21 декабря 2010 г.

Согласно прогнозу Gartner, мировой доход от ПО как услуги (SaaS) на рынке корпоративных приложений достигнет 9,2 млрд. долл. в 2010 году, увеличившись на 15,7% по сравнению с прошлым годом (7,9 млрд. долл.). Ожидается, что в 2011 году рынок покажет более сильный рост, на 16,2% за год, и мировой доход от SaaS составит 10,7 млрд. долл.

Согласно определению Gartner, SaaS - это ПО, которым владеет поставщик услуг, обеспечивая его предоставление заказчикам и дистанционное администрирование. Он предоставляет приложение, используя один набор общего программного кода и описаний данных, которое потребляется множеством заказчиков в любое время с оплатой по мере использования либо по подписке, основанной на метрике использования.

«Первоначальные опасения в плане безопасности, времени отклика и доступности услуг уменьшились для многих организаций, так как модель инфраструктуры и бизнес-модель SaaS стали более зрелыми и шире распространились на рынке, - пишет Шэрон Мерц, директор исследования Gartner. - Модель использования по требованию и экосистемы вендоров продолжают развиваться, чтобы предоставить дополнительные ИТ- и бизнес-услуги, более нацеленную на вертикали функциональность и создать сильные сообщества партнеров и покупателей».

Ландшафт мирового рынка SaaS меняется; вендоры продолжают расширяться регионально, углублять связи с существующими клиентами и использовать новые  возможности, а также расширять свои предложения ПО путем органического роста и через покупки. «Растет участие руководителей высшего звена в принятии решений о покупке, равно как и участие ИТ-подразделений в процессе закупки ввиду более крупных сделок, растущего использования SaaS организациями и более отчетливого требования интеграции с существующими системами, так как SaaS всё более включается в корпоративные бизнес-процессы», - пишет Мерц.

Другие перемены на рынке SaaS:

- Всё больше организаций используют различные SaaS-приложения разных вендоров, которые были куплены и внедрены без участия ИТ-подразделений, что создает трудности их администрирования.
- Внедрения SaaS становятся крупнее; всё чаще заключаются сделки на тысячи и десятки тысяч пользователей в больших  организациях.
- «Социальные сети» и «социальное» ПО всё больше интегрируются с SaaS-решениями, а «социальные» платформы, такие как Facebook и Twitter, используются для сервисного обслуживания, продаж и маркетинга.

Средства управления контентом, коммуникации и коллективной работы (CCC) продолжают лидировать на корпоративном рынке SaaS, и мировой доход в этом сегменте достигнет 2,9 млрд. долл. в 2010 г.; на втором месте идет управление связями с клиентами (CRM), где доход составит 2,6 млрд. долл.

Использование SaaS-технологий в CCC варьируется в зависимости от подсегмента. В некоторых субсегментах, например, управления корпоративным контентом (ECM) и поиска, SaaS практически не используется, тогда как на рынке веб-конференций эта модель является доминирующей.

Принятие SaaS на рынке CRM также заметно варьируется внутри подсегментов. Большая часть всего дохода от SaaS-приложений в субсегменте продаж приходится на автоматизацию продаж, где преимущества быстрого внедрения и простого конфигурирования делают их привлекательной альтернативой автономным системам на местах. Растет интерес к SaaS-решениям в И-коммерции в сфере B2C, хотя некоторые покупатели высказывают опасения потенциальной утраты дифференциации, влияния на ИТ-портфель в целом, трудностей интеграции с приложениями на местах и неопределенности в плане владения данными (данные клиента или агрегированные данные?).

В течение 2009-2010 гг. значительный интерес отрасли к SaaS и другим моделям аутсорсинга приложений сместился к платформе облака - более широкой концепции, одним из вариантов которой является SaaS, представляя собой прикладной уровень всей архитектуры облака. По оценке Gartner, 75% текущего дохода от поставки SaaS может рассматриваться как использование облака, и эта доля может превысить 90% к 2014 году, когда модель SaaS станет зрелой и произойдет ее конвергенция с облаком.

Gartner отмечает также, что важно отличать SaaS от хостинга или администрирования приложений или их аутсорсинга. «Поскольку SaaS и облако являются горячими темами на рынке, многие поставщики переименовывают свои хостинговые предложения, услуги администрирования приложений или их аутсорсинга в SaaS либо заявляют, что их решения предлагаются "в облаке". Наблюдается массовое переименование более традиционных подходов аутсорсинга приложений, - пишет Мерц. - Поставщики рискуют запутать и даже оттолкнуть от себя покупателей, если будут продолжать в том же духе. Хостинг и администрирование приложений это не синонимы SaaS и вовсе не обязательно подпадают под определение облака»

Источник: Пресс-служба Gartner