20 августа 2009 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила дело об административном правонарушении в отношении «Лаборатории Касперского» за нарушение статьи 25 (Обязанность представления информации в антимонопольный орган) Закона о защите конкуренции.

«Лаборатория Касперского» не представила в полном объеме информацию, запрошенную антимонопольной службой. В частности, компания не до конца раскрыла группу лиц, в которую она входит.

Норма закона обязывает организации представлять в антимонопольный орган информацию по мотивированному требованию, даже если эта информация составляет коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Сведения необходимы антимонопольному ведомству для реализации возложенных на него полномочий. Сейчас ФАС России проводит анализ рынка антивирусного программного обеспечения.

Известно, что производители программного обеспечения «Лаборатория Касперского» и «Доктор Веб» устанавливают цены на свои продукты для конечных пользователей, и эти цены диктуются продавцам антивирусов, так как сами производители не занимаются продажей своих продуктов. На данный момент ФАС России изучает этот вопрос на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

«Новые обвинения никак не связаны с делом Челябинского отделения ФАС, - поясняют в «Лаборатории Касперского». - В настоящее время ФАС России активно проводит мероприятия, связанные с изучением рынка информационных технологий, и в рамках изучения рынка от ЛК была затребована определенная информация, которую мы предоставили, однако ФАС посчитала, что информация предоставлена недостаточно полно. В связи с этим и было возбуждено данное дело, слушание которого назначено на 14 сентября. В настоящее время все документы со стороны ЛК предоставлены в полном объеме».

Напомним, что Челябинское УФАС России продолжает дело, возбужденное против «Лаборатории Касперского» 27 мая 2009 г.

По мнению Челябинского УФАС, крупнейший российский производитель антивирусных программ - ЗАО «Лаборатория Касперского» - не является сторонником правил Fair Play при «игре» на рынке информационных технологий.

Дело в том, что продажу систем защиты ПК компания осуществляет только через авторизованных поставщиков (дистрибьюторов и иных партнеров), имеющих соответствующие договоры с «Лабораторией».

Создание группы так называемых «избранных продавцов» привело к тому, что на недавнем запросе котировок на заключение госконтракта на поставку антивирусных программ, проведенном в одном из федеральных ведомств, из 16 потенциальных поставщиков 13 предложили одинаковую цену на продукт. Отметим, что последние, как установило Челябинское УФАС России, являются авторизованными продавцами антивирусов ЗАО «Лаборатория Касперского».

Однако право на заключение контракта получил участник торгов, не имеющий соглашения с компанией и установивший на антивирусные продукты меньшую цену.

«Лаборатория Касперского» отказалась продавать свои программы выигравшему торги лицу. Компания мотивировала свой отказ несоответствием предложенной данным участником цены поставки ценовой политике правообладателя, а следовательно и отсутствием у него статуса авторизованного поставщика. Такое развитие событий грозит победителю торгов, ввиду невыполнения им условий государственного контракта, внесением его данных в список недобросовестных поставщиков.

Челябинское УФАС России, заинтересовавшись данным фактом, 27 мая возбудило дело в отношении ЗАО «Лаборатория Касперского» по признакам нарушения ст. 11 (Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов) Закона о защите конкуренции.

Служба выявила, что компания устанавливала по всей стране единые цены на производимые ей продукты, реализовывала системы антивирусной защиты только через авторизованных продавцов и ограничивала свободное распространение продуктов поставщиками, нарушая тем самым антимонопольное законодательство.

«Мы считаем данные обвинения несправедливыми. Официальная позиция ЛК: мы не осуществляли инкриминируемых нам действий, - говорят представители «Лаборатории Касперского». -  Если говорить о причине возникновения дела, то его возбудили на основании заявления одной организации, являвшейся участником размещения заказа для госнужд.   Данная организация подала заявку на участия в конкурсе, не имея договорных отношений ни с ЛК, ни кем-либо из наших партнеров. Как следствие эта организация не смогла выполнить условия госконтракта. Поэтому сейчас она должна быть признана недобросовестным поставщиком. В настоящее время авторизацию ЛК имеет более 6 000 организаций. В этой связи говорить об ограничении конкуренции и «создании группы так называемых «избранных продавцов» не приходится».

Намеченное на 18 августа рассмотрение дела в отношении «Лаборатории Касперского» Челябинское УФАС перенесло на 9 сентября по ходатайству компании.

Источник: Пресс-служба ФАС России, Челябинского УФАС России