8 июля 2009 г.

В условиях кризиса всем хочется немножко заглянуть в будущее и «запастись» хотя бы небольшой дозой оптимизма. Такого рода возможность была предоставлена участникам июньского форума DISTREE IT Channel Week дважды: во время выступления Ивоны Мурковски (Iwona Murkowska), старшего консультанта по европейским ИТ-рынкам компании GfK Retail and Technology, специализирующейся на исследовании продаж высокотехнологичной продукции в 80 странах мира, и в ходе заседания круглого стола «Динамика и перспективы российского рынка ИТ-дистрибуции» (см. https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=29070&phrase_id=20261), проведенного ITResearch c участием топ-менеджеров ряда российских компьютерных компаний.

Г-жа Мурковска считает, что на компьютерном рынке еще есть продукты, спрос на которые растет и торговать которыми выгодно. К таковым, по ее мнению, относятся небольшие портативные компьютеры, Web-камеры, мыши для ноутбуков, беспроводные устройства и ряд других изделий. Впрочем, если проводить более глубокую сегментацию, то можно заметить, что нетбуки теснят с рынка не столько своих более крупных собратьев, сколько настольные компьютеры, доля которых в странах Европы с сентября 2008-го по март 2009 г., по оценкам GFK, снизилась в натуральном выражении с 26 до 21% (за этот же период доля нетбуков увеличилась с 8 до 16%). В то же время позиции универсальных портативных компьютеров (около 50% рынка) и ноутбуков класса «замена настольного ПК» (приблизительно 12% рынка) практически не поколебались.

«Для повседневной работы нетбуки не пригодны, а при их эпизодическом использовании возникают проблемы с синхронизацией данных, — заметил один из участников июньского форума DISTREE. — Изначальный энтузиазм владельцев устройств стоимостью несколько сот долларов не оправдался. Серьезным пользователям требуется более функциональное «железо»».
Исследования GFK показывают, что, выбирая новые высокотехнологичные продукты, 39% российских потребителей демонстрируют среднюю приверженность к брендам, 29% — приверженность выше среднего и 32% — ниже среднего. Интересно отметить, что предпочтения среднестатистического россиянина и среднестатистического же жителя Евросоюза практически совпадают. Так, например, для жителей Германии, по данным GFK, перечисленные выше приверженности (средняя, выше среднего и ниже среднего) выглядят следующим образом: 41, 31 и 28% соответственно.

Еще сильнее привязанность к определенным торговым маркам выражена у покупателей компьютеров и различных «околокомпьютерных» товаров. Аналитики GFK утверждают, что в России среди покупателей ИТ-продуктов 52,8% пользователей всегда выбирают товары из ограниченного числа знакомых им брендов; 21,7% покупателей приобретают недорогие товары ограниченного количества вендоров; 17,5% всегда берут продукты одного и того же любимого ими вендора и лишь 8% покупателей не смотрят на торговую марку и отдают предпочтение самым дешевым товарам. Почти также выглядит распределение мотиваций у среднестатистического европейца: 51,8; 24,5; 14,3 и 9,4% соответственно. Стало быть, даже в условиях кризиса взращивание бренда — это своего рода инвестиции в будущее.

В то же время специалисты GFK считают, что в 2009 г. потребительский ИТ-рынок в регионах СНГ, Центральной и Восточной Европы сократился по сравнению с 2008-м на 24% в денежном выражении и на 11% — в количественном, а корпоративный ИТ-рынок «просел» на 40 и 26% соответственно. Не оправдали надежд даже традиционно высокие рождественские продажи.

См. подробнее http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=119515&THEME_ID=13962

Источник: Владимир Митин, PC week