2 ноября 2012 г.

Компания Seagate отчиталась  по итогам первого финансового квартала: компания на 13% увеличила поставки жестких дисков (с 51,0 млн. единиц в первом финансовом квартале прошлого года до 57,6 млн.), продемонстрировала блестящие показатели по росту выручки (больше на треть – рост с 2,8 до 3,7 млрд. долл.) и чистой прибыли (рост  со 140 до 585 млн. долл.).

Результаты кажутся блестящими, но на самом деле все не столь радужно.

Высокие показатели во многом обусловлены «эффектом низкой базы». Напомним, что в 2011 году индустрия жестких дисков серьезно пострадала от наводнений в Таиланде, где выпускали порядка 40 процентов винчестеров, и годовой объем продаж жестких дисков в штучном выражении, по данным IDC, снизился на 4,7%. Тогда же аналитики высказали предположение, что восстановление производственных мощностей – а треть таиландских фабрик по производству HDD были затоплены – продлится примерно до середины 2012 года, и только после этого начнется заметный рост, что мы и наблюдаем.

Как видно, увеличение  продаж Seagate соответствует этой тенденции, а показатели роста по сравнению с аналогичным кварталом годовой давности вполне закономерны. Однако  за последний финансовый квартал продажи Seagate снизились по сравнению с результатами предыдущего финансового квартала, когда компания поставила 66 млн. жестких дисков. Из-за этого вендор   утратил лидерство на рынке винчестеров даже по собственным оценкам. Его основной конкурент компания Western Digital продала на 3,5 млн. жестких дисков больше. Поэтому на фоне выразительных цифр квартального отчета акции Seagate подешевели, а ей пришлось оправдываться перед инвесторами. Компания связывает свои проблемы с кризисом в Европе, но это «универсальное» объяснение на протяжении последних четырех лет в данном случае не является исчерпывающим.

В последнее время в индустрии ИТ все отчетливее проявляются  две следующие тенденции, нерадостные для производителей винчестеров, в том числе и для Seagate. Во-первых, все больше данных хранится на корпоративных системах хранения и в «облачных» решениях, и все меньше на локальных устройствах. Рынок систем хранения данных во всем мире сейчас переживает не лучшие времена, в чем как раз виноват мировой экономический кризис. Во-вторых, все больше компьютеров получают твердотельные диски, которые чаще используют в ультрабуках, десктопах-моноблоках в тонких корпусах и в других такого рода решениях.

Более того, твердотельные диски предлагают и для корпоративных систем хранения данных. Например, сегодня две серии твердотельных накопителей такого класса емкостью от 100 до 800 Гб представила Samsung, недавно продавшая свое подразделение по производству традиционных HDD... все той же Seagate!

Покупка подразделения Samsung несколько упрочила положение Seagate в данном сегменте рынка, но не спасла ситуацию. Лидерство на рынке компания утратила раньше. По данным аналитической компании IHS iSuppli, во втором календарном квартале 2012 года на долю Seagate приходилось 42% рынка HDD, а на долю Western Digital – 45%. Замыкала тройку лидеров Toshbia c 13%, все остальные компании можно смело отнести  к категории «прочие».

Согласно прогнозам IDC, среднегодовой прирост продаж HDD в текущем году достигнет 7,7% и станет  максимальным на весь обозримый период (до 2016 года), что  обусловлено упомянутым наводнением, то есть форс-мажором. Что касается тенденции, то она  направлена не на взлет продаж, а совсем в другую сторону.

Время традиционных винчестеров уходит. Важно понимать, что борьба за лидерство двух компаний разворачивается  на последнем этапе существования  рынка винчестеров.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE