24 апреля 2014 г.

Крупнейшая ИТ-компания мира Apple представила [1] финансовый отчет об итогах работы во втором квартале 2013-2014 финансового года (завершился 29 марта 2014 года). Отчет превзошел ожидания аналитиков, однако долгосрочная перспектива компании выглядит не такой уж оптимистичной.

Выручка Apple в отчетном периоде выросла по  сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6% и составила 45,6 млрд. долл. Показатель прибыли увеличился на  7,4% и теперь составляет 10,2 млрд. долл. Оба эти показатели превзошли ожидания биржевых аналитиков, которые рассчитывали на выручку в 43,5 млрд.долл., а прибыль на уровне в 9,1 млрд. долл. Более того, объемы продаж продукции Apple во втором квартале этого финансового года стали рекордными по сравнению со всеми предыдущими непраздничными периодами.

За три месяца с начала года Apple продала 43,7 млн. iPhone, 16,3 млн. iPad, 4,1 млн. Mac и 2,7 млн. iPod. Поставки  смартфонов увеличились на  17%.

Но в то же время продажи планшетников iPad просели сразу на 16%. Вероятно, дело в том, что интерес к «таблеткам» на мировом рынке в целом снижается.

Есть, конечно, и другие причины. Тони Куиттинен, управляющий инвестфондом Frank N. Magid Associates, говорит, что на рынке появились достойные конкуренты от Amazon и Samsung. Стоят они вдвое дешевле iPad, а по функциональным возможностям практически ни в чем ему не уступают. «Многие утверждают, что качество 200-долларовых планшетов радикально улучшилось. А Apple вынуждена придерживаться существующего порядка цен, чтобы не навредить своему имиджу. Это патовая ситуация, и исправить здесь что-либо без серьезных инноваций не получится», - говорит эксперт.

Вообще iPad не оправдал возложенных на него надежд. По замыслу Джобса, это устройство должно было стать «компьютером  будущего», главным флагманским продуктом Apple. А на деле получилось [2] так, что его доля в объеме выручки компании составляет всего 20%. И проблема тут именно в том, что не iPad заменил людям Mac -  iPhone заменил им iPad. Планшет в экосистеме большинства пользователей оказался лишним гаджетом.

Не очень радуют и продажи компьютеров Mac, которые прибавили всего  3%. С другой стороны, мировой рынок ПК вот уже несколько лет переживает стагнацию, а в первом квартале 2014 года мировые продажи «персоналок» упали на 1,4%. Поэтому то, что компьютеры от Apple все же покупают и  весьма активно, должен радовать и руководство компании, и ее инвесторов.

В Apple признают, что существенный рост поставок  ее гаджетов наблюдается только на развивающихся рынках - в Китае, Бразилии, Польше и Турции. Что до США и рынков Западной Европы, то здесь динамика продаж практически нулевая. Очевидно, здешние рынки уже прошли период «насыщения», и это большая проблема для вендора: добиваться роста показателей выручки и прибыли будет все сложнее.

Чтобы стимулировать рост стоимости акций компании, руководство Apple приняло решение серьезно увеличить выплаты дивидендов акционерам. До конца календарного 2015 года компания собирается потратить на это  130 млрд. долл.  Кроме того, вендор потратит еще 90 млрд. долл. на обратный выкуп собственных акций. Это на 30 млрд. долл.  больше, чем было запланировано в прошлом году. Эффект от таких решений получился предсказуемым: акции корпорации выросли в цене с 525 до 568 долл.

Впрочем, газета The New York Times замечает [3], что давление на корпорацию со стороны рынков продолжает расти. Темпы роста бизнеса Apple уже совсем не те, что были при прежнем руководителе  Стиве Джобсе. Вина в этом, конечно, есть и нового CEO Тима Кука: все дело в том, что новых инновационных гаджетов корпорация не выпускает, а возможности роста на старых рынках сокращаются по мере их насыщения. Поэтому и рост финансовых показателей Apple быстро замедляется, что  вызывает беспокойство инвесторов.

«Инвесторы были бы рады новым продуктам. Но их нет», - говорит инвестор Карл Айкан. «Если бы Apple росла так же быстро, как в последние пять лет, размер ее бизнеса вскоре стал бы сопоставим с размером ВВП Австралии. Но закон больших чисел не позволяет случаться чудесам», - добавляет аналитик Sanford C. Bernstein Тони Сакконагхи. И подчеркивает: «В последние годы от компании  многого ожидали. Пока она росла со скоростью до 50% в год, все было замечательно, но теперь инвесторы беспокоятся. Apple не оправдывает тех завышенных ожиданий, которые на нее возлагали».

На фоне того, как те же Google и Amazon выпускают все новые и новые гаджеты (самый революционный из них - Google Glass), Apple становится скучной компанией. Последняя «революция», вызванная  вендором, была в 2010 году, когда Стив Джобс показал миру iPad. C тех пор корпорация не выпустила ничего возбуждающе интересного. В прошлом году общественность и фанаты не дождались ни «умных» часов, ни «фруктового» телевизора.

Сейчас главный вопрос состоит в том, сможет ли компания вернуть себе тот импульс, который был у нее прежде. И, судя по всему, к былому величию и всеобщему вниманию корпорация уже не вернется. Ей нужен «новый iPhone», но его нет.

1) http://www.bloomberg.com/news/2014-04-22/asian-futures-rise-as-u-s-extends-climb-oil-holds-drop.html
2) http://qz.com/201885/apple-has-stopped-growing/
3) http://www.nytimes.com/2014/04/24/technology/apples-profit-climbs-but-cracks-are-showing.html?_r=0

Источник: Константин Шиян, независимый журналист