12 мая 2014 г.

Борис Бобровников, КРОК
На вопросы CRN/RE отвечает Борис Бобровников, генеральный директор компании КРОК.

CRN/RE: Чем похожи и чем отличаются ситуации на российском ИТ-рынке 2008-2009 гг. и 2013-2014 гг.? Какие старые проблемы вернулись? Появились  ли новые? Какие из них вам представляются наиболее острыми? Помогает ли вам опыт, приобретенный в 2008-2009 гг.?

Борис Бобровников: В такие периоды заметно больше становится пресейлов, запросов на пилотные проекты, тестирования. Заказчики ищут возможности оптимизировать  свои затраты, изучают новые технологии, но возможностей ошибиться  при этом гораздо меньше. Поэтому действуют в логике «семь раз отмерь». В 2009 году активность на рынке удвоилась по сравнению с 2008-ым. В 2013 году у нас было в полтора раза больше запросов на «пилоты» и демонстрации, чем в 2012-ом. Сейчас эта тенденция продолжается.

Внутри компании мы также заняты оптимизацией работы, бизнес-процессов и взаимоотношений с заказчиками. Мы, например,  пересмотрели свое отношение к долгосрочным инвестициям. Однако это не мешает появлению и развитию новых направлений. Точно также было и в 2008-2009 годах.

CRN/RE: Предпринимает ли ваша компания «антистагнационные» или «антикризисные» действия? Если да,  то в чем они заключаются?

Б.Б.: Сегодня курс развития компании я бы назвал среднеконсервативным. Это ориентация на наиболее востребованные на рынке решения, плюс поиск новых. В проекты, которые не смогут окупиться в течение года, не вкладываемся. Скажем, у нас по-прежнему растут облачные вычисления, виртуализация, сегмент мобильных устройств и решений для них, системы бизнес-аналитики, услуги на рынке ЦОДов. В этих направлениях идут «пилоты», есть интересные проекты. Стало больше ИТ-услуг, их доля в нашей прошлогодней выручке достигла почти 60%, в том числе и за счет ИТ-аутсорсинга.

Мы увидели явный интерес к 3D-решениям, стали развивать это направление, осенью открыли школу для специалистов, а в прошлом месяце - первый в стране центр 3D-решений. С начала года у нас каждый день проводится по несколько  показов для разных компаний.  Кроме того мы продолжаем изучать рынок, тестируем новые решения и обновляем портфель. Благодаря федеральной программе Минспорта сейчас активно идет строительство новых спортивных объектов, их оснащение современными технологиями. Растет интерес к робототехнике. Мы наращиваем компетенции и в этих областях.

CRN/RE: Какие рекомендации вы могли бы дать партнерам и конкурентам, на что им стоит обратить внимание в своей деятельности?

Б.Б.: Когда рынок перестает расти, жизнь становится жестче. Конкуренция усиливается, могут применяться даже не вполне легитимные способы борьбы, вплоть до распространения слухов, в том числе и через СМИ. В 2009 году совместными усилиями рынок удалось удержать от тотального демпинга, это нужно сделать и сейчас. Как и учиться договариваться между собой. Для КРОК это привычный стиль работы за последние 20 лет, в числе наших партнеров  несколько сотен российских ИТ-компаний. Это правило универсально и не имеет границ, ведь по большому счету, не важно, где находится компания - в Уфе, Стамбуле или Буэнос-Айресе.

См. также: https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=90622

Источник: CRN/RE