9 февраля 2011 г.

Константин Фокин, НАБА
Привлечение средств частных инвесторов на реализацию предпринимательского проекта – достаточно распространенное явление в нашей стране. Вместе с тем, термин «бизнес-ангел» появился сравнительно недавно и все еще незнаком широкому кругу людей. Кто же такие бизнес-ангелы и для чего они необходимы начинающему предпринимателю?

Бизнес-ангел —  это частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале. В настоящее время происходит смешивание понятий «бизнес-ангел» и «венчурный капиталист». Бизнес-ангелы, как правило, вкладывают свои собственные средства в отличие от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц, объединёнными в венчурные фонды.

В большей части успешных проектов стояли бизнес-ангелы. К сожалению, большинство их имен останется неизвестными для широкой публики. Так в Америке, так в Англии, тем более так - в России. Быть богатым и успешным пока не очень почетно, а иногда и опасно. Тем не менее, на ранних этапах развития компании Google, Facebook, Skype и множество других стартапов были поддержаны ангелами. В России это Yandex, Elecard Devices, AlterGeo, Darberry и сотни других.

Для того, чтобы успешно сотрудничать с бизнес-ангелами, надо понимать особенности их работы. Ангельская деятельность сопровождается высоким риском потерять свои вложения. Сама природа рынка ранней стадии инвестирования такова, что до 90% доходности портфеля из 10-20 компаний может быть сосредоточена в одном успешном проекте, а остальные просто списываются как неудавшиеся. Но одиночные ангелы редко собирают портфели более 1-3 проектов - отсюда и высокий риск этой деятельности.

Одной из наиболее привлекательных для бизнес-ангелов областей является сфера информационных технологий: зачастую, чтобы запустить проект в ИТ, необходимы совсем не большие вложения, при этом срок окупаемости проекта существенно меньше, чем в других индустриях, и почти сразу можно получить ощутимый результат. Именно поэтому значительное количество предпринимателей, реализующих в ИТ-сфере свои проекты, не понаслышке знают о бизнес-ангелах.

Самое главное, что может предоставить начинающему предпринимателю бизнес-ангел – это не деньги, а знания и связи, которые он приносит с собой в проект. Его предпринимательский опыт позволяет команде проекта уберечься от ошибок начинающих, а также дает прямые выходы на потенциальных клиентов и партнеров. Вместе с тем, подобрать бизнес-ангела для своего проекта не так уж и просто, поскольку от того, насколько правильно будет сделан выбор, зависит успешность всего проекта. Ведь у начинающего предпринимателя появляется опытный партнер, у которого есть свое, зачастую отличающееся, представление о ведении бизнеса, и поэтому для построения эффективной модели бизнеса необходима качественная совместная работа.

Где же найти бизнес-ангела для своего проекта в кратчайшие сроки и на что обратить внимание при его привлечении в проект – это ключевые вопросы, которые задают практически все начинающие предприниматели. В последнее время по всей России организовывается все большее число регулярных мероприятий, на которых предприниматель имеет возможность сделать презентацию своего проекта или просто познакомиться с потенциальными инвесторами и обсудить с ними возможности вхождения в проект. Например, весной состоится одно из таких профильных мероприятий - III Ежегодный конгресс Национальной ассоциации бизнес-ангелов.  Кроме того, в Рунете есть специальные каталоги стартапов, в которые можно вносить описание своего проекта, даже если он находится на стадии идеи. Для поиска инвестиций команде надо рассказывать о себе как можно больше – специализированные интернет-ресурсы и профильные мероприятия это как раз то, что нужно.

Презентуя свой проект, предпринимателю необходимо учитывать, что в первую очередь инвестора будет интересовать его вовлеченность, уверенность в том, что все получится. Ключ к успеху в привлечении капитала на ранней стадии - это именно вера предпринимателя в свой проект, желательно подтвержденная делом -  то есть использованы все возможные собственные ресурсы, все, что может быть взято, добыто, сделано без денег - взято, добыто, сделано! По статистике, именно наличие команды и достойного лидера является важнейшим фактором для принятия решения об инвестировании. Команда стартапа, со своей стороны, должна понимать, что с этим человеком придется работать бок о бок долгие годы и, возможно, от уровня взаимопонимания будет зависеть успех проекта.

По сути дела, бизнес-ангелы - это люди, способные самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Тем не менее, за рубежом, а в настоящее время и у нас, существуют сети бизнес-ангелов – профессиональные объединения инвесторов ранних стадий, которые помогают своим членам подобрать тот или иной проект для инвестирования. Сейчас такие сети становятся общероссийскими, и это значит, что, обратившись в них, стартап сможет узнать, с кем из бизнес-ангелов в своем регионе можно обсудить проект и, возможно, начать сотрудничество.

Итак, для чего же нужен начинающему предпринимателю бизнес-ангел? Для получения стартовых инвестиций, опыта и связей. Но вся реализация проекта и его успех на 99% зависит от команды и лидера стартапа.

Источник: Константин Фокин, президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов