17 декабря 2008 г.

В конце ноября в Москве состоялась конференция IDC по бизнес-аналитике.

По этому ежегодному форуму можно отслеживать развитие рынка BI в России: от первых опытов несколько лет назад до серьезных, масштабных, уникальных BI-решений, реализованных в крупных и крупнейших компаниях страны. году.

На  этот раз конференция была особенно интересна, так как многие вендоры корпоративного ПО в последнее время настойчиво стремятся разыграть BI как козырную карту в кризисной ситуации. Тезис примерно таков: «Даже если у вас нет возможности тратить ни на что другое, без BI-инструментария в кризис вам никак не обойтись».

Примечательно, что подобные соображения в последнее время высказывает и часть ИТ-директоров: аналитика в сложных условиях наиболее востребована.  Нужны прогнозы, хотя бы какое-то предвидение ситуации и быстрое реагирование на ее изменения.

Что  же аналитики IDC и приглашенные спикеры думают о роли и месте приложений этого класса в нынешних непростых условиях?

Роберт Фариш, вице-президент и региональный управляющий директор IDC по СНГ,  рассказал о результатах недавнего (март 2008 г.) исследования IDC совместно с InfoWorld. В нем приняли участие более 400  ИТ-менеджеров, инженеров и  управляющих, участвующих в приобретении решений бизнес-аналитики.

В качестве трех основных бизнес-проблем в BI-проектах они назвали ограниченность бюджета (47%), время, требуемое для внедрения (35%), квалификация конечных пользователей (28%).  Главные технические проблемы: качество данных (45%), интеграция в существующие ИТ-системы  и интеграция данных в реальном времени (по 29%). Примечательно, что слишком сложным считают интерфейс BI-продуктов 19% пользователей.  

Результаты этого международного исследования кажутся очень похожими на российскую ситуацию, но они  вовсе не подтверждают рост спроса на BI-инструменты, который так стараются инициировать производители, увы, они свидетельствуют о   неминуемом спаде.

Другой опрос, проведенный IDC, должен был ответить на вопросы «В какие функциональные BI-решения планируются будущие инвестиции?» и «Насколько важны преимущества, предоставляемые BI–решениями, для вашей организации?».

Участники опроса сообщили, что среди функций, которые они собираются добавить к своим BI-решениям, на первом месте – хранение данных (54%), на втором – сбор данных (45%), на третьем – управление бизнес-процессами (37%), панели информации (называемые иначе «витрины данных» или «дашборды») – на четвертом.

Наиболее значимым результатом  внедрения BI-решений участники исследования посчитали лучшее качество информации для управленческих решений и более легкий доступ к информации для управленческих решений. И то, и другое в кризисные времена особенно  ценно, однако вряд ли достижимо без решения хотя бы упомянутых выше технических проблем.

В IDC выделяют три стадии развития BI: отчеты на мейнфреймах, хранилища данных и OLAP, всепроникающая система BI.  Для первой стадии характерны бизнес-отчеты и  статистический анализ, для второй панели данных, ключевые показатели, самостоятельная работа пользователей, клиент-сервер и веб-ориентированные приложения. Для третьей (началась  примерно в 2005 г. и продолжится  как минимум до 2020 г.)  - интеграция с процессами, использование структурированной и неструктурированной информации, мета- и основные данные, визуализация и ГИС.

По текущим российским открытым проектам хорошо видно, как на наших глазах вторая стадия плавно сменяется третьей.

Как глобальные тенденции IDC были отмечены:
- переход от транзакционных к основанным на информации вычислениям,
- переход от управления и работы с разрозненными данными к комплексному анализу,
- новые приложения предлагают больше функций в реальном времени, ad hoc запросов и отчетов,
- анализ текста сближается с анализом данных для выработки более понятных результатов.

На развивающихся рынках, к которым относится и Россия, для BI-приложений, по мнению аналитиков IDC,  характерны внедрение инструментов и технологий интеграции для консолидации и лучшего использования корпоративных данных, ETL, OLAP, хранилища данных.

Внедрение аналитических приложений при этом характеризуется поиском требуемых ответов непосредственно в приложениях, наличием «замкнутого цикла» информации в отдельно стоящем приложении.

По оценкам IDC объем рынка BI-средств в России в 2007 г. достиг 105,3 млн. долл., рост инвестиций в BI превысил 60%. В докладе Роберта Фариша были упомянуты более 30 крупных российских компаний, применяющих BI-средства. Он подчеркнул, что еще два-три года назад внедрений просто не было.

В конференции приняли участие традиционные поставщики BI-продуктов, в том числе Teradata, Informatica, Sybase, и крупнейшие производители ПО, не так давно купившие разработчиков BI-средств, такие как IBM, Oracle, SAP.

На этом фоне довольно неожиданно выглядел доклад Роже Верье, вице-президента фирмы Qlikview, разработчика одноименного BI-средства. Верье утверждает, что вместо традиционных BI и связанных с ними проблем (много программ, много разработчиков, владелец – ИТ-отдел, нужны месяцы для внесения изменений и высокая стоимость) могут с успехом быть использованы продукты его компании, таких недостатков лишенные (низкая стоимость, один разработчик, владелец – бизнес-пользователь, минуты для изменений).

По оценке IDC, компания QlikTech является самым динамично развивающимся поставщиком BI-решений в мире. Компания была основана в городе Лунде (Швеция). Ее штаб-квартира находится в Рэдноре, штат Пенсильвания (США). В текущем году у QlikTech свыше 9 тыс.  клиентов в 90 странах, свыше 500 партнеров и 11 представительств по всему миру.

У этого нового вендора партнеры появились и в  России, в их числе  Консультационная группа АТК и ФБ Консалт.

Эта и другие конференции, посвященных BI, позволяют сделать вывод, что в ближайшее время интерес к этим решениям будет действительно расти. Что касается платежеспособного спроса, то, скорее всего, он будет направлен на быстрореализуемые проекты с конкретным, просчитываемым результатом и очевидной пользой для бизнеса.

Источник: Ольга Мельник, CRN/RE