20 мая 2009 г.

Согласно прогнозу Gartner Inc., в 2009 г. рынок ПО как услуги (SaaS) достигнет 9,6 млрд. долл., что на 21,9% больше, чем в 2008 г. (6,6 млрд. долл.).

Он будет демонстрировать устойчивый рост до 2013 г.; к этому времени общий мировой доход от SaaS в сфере корпоративных приложений составит 16 млрд. долл.

«SaaS продолжает расти и развиваться на рынке корпоративных приложений, так как ограниченные бюджеты капиталовложений в текущих экономических условиях требуют более скромных альтернатив, популярность модели растет, - пишет Шэрон Мерц, директор по исследованию Gartner. - Модель использования ПО по требованию принималась все шире в течение почти десятилетия, но в последние пять лет ее популярность значительно возросла».

Степень проникновения SaaS различна на разных рынках и сегментах. Использование SaaS в целом расширяется, но наиболее значительный рост наблюдается в области горизонтальных приложений с общими процессами, для распределенных виртуальных рабочих групп и в технологиях Web 2.0.
Офисные пакеты и создание цифрового контента (DCC) остаются самыми быстро растущими рынками для SaaS.

Ожидается, что в 2009 г. общий оборот рынка офисных пакетов составит 512 млн. долл. против 136 млн. долл. в 2008 г., а рынка DCC - 126 млн. долл. против 70 млн. долл. в 2008 г. Рынок контента, коммуникации и групповой работы (content, communications and collaboration, CCC) продолжает демонстрировать самые большие различия в размере дохода от SaaS в разных сегментах, его общий доход в 2009 г. ожидается равным 2,5 млрд. долл. против 2,16 млрд. долл. в 2008 г. (см. табл. 1).

Принятие SaaS для управления корпоративными ресурсами (ERP) и управления цепочкой поставок (SCM) варьируется в зависимости от сложности процессов. Ожидается, что к 2013 г. на долю SaaS будет приходиться лишь около 1% рынка ERP-приложений для обслуживания производства и операций, но более 18% в сегменте управления «человеческим капиталом» (HCM) и 30% в сегменте снабжения. В сегменте CRM наблюдается большее в целом принятие рынком, в диапазоне от 9% до более чем 33% общего дохода от ПО в зависимости от конкретного подсегмента. В целом, доля SaaS составила более 18% общего оборота рынка CRM в 2008 г.

«Принятию SaaS способствуют многие факторы, включая преимущества быстрого внедрения и быстрого возврата инвестиций, меньший объем первичных капиталовложений и меньшую зависимость от ограниченных ресурсов внедрения, - пишет Мерц. - Рост конкуренции на рынке и более точный прицел “мегавендоров” помогают продвижению решений “по требованию”. Многих заказчиков привлекает также то, что с переходом на SaaS ответственность за бесперебойность работы, резервное копирование, обновления и сопровождение инфраструктуры снимает риск и требование соответствующих ресурсов с их собственных ИТ-подразделений, перекладывая их на вендоров или поставщиков услуг».

Вместе с тем, определенные факторы могут тормозить принятие SaaS, в том числе опасения относительно безопасности данных, кажущееся отсутствие конкурентных отличий, растущие опасения в плане масштабируемости, вопрос долговечности вендоров, а также то обстоятельство, что уже существующие инвестиции в приложения и организационный опыт ограничивают рост SaaS.

Мерц рекомендует компаниям продумать, где SaaS наиболее уместна и может дать преимущества в общей стратегии внедрения приложений, прежде чем выбрать поставщика услуг, а также учесть дополнительные расходы, связанные с SaaS-решением, и когда именно они могут возникнуть в жизненном цикле приложений. Понимание затрат, связанных с подпиской, обучением, пригонкой ПО, интеграцией и апгрейдами функциональности, а также внимательное изучение договорных условий поможет компаниям определить, будет ли SaaS лучшим для них решением.

Источник: Gartner