1 февраля 2013 г.

Выпуск новой ОС BlackBerry 10 - первый шаг в амбициозных планах компании, которая до сего времени носила название Research In Motion.

Но фундамент был заложен задолго до официальной презентации BB10, которая состоялась в среду, и даже еще до того, как Торстен Хайнс занял пост главного управляющего RIM, а ныне BlackBerry. Как пояснил Хайнс в своем выступлении, два года назад компания встала перед дилеммой: перейти на чью-то другую платформу ПО или перестроить BlackBerry OS и делать ставку на нее.

Если бы BlackBerry (компания) пошла путем Nokia и отказалась от своей ОС в пользу сторонней платформы, то была бы вынуждена либо перейти на Windows (которая сама в еще худшем положении, чем BB), либо принять риск оказаться затерянной в море Android-вендоров с угрозой вытеснения под натиском Samsung и Motorola.

Трудно задним числом оценивать принятое решение, тем более на этом, самом раннем этапе существования BB10. Отказ от проприетарной платформы - и столь важного BlackBerry Enterprise Server - означал бы полное поражение для компании. BlackBerry 10 встретила в целом положительные отзывы, так что, как минимум, компания предпримет смелую попытку возвращения.
Тест-центр CRN решил высказать свое мнение, что компания сделала правильно в своей новой платформе и первых смартфонах с BB10, и в чем она, возможно, просчиталась.

1. Выросла армия разработчиков

Конечно, самой большой проблемой BlackBerry в последние годы было отсутствие мобильных приложений для ее смартфонов. Разработчики устремились на iOS и Android, и интерес к BB был невысок. Наверно, самый яркий пример этой нестыковки - выпуск планшета BlackBerry PlayBook в 2011 году: зияющим было отсутствие приложений, написанных для PlayBook OS, которая теперь слилась с ОС для смартфонов в новой BlackBerry 10. И хотя позднее компания добавила поддержку Android-приложений на своем планшете, ее сайт ПО BlackBerry App World критиковали как путаный и трудный в навигации. Даже с поддержкой Android планшет страдал от нехватки самых нужных приложений, прежде всего для офисной работы и коммерческих отделов.

В 2013 году перед нами совсем другая картина: BlackBerry 10 на момент запуска насчитывает свыше 70 тыс. приложений - больше, чем какой-либо другой первый релиз мобильной ОС, говорит компания. На официальной презентации в среду руководители BlackBerry уделили достаточно времени тому, чтобы рассказать, как компания постаралась привлечь разработчиков на BB10 и предоставить им необходимые инструменты, поддержку и финансовые стимулы, чтобы создавать приложения для ОС. Среди них были и конкурсы «Port-a-Thon» для разработчиков на Android, которые портировали свои приложения на BB10.

Эти усилия, похоже, окупились: среди 70 тыс. приложений лидируют Skype, Amazon Kindle, Facebook, Twitter и популярная игра Angry Birds. Да, пользователям BB10 придется подождать, пока придут гиганты вроде Instagram. И многие из этих приложений первой волны всё же изначально сделаны для Android. Но важный вопрос при вступлении в 2013 год получил свой ответ: если компания сможет удержать разработчиков и, как минимум, наполнять витрину портированными версиями с Android для своей более защищенной и устойчивой ОС, то BlackBerry обратит-таки минус в плюс.

2. Корпоративная «заточка»

Еще одна хорошая новость: выпустив BB10, компания показала, что по-прежнему способна предложить лучшую корпоративную функциональность, которая когда-то сделала ее смартфоны столь популярными среди бизнес-пользователей. Даже еще лучше: компания упрочила свои ставки в корпоративной игре, предложив в BB10 новые функции, с которыми будет трудно сравниться конкурентам. Ранее представленная BlackBerry 10 Enterprise Service - очень важное дополнение; она позволяет ИТ-администраторам управлять всем парком не только BlackBerry-, но также iOS- и Android-устройств. Но есть и другие: BlackBerry Balance позволит создать на смартфоне два профиля, персональный и для работы, и легко переключаться между ними. BlackBerry Flow обеспечивает многозадачность и переключение между приложениями, а BlackBerry Safeguard предназначена для шифрования данных и блокирования утерянных устройств.

Главным вопросом для компании остается: произведет ли BB10 достаточное впечатление на пользователей, а не только ИТ-подразделения и ИТ-директоров своими корпоративными функциями, чтобы они захотели купить новые смартфоны? С приходом BYOD закупка мобильных устройств переходит из рук организаций в руки самих потребителей.

3. Лучше потребительские функции

Пользователи прежних смартфонов BlackBerry часто жаловались на отсутствие сугубо потребительских функций и услуг. О чем речь: витрина BlackBerry App World, конечно, уступала другим хранилищам контента и ПО: iTunes, Google Play и Windows Phone Store. Компания полностью перестроила весь сайт ПО для BB10, который называется теперь BlackBerry World. Он стал проще в использовании, а кроме того, компания выкатила главные орудия: практически каждая крупная киностудия и фирма звукозаписи дружит с новой ОС, предлагая музыку, ТВ-передачи и фильмы для покупки или проката по ценам, аналогичным другим сайтам продажи контента.

Помимо BlackBerry World новая ОС предлагает также соблазнительные функции для потребителей, например TimeShift для фотографирования. Камера автоматически делает серию снимков до и после того, как пользователь нажмет кнопку затвора; после съемки можно просмотреть всю отснятую серию и выбрать самый удачный снимок.

4. Оставлена клавиатура

Когда Хайнс продемонстрировал новый смартфон BlackBerry Q10 с хорошо знакомой клавиатурой, многие в зале встретили его аплодисментами. Несмотря на успех сенсорных экранов в последние пять лет многие приверженцы BlackBerry по-прежнему предпочитают привычную QWERTY-клавиатуру. И похоже, Q10 придется по душе многим давним пользователям BlackBerry. У него та же фирменная клавиатура, что у прежних моделей, но сенсорный экран стал теперь чуть больше, 3,2 дюйма. Учитывая, что сенсорный интерфейс сегодня гораздо популярнее, компания, наверно, приложит больше усилий, продвигая модель BlackBerry Z10 без клавиатуры. Но она поступила мудро, угодив своим верным пользователям в модели Q10 и отмела опасения, что клавиатура исчезнет из BlackBerry.

Однако не все стрелы попали в «десятку». Есть некоторые упущения, которые могут замедлить победную поступь BB10.

1. Слишком долго!

Несмотря на все свои новые прекрасные функции BlackBerry 10 очень поздно выходит на рынок. Компания отложила выпуск с 2012 года до начала этого, что привело к еще большим потерям базы пользователей, и BB10 не вписалась в рождественскую неделю праздничных покупок. Более того, BB10 могла бы принести гораздо больше пользы год или два назад, когда финансовые потери компании и отток клиентов еще не были так очевидны. Резюме: BB10 решает многие проблемы BlackBerry, но их следовало бы решить раньше.

2. Странности поставок

Довольно странным выглядит график начала продаж новых смартфонов с BB10. BlackBerry Z10 появится сначала в Великобритании, уже в четверг, а исконной базе пользователей BlackBerry в Канаде придется подождать до 5 февраля. Ну, а страждущие в США и вовсе не увидят его до марта - только после Объединенных Арабских Эмиратов, - но даже тогда он поступит в продажу у «большинства операторов», но не всех. А модель Q10 явится не раньше апреля, так что приверженцам «классики» BlackBerry предстоит ждать еще дольше. Компании придется поднапрячь свою маркетинговую машину еще на несколько недель, если она хочет действительно заработать на этом релизе, и это будет совсем не просто.

3. Характеристики: почему не лучше?

BlackBerry Z10 и Q10 заслужили много похвал, но в новых смартфонах просматривается ряд довольно странных уступок. Во-первых, оба оснащены двухядерным 1,5-ГГц процессором Snapdragon от Qualcomm; это прекрасная однокристальная система (SoC), используемая и в других популярных смартфонах, например Galaxy S III. Проблема в том, что отрасль делает уже следующий шаг к четырехядерным чипам: по слухам, будущий Galaxy S4 будет оснащен новой четырехядерной SoC, т. е. двухядерный чип - уже не передний край. Более того, Z10 выходит только в одной версии, на 16 Гбайт, правда, с гнездом для карты microSD. Но устройство с BB10 поддерживает дополнительно лишь 32 Гбайт хранения, что опять-таки не дотягивает до 64 Гбайт у такого лидера, как iPhone 5. И хотя технические характеристики Z10 и Q10 вполне неплохи, компания могла бы сделать их еще лучше.

По следам презентации ясно, что Хайнс и вся команда приняли к сведению критику и претензии, высказанные за последние несколько лет, и внесли ряд существенных изменений, чтобы снова сделать BlackBerry конкурентоспособной. Недовольные уже не могут заявить, что компания сидит сложа руки, пока рынок уходит вперед. Но на сегодняшнем мобильном рынке, где командует сам пользователь, остается большой вопрос: сможет ли BlackBerry привлечь потребителей, а не только ИТ-персонал? Время покажет.

© 2013. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Роб Райт, CRN/США