в магистральный тип персональных компьютеров, позволяющих делать все, что вам нужно, где угодно и когда угодно.

Но все мы знаем, что ноутбуки не всегда были тем универсальным чудом, каким являются сегодня, имея встроенную веб-камеру, Wi-Fi-адаптер и привод DVD-ROM. Когда-то сама возможность выдернуть вилку из розетки и взять компьютер с собой была революционным новшеством.

"Я чувствую себя частью истории", - говорит Уоллс. Он пришел в компанию Toshiba в 1991 году, когда она выпустила свои первые в мире портативные компьютеры. "Первые модели, работавшие от батарей, были довольно громоздкими и тяжелыми и весили от 5,9 до 6,8 кг".

В начале 90-х вес ноутбуков снизился примерно до 3,18-3,63 кг, и эти машины могли поместиться в кейс и использоваться в деловых поездках.

"В те времена главной была сама идея, что компьютер можно носить с собой", - говорит Уоллс. Он был членом команды, которая работала над первым ноутбуком с цветным активноматричным экраном в 1993 году.

"Это было большое дело в те годы. Он был страшно дорогой. Экран был очень мал и постоянно в дефиците все время, пока их выпускали. Мы не могли изготавливать их достаточно быстро даже несмотря на столь высокую цену. Экран на нем был размером 8,4 дюйма, и люди изумлялись, что мы сделали такой большой и прекрасный дисплей на портативном компьютере", - вспоминает Уоллс.

Появление 56K-модема помогло увеличить популярность ноутбуков, так как мобильные пользователи могли теперь подключиться к бурно растущему Интернету. "Каждый мог встроить тогда модем, зная, что скорость модемов будет расти и люди не будут разочарованы", - сказал он.

Источник: Дженнифер Ловински, по мтериалам ChannelWeb