11 февраля 2014 г.

Nintendo Wii U
Легендарный производитель электронных развлечений японская компания Nintendo переживает не лучшие времена. Прибыль корпорации быстро снижается, а продуктов, которые могли бы исправить столь  печальное положение дел, нет. Но все ли предрешено?

По итогам третьего квартала 2013 финансового года операционная прибыль Nintendo уменьшилась  на 6,9% по сравнению с показателями за предыдущий год и составила 21,7 млрд. иен  (около 211 млн. долл.). По итогам всего финансового года, который заканчивается в марте, Nintendo ожидает убыток в размере 35 млрд. иен (336 млн. долл.). А ведь  еще год назад ожидалось, что следующие 12 месяце принесут компании 100 млрд. иен прибыли.

Главная проблема компании – слабые  продажи на внешних рынках. Если внутри Японии консоли производителя расходятся неплохо, то на глобальном рынке его позиции далеко не так прочны, как еще  пять лет назад. Приставка Wii U, на которую возлагалось много надежд, в США и Европе тоже «не пошла». Если в текущем финансовом году Nintendo планировала продать 9 млн. этих консолей, то недавно прогноз был пересмотрен в сторону снижения - 2,8 млн. устройств.

С портативной приставкой 3DS дела обстоят еще хуже: ее продажи в Европе тоже оказались в разы меньшими, чем ожидалось.

Плохие финансовые результаты компании вынудили ее гендиректора  Сатору Ивату снизить себе зарплату сразу в два раза.

Акции Nintendo торгуются на бирже уже 52 года, и это лишь второй случай, когда компания заканчивает год с убытком (первый  - два года назад).

Обычно, когда компания размером с Nintendo начинает быстро терять рынок, шансов на то, что она восстановится, не так много. С другой стороны, дело тут не только в японской компании, но и в общем состоянии рынка: не слишком  хорошо сейчас продаются и Sony PlayStation 4 и Microsoft Xbox. Да, поставки PS4 сейчас превышают [1] недавние объемы сбыта PS3, и в прошлом году Sony продала 4 млн. своих игровых приставок. Но это вряд ли можно назвать головокружительным успехом. Тем более, что обновления этой консоли геймеры ждали больше семи лет. Квартальные продажи Microsoft Xbox One достигли [2] 3,9 млн. единиц. Казалось бы, неплохо, но для новинки результат не выглядит впечатляющим.

На фоне провалов Nintendo дела у конкурентов кажутся не такими уж и плохими. Становится более-менее очевидно, что для выхода из кризиса Nintendo придется изменить бизнес-модель. Глава корпорации Сатору Ивата уже пообещал [3] инвесторам представить  план спасения компании.

Шансы выйти из кризиса у Nintendo все же есть. Для этого ей нужно пересмотреть свои приоритеты и направления развития.

Ниже представлен список рекомендаций [4] для компании, составленных специалистами издания Mashable.

1. Виртуальные консоли и лицензирование игр. Nintendo никогда не стеснялась зарабатывать на ностальгии пользователей по ее старым играм: Super Mario, Metroid, The Legend of Zelda и т.д. На приставке Wii в эти игры можно было поиграть, установив сервис Virtual Console. Если же японская корпорация предоставит возможность другим производителям приставок использовать ее игры, то сможет неплохо заработать на лицензировании. Также это позволит ей расширить свою аудиторию: в тот же Super Mario можно играть и на iPad, и на Sony PS, и на ПК, и на смартфонах под управлением Android. Будь легендарные игры Nintendo доступны на этих платформах, спрос на них наверняка был бы большим.

2. Новая карманная приставка. Многие эксперты говорят, что сама по себе идея с портативной консолью Nintendo 3DS весьма занимательна, но хорошим продажам гаджета помешали маленький размер экрана приставки и дефицит качественных игр. Nintendo опять же могла бы сделать акцент на своих старых хитах, немного увеличить размер приставки и снизить цену на нее до 200-300 долл. - в результате получился бы отличный гаджет для тех, кто любит электронные развлечения, но не играет на своих смартфонах. Портативные консоли - рынок довольно большой, которому, однако не хватает по-настоящему качественных продуктов.

3. Собственный «облачный» сервис. Все основные конкуренты - Sony, Microsoft, Google, Apple - уже объединили свои сервисы в единую облачную экосистему. Для доступа ко всем продуктам этих компаний в Интернете используется один ID. Nintendo в этом смысле еще сильно отстает. И это очевидный недостаток для тех пользователей, которые владеют одновременно и «домашней» Nintendo Wii U, и портативной моделью 3DS.

4. Создание игр для других приставок. В течение многих лет Nintendo успешно создавала игры, но при этом ей не всегда удавалась разработка инновационного «железа». Компании Sega и Atari когда-то тоже производили и то, и другое, но потом сосредоточились на разработке игр. И этот подход оказался выигрышным. Почему бы его не перенять и Nintendo?

5. Super Mario для iPhone. Если бы японская корпорация выпустила свои старые хиты, включая Mario, на iPhone,  то это было бы разумным шагом. Ведь, как известно, iOS сегодня едва ли не главная операционная система для разработчиков игр. Пользователи iPhone платят за игры больше других владельцев мобильных гаджетов. А ностальгию по Mario испытывают  сотни  миллионов людей.

6. Акцент - на развлечениях для детей. Не секрет, что игры Nintendo всегда нравились детям. И эта ниша пока практически никем не занята: большинство детей играют  во «взрослые» игры. Nintendo могла бы в этом смысле перевернуть рынок.

***

Комментирует Алексей Бадаев, вице-президент OCS Distribution: «OCS является единственным дистрибьютором, в портфеле которого представлены все игровые платформы. Если говорить об итогах года по нашим продажам Nintendo, то на этого вендора приходится  почти четверть оборота  в gaming-портфеле OCS (сейчас это около 20 производителей, включая издателей игр). Nintendo в России имеет свою нишу и очень лояльных клиентов, это подтверждает очень высокий attach rate игр для всех (мобильных и домашних) платформ Nintendo (attach rate - количество проданных игр на одну консоль). Раскрывать не можем, но цифра выше, чем для других платформ (в основном, за счет большего количества прямых контрактов под Nintendo). Количество партнеров за год выросло в 4 раза, продукты появились в крупных сетях - ДНС, «МедиМаркт», «Белый Ветер», а так же в крупной региональной рознице. Сейчас около 200 компаний регулярно закупают продукцию Nintendo, активны ритейлеры-игровые специалисты.

Конечно, вендор мог бы кое-что сделать и для канала, например держать прайс-лист в рублях. Тогда на плечи партнеров падало бы меньше рисков с конвертацией. Ну и конечно хотелось бы больше маркетинговых и рекламных активностей со стороны российского представительства».

[1] www.ign.com/articles/2014/02/06/strong-ps4-sales-boost-sony-game-division-profit
[2]
www.microsoft.com/investor/EarningsAndFinancials/Earnings/PressReleaseAndWebcast/FY14/Q2/default.aspx
[3] http://mashable.com/2014/01/30/nintendo-mobile-apps-gaming/
[4] http://mashable.com/2014/02/04/ideas-save-nintendo/

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE