5 мая 2014 г.

Компания Apple по-прежнему имеет впечатляющий доход и прибыль, но выпускаемые ею продукты всё чаще ставят  вопрос: не достигла ли Apple предела с уходом своего легендарного учредителя и бывшего главного управляющего Стива Джобса, который умер в 2011 году? Конкуренты, прежде всего Samsung и Google, давно наверстали, а кое в чем и обошли Apple на рынках смартфонов и планшетов.

Вот 10 признаков того, что компания, похоже, застряла на пути инноваций.

Нет новаторских продуктов

Apple имела беспрецедентный успех, выпуская невиданные продукты в период с 2001 (первый iPod) по 2010 год (первый iPad). Конечно, сюда же входят и ее флагманский продукт, iPhone, и революционный MacBook Air. Однако в последнее время аналитики и инвесторы всё чаще задаются вопросом: где же очередной  великий прорыв Apple? Объявляя финансовые результаты компании за 2 квартал 2014 ф.г. на прошлой неделе, главный управляющий Apple Тим Кук пообещал «великие вещи» уже в ближайшем будущем.

Трудности iPhone

В 1 квартале 2014 ф.г. (завершился 28 декабря) компания сообщила о рекордных продажах iPhone: 51 млн. шт. Однако аналитики рассчитывали на 55 млн. шт. ввиду праздничных покупок, а также выпуска сразу двух новых моделей для разных сегментов рынка: iPhone 5s и 5c. Опасения в связи со снижением продаж iPhone, конечно, не новы, и всё же колоссальный рост Android и прохладно встреченная  рынком «бюджетная» модель iPhone 5c вновь всколыхнули эти опасения.

Android обходит iOS

VAR`ы говорят, что Android OS достигла подлинной  зрелости, ее функциональные возможности кое в чем уже обошли iOS, даже несмотря на выпуск новой версии iOS 7 прошлым летом. В частности, VAR`ы указывают на многозадачность и возможности управления приложениями. Даже Стив Возняк, соучредитель Apple и горячий поклонник Android, согласился с этим, признав в прошлом году, что iPhone начинает всё больше уступать конкурентам, в первую очередь устройствам Samsung.

Продажи iPad замедлились

Не только продажи iPhone вызывают беспокойство у инвесторов - теперь и iPad перестал их радовать. Планшетный бизнес Apple испытал существенный спад: во 2 квартале было продано 16,4 млн. шт. iPad против 19,5 млн. шт. за тот же период год назад. Apple заявляет, что этот 16%-ный спад связан главным образом с сокращением запаса в канале, но сравните это с продолжающимся ростом продаж Samsung - почти 13 млн. планшетов за последний квартал, - и становится ясно, что борьба здесь будет только разгораться.

Отставание в размерах

Хотя iPad по-прежнему остается лидером планшетного рынка и его «золотым стандартом», Apple перестала поспевать за развитием форм-факторов. Компания задержалась с выпуском своей 7,9-дюймовой версии iPad, так что Amazon, Google и Samsung успели ее опередить, выпустив уменьшенные планшеты задолго до iPad mini. Сейчас ходят слухи, что в октябре появится увеличенный, 12-дюймовый iPad, но и тут впереди Samsung, выпустившая даже не один, а два 12-дюймовых планшета.

Макси-смартфон задерживается

За прошедшие годы Apple несколько скорректировала внешний дизайн iPhone, но упорно придерживается прежнего курса, предлагая рынку лишь один типоразмер, тогда как конкуренты вводят более крупные смартфоны и гибриды - «фаблеты». Apple, кажется, готова сдвинуться с 4,7-дюймового размера экрана: по слухам, компания разрабатывает 5,5-дюймовый iPhone 6, который будет присутствовать на рынке наряду с «обычной» версией. Однако появилось сообщение, что выпуск увеличенного iPhone 6 откладывается. Apple уже позволила конкурентам вновь выйти вперед, а теперь даже не может ответить на выпуск Galaxy Tab Pro и Galaxy Note Pro.

Критика iTunes

Из всех продуктов Apple, которые подвергались критике в последнее время, больше всего недовольства вызывает iTunes. Потребители и обозреватели критикуют сервис цифрового контента Apple за раздутый интерфейс, тяжелую навигацию и ненужные функции (в частности, Ping). Также, Apple не спешила ответить на появление Pandora Radio и Spotify (ее собственное iTunes Radio стартовало лишь прошлой осенью в iTunes версии 11.1). А ее предложение фильмов и телепрограмм давно затмили Netflix и Amazon.

ОС - задаром

Что касается популярности операционных систем, то OS X была «золотым стандартом» для многих пользователей. Заново переработанная ОС, впервые выпущенная в 2002 году, стала крупным успехом компании. Но теперь операционная система Apple становится бесплатной: прошлой осенью компания объявила, что новая версия OS X под названием Mavericks будет предложена как бесплатный апгрейд для клиентов. Да, Apple видит больший потенциал дохода в аппаратных платформах и услугах, чем в ПО. Но сам факт, что компания готова отдать задаром свою ОС для ноутбуков и десктопов, может свидетельствовать, что у нее иссяк запас новой функциональности, которая могла бы оправдать повышенную цену OS X.

Носимые устройства

Смарт-часы не стали новым всеобщим помешательством. И всё же рынок носимых компьютерных устройств разрастается, и многие конкуренты Apple, от Samsung и Sony до Motorola и LG, уже представили свои модели смарт-часов на базе Android либо совместимые с этой ОС. И напротив, смарт-часы Apple (под названием iWatch), о которых давно ходят слухи, всё никак не материализуются. Не станет ли это еще одним рынком, где компании придется догонять конкурентов?

Угроза со стороны Chromebook

Apple - доминирующий игрок на рынке образования, будь то ее ноутбуки MacBook, десктопы iMac или планшеты iPad. Однако в последнее время Google успешно продвигается в этот сегмент со своим форм-фактором Chromebook, и VAR`ы берут это на заметку. Особенно популярной становится консоль администрирования Chrome Management от Google, которая позволяет управлять тысячами систем Chromebook в сети заказчика. На текущий момент у Apple нет аналога этому продукту. Не начнет ли компания терять позиции на привычном для нее рынке образования?

См. также: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=91251

© 2014. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Роберт Райт, CRN/США