12 августа 2014 г.

Бум планшетов, похоже, все же завершен. На это выразительно указывают данные аналитиков, касающиеся не столько прогнозов о рыночных перспективах вендоров и произведенных ими девайсах, сколько описывающие ситуацию с рынком комплектующих для «таблеток». По данным Display Search, за июнь было произведено 30 млн дисплеев для планшетов, а за первую половину текущего года выпущено 157,4 млн единиц этой продукции.

Лидируют в производстве дисплеев для планшетов китайские компании. На первом месте — малоизвестная за пределами рынка комплектующих ВОЕ, выпустившая за полугодие 29% дисплеев рассматриваемого нами типа, на второе и третье места занимает китайская же СРТ с корейским Samsung (каждая занимает по 15% рынка), на четвертом — LG (13%) и, наконец, на пятом — тайваньская AUO (9%). Заметим, что многие компании, являющиеся признанными грандами рынка дисплеев, в этом сегменте представлены слабо, например, Sharp занимает только 4% рынка, а Panasonic и того меньше — 1%.

Выпуск дисплеев для «таблеток» по результатам прошедшего полугодия является историческим максимумом и превосходит итоги аналогичного периода прошлого года на 15%. Однако, прогнозы на второе полугодие неутешительны: аналитики Display Search считают, что по итогам года объем производства дисплеев в натуральном выражении превзойдет прошлогодний показатель всего на 2%, то есть в наступившем полугодии производство не только не сможет сохранить существующую динамику, но и по параметрам роста уйдет «в минус».

В такой ситуации ждать от планшетов продолжения бума было бы странным. Разумеется, ставить знак равенства между производством дисплеев для планшетов и продажей самих «таблеток» будет неправильно — в производстве могут быть использованы складские запасы, созданные в 2013, и, наоборот, часть выпущенных панелей может осесть на складах до будущего года — но корреляция между выпуском одного из ключевых компонент и самих готовых изделий, безусловно, существует. И прогнозируемое на основе данных от вендоров комплектующиъ развитие ситуации в производстве дисплеев однозначно указывает на окончание «таблеточного» бума. Даже если — внезапно! — вендоры найдут способы резко подогреть интерес покупателей к «таблеткам», резкого взлета продаж не ожидается, так как планшеты попросту не из чего будет собирать — несмотря на динамичность современного производства его объемы невозможно нарастить мгновенно, а при имеющейся динамике складские запасы вряд ли настолько велики, что могут обеспечить заметное увеличение выпуска.

В чем же интрига стагнирующего рынка планшетов? В борьбе платформ на нем, а именно в судьбе Windows в этом сегменте. По данным Strategy Analytics на рынке планшетов безусловным лидером является платформа Android (она была установлена на 70% «таблеток», проданных во втором квартале текущего года), на втором месте — iOS (25%) и, наконец, на третьем — Windows, установленная на пяти процентов проданных устройств. Сколько-нибудь заметных конкурентов в этом сегменте нет и не предвидится. На рынок планшетов некогда планировал выйти Blackberry, но сейчас по известным причинам компании не до проникновения в новые сегменты. Другие потенциальные конкуренты — Tizen, FireOS и другие — скорее будут пытать счастье на растущем рынке смартфонов, чем на миновавшем расцвет рынке планшетов. Как видно, в обозримом будущем платформы для «таблеток» будут делать все те же три игрока, из которых только Microsoft не может быть доволен своей долей рынка и будет предпринимать активные действия для ее расширения.

Правда, на российском рынке действия Microsoft вряд ли будут сильно заметны в ближайшей перспективе. Компания продвигает свои планшеты — и планшеты на платформе Windows, произведенные партнерами — как устройства для работы, которые, тем не менее, способны обеспечить весь спектр современных развлечений. Наличие Office, являющегося практически стандартом в корпоративной среде, средств для корпоративных же коммуникаций, расширенных средств для работы и администрирования в составе информационных систем компаний — все это делает windows-планшеты хорошим выбором и для работы с режиме BYOD, и в качестве девайсов для ультрамобильных работников. И такая политика дает свои результаты, конечно, не быстро — на корпоративном рынке ничего быстро не происходит — но увеличивая процент систем на платформе Microsoft в сегменте «таблеток». Однако, это направление некоторое время будет неактуальным для рынка РФ — общие проблемы с финансированием в сочетании с кампанией по «импортозамещению» отодвигают на локальном корпоративном рынке такие технологические изыски на второй, а то и на третий план. Розничные реселлеры предлагают планшеты на Windows, но вяло, справедливо фокусируя свои усилия на продвижение более популярных девайсов на Android и iOS.

Что означают для российских розничных реселлеров описанные выше общие перспективы рынка планшетов? «Тревожных звоночков» пока нет. Несмотря на отсутствие положительной динамики спроса на прежнем уровне, планшеты все равно будут покупать сотнями тысяч штук. При этом каких-либо дополнительных усилий продавцам прилагать не придется — покупатель способен произвести вполне осознанный выбор, проанализировав пространство вариантов из массогабаритных характеристик устройства, параметров процессора, свойств дисплея, наличия/отсутствия интерфейсов и цены.

Однако, как мы уже говорили раньше, на бум продаж планшетов рассчитывать не приходится, даже учитывая наступление традиционно активных сезонов «скоро в школу» и «новогодние распродажи». Если же заглядывать в более отдаленное будущее, то нужно формировать спектр предложений опций для планшетов (гарнитур, держателей, батарей, аудиосистем и т.д.), которые обеспечат объемы продаж в то время, когда сами «таблетки» будут продаваться все хуже и хуже. Такая ситуация наступит не завтра, но, как видим, наступит обязательно.

Источник: Александр Маляревский