21 мая 2025 г.

Минувший 2024-й стал для российского сегмента ПК не самым плохим годом: по данным ITResearch, поставки персональных компьютеров выросли в количественном исчислении на 2,4% от уровня 2023 г., причём из 6,9 млн отгруженных в России ПК 51% пришёлся именно на ноутбуки. Пока что 45% из 3,5 млн мобильных компьютеров представлены глобальными брендами — Asus, Huawei, Lenovo, Honor и Acer, — тогда как отечественные марки занимают около 22%. Правда, доля эта с прошлого года увеличилась, что говорит о постепенном росте доверия к российским вендорам ноутбуков со стороны как их партнёров по ИТ-каналу, так и конечных заказчиков.

По сравнению с прошлогодним круглым столом, который был посвящён сегменту мобильных ПК в России, ситуация, как можно видеть, заметно изменилась, — тем интереснее было расспросить представителей ИТ-компаний об их собственном опыте и оценках перспектив этого направления. На этот раз в круглом столе «Точки над iT» — совместном проекте издания IT Channel News и видеоканала Global Digital Space — приняли участие:

  • Александр Логинов, директор департамента персональных систем OCS,
  • Андрей Монаенков, руководитель отдела закупок, Digma, Digma PRO,
  • Алексей Петрыкин, руководитель отдела закупок, iRU,
  • Марина Полянская, управляющий Директор IT департамента, HIPER,
  • Дмитрий Чивин, управляющий директор IRBIS.

IT Channel News: В прошлом году почти все, кто сейчас здесь присутствуют, давали прогнозы на 2024-й. Хотелось бы узнать, оправдались ли ваши ожидания — и каким в целом оказался прошлый год именно по направлению ноутбуков?

Дмитрий Чивин: В целом наш прогноз оправдался: мы ставили на то, что объём рынка ноутбуков в 2024 году не упадёт.

Марина Полянская: Хотя рынок изменился с точки зрения изначально прогнозировавшихся каналов сбыта, но глобально те показатели, что мы закладывали на 2024 год, были реализованы.

Андрей Монаенков: Хотелось бы, конечно, увидеть больший рост: на нашей прошлой встрече мнения расходились от 0 до 15%, и истина оказалась где-то посередине.

Александр Логинов: В прошлом году я был единственным оптимистом с прогнозом на рост 15%, и, в принципе, считаю, что мой оптимизм оправдался: рынок действительно пошёл вверх, а наша компания показала ещё более впечатляющий рост. Мы уже сегодня с коллегами пошутили, что здесь собрались как раз те компании, которые росли. А значит, есть и те, кто не вырос совсем.

Алексей Петрыкин: Я единственный не был в этой приятной компании в прошлом году и не давал прогнозов. Но по внутренним оценкам наше прошлогоднее видение тоже оправдалось: мы не ожидали слишком бурного роста. Так и вышло: хотя в начале 2024-го темпы были достаточно оптимистичными, потери второй половины года, увы, съели почти все эти достижения.

IT Channel News: Тогда от прогнозов перейдём к тенденциям: что вы бы особенно выделили из происходившего российском в сегменте ноутбуков в 2024 году?

А. П.: Проблемы второй половины года, о которых я говорил, — общемировые, экономические: трудности с прохождением платежей, взаимодействием с банками, а как их следствие и логистические сложности, и удлинение сроков поставок, что приводило к сдвигам в реализации наших проектов. Но в целом для нас эта ситуация была прогнозируемая, и благодаря локальному производству внутри страны мы смогли нивелировать большую часть этих проблем.

А. Л.: Среди собравшихся здесь производителей мы — единственный дистрибьютор: у нас широкий пакет решений, и мы можем менять стратегию под ситуацию в разных секторах рынка. Благодаря этому мы нивелировали падение и даже получили определённый рост — хотя в прошлом году по сути были 3 месяца с отрицательной динамикой. Это август — период back-to-school (снова в школу), а также ноябрь и декабрь — традиционное время высоких продаж. Никто не мог предугадать, что произойдёт спад, и потому к концу года все подошли с заполненными складами и плохими продажами. Но в этом году мы уже будем учитывать такой сценарий.

А. М.: Мы выросли — причём вдвое больше, чем рынок. По поводу просадок в августе, ноябре и декабре хочу напомнить, что в конце июля ключевая ставка подскочила с 16 до 18%, — последовал закономерный провал в августе. В сентябре она поднялась до 19%, а в конце ноября до 21%, да ещё под конец октября вырос курс доллара, почти до 100 рублей. Собственно, эта динамика экономических показателей интересно совпадает с падением спроса на рынке ноутбуков.

М. П.: На круглом столе в прошлом году я говорила, что наша компания берет курс на сокращение регулярных остатков на складе дистрибьютора — чтобы мы могли своевременно нивелировать риски, непрогнозируемые ситуации и последствия «чёрных лебедей», которые каждый год почему-то к нам прилетают. Мне кажется, в ноутбучном сегменте наметилась тенденция к сокращению объёмов товара на складе — чтобы можно было быстро перестроить свою стратегию как по распределению каналов сбыта, так и по ценообразованию, и по модельному ряду.

Д. Ч.: Мы смогли полностью реализовать наши прогнозы по росту в 2024 году. Это обусловлено, в первую очередь, увеличением доли отечественных брендов в объёме всего рынка — за счёт как поддержки их со стороны государства, так и формирования у конечных заказчиков тренда на изменение предпочтений в сторону локальных марок. Клиенты уже попробовали продукт, прилагающиеся к нему сервисы, — и остались удовлетворены тем уровнем поддержки, который многие из нас обеспечивают.

IT Channel News: А как вы видите начало 2025 года? Аналитики утверждают, что на рынке опять затоваривание, которое может плавно перейти в дефицит. Что же с этим сегментом такое, что он каждый год катается, как на американских горках?

А. М.: Сложно сказать; формально, судя по статистике, мы в плюсе, но рост определённо ожидался более значительный.

А. Л.: Не соглашусь, что ожидается дефицит. Стоки не только нашей компании, но и других дистрибьюторов нормализуются только к апрелю, а закупки под май — стратегия, которая не работала раньше и не сработает сейчас. Поэтому стоит говорить о сокращении ширины ассортимента — как в рознице, так и для коммерческих заказчиков, — но это не дефицит. Люди будут фокусироваться на определённых продуктах; распыляться на избыточный ассортимент при текущей стоимости денег — финансово невыгодно. Скорее всего, динамика второго квартала, как и первого, останется отрицательной. Спрос на рынок вернётся только к третьему-четвёртому кварталу.

А. М.: Соглашусь, что дефицита действительно не предвидится. И на складах имеется товар, и заказы есть в производстве, — по крайней мере, в потребительском сегменте.

Д. Ч.: На наш взгляд, качели от «затоварки» к дефициту — нормальное состояние рынка, и я бы предложил смотреть на затоваривание как на позитивное явление: раз оно есть, значит, люди верят в рынок, везут товар, — преобладает позитивное настроение. Дефицита в этом году, скорее всего, не будет: в частности, потому, что курсовая волатильность в четвёртом квартале не позволила реализовать полностью тот объём товара, который предполагался ранее к продаже. Поэтому, наверное, в первом-втором кварталах мы все еще будем видеть переизбыток товара на рынке.

А. П.: Думаю, сезон миграции «чёрных лебедей» продолжается, — и в этом году ситуация тоже может быть очень волатильной, влияя не только на нас, но и на спрос со стороны заказчиков. Если ставка сохранится высокой, боюсь, на инвестиции в закупку нового оборудования у бизнеса просто не найдётся денег. Если же ситуация начнёт улучшаться, то может произойти взрывной рост отложенных закупок, — тогда у всего рынка есть шанс не поспеть за этим ростом. В свою очередь, такая ситуация может нивелироваться возвращением ушедших брендов, которые и закроют этот взрывной спрос.

М. П.: В целом, мы дефицита не ожидаем; по крайней мере, в рамках нашего бренда. Перетарку, о которой уже немало говорили, мы смогли отследить на достаточно раннем этапе. Сейчас, увидев эту проблему в апреле, мы имеем абсолютно все шансы, чтобы к ближайшим сезонам back-to-school и предновогодних распродаж своевременно привезти товар и обеспечить рынок оборудованием — как в ритейле, так и для канала.

Что касается корпоративных продаж, то здесь, на мой взгляд, в принципе нет места для проявлений дефицита, — потому что работа по этому направлению носит достаточно плановый характер.

IT Channel News: Как вообще изменилось поведение заказчиков ноутбуков — и корпоративных, и частных? Что сейчас востребовано рынком?

А. М.: Мы отмечаем, что люди стали меньше бояться заказывать онлайн, выросло доверие к Интернет-покупкам. Продолжилась тенденция 2023 года к выбору большего количества памяти: ноутбуков с ОЗУ 16 Гбайт и более продаётся уже свыше половины. Накопители тоже растут: SSD на 512 Гбайт или больше выбирают уже более 70% покупателей.

М. П.: В корпоративных продажах мы видим некое расслоение: есть рост потребности в ценовом сегменте до 50 тыс. рублей за устройство, и есть увеличение спроса на модели премиального сегмента — ноутбуки с корпусами из магниевого сплава, сравнимые с решениями А-брендов по техническим характеристикам и удобству использования.

А. П.: В целом согласен с коллегами, но отмечу, что большинство указанных изменений скорее эволюционные. Программное обеспечение и пользовательский опыт клиентов требуют больше производительности, — а технологии развиваются и дают такую возможность. Вместе с тем мы фиксируем более требовательный подход клиентов — как розничных, так и корпоративных — к покупке устройств. Люди готовы инвестировать в более дорогостоящие, но вместе с тем более качественные решения, — по сути, в свою уверенность в будущее.

А. Л.: Всё же стоит разделять коммерческий и пользовательский сегменты. Даже если заказчик стремится к «золотой середине» — процессор Core i5, 16 ГБ ОЗУ и SSD на 512 ГБ — его все равно ограничивает бюджет. Многие производители, в том числе растущее число отечественных брендов, будут конкурировать в этой нише по цене, снижая итоговую стоимость на полке. Это, в свою очередь, ведет к падению маржинальности как для них самих, так и для партнёров.

Д. Ч.: Потребитель хочет получить продукт, который прослужит ему верой и правдой, оставаясь актуальным в течение какого-то длительного периода времени, — то есть он аккуратнее относится к деньгам; становится более прагматичным. В коммерческом сегменте некоторые заказчики готовы смотреть на более бюджетные решения, но есть и параллельный запрос на максимально продвинутые модели — лёгкие ноутбуки для автономной работы 8 часов и более, — как раз на рабочую смену.

IT Channel News: Стали ли российские клиенты относиться лучше к ноутбукам под отечественными марками?

А. М.: Целый ряд потребителей уже готовы — или скоро будут готовы — детально изучать характеристики, ценовую политику, условия послепродажного обслуживания, чтобы, возможно, обратить внимание на новые для себя марки. За последний год российские бренды набрались достаточно опыта и продолжают совершенствовать свои товары. Я считаю, мы вообще молодцы.

А. Л.: Государство сделало и продолжает делать для российских производителей достаточно, чтобы они развивались. В частности, действует 44-й ФЗ, предоставляющий им преференции, а в этом году будет вводиться маркировка «Честный знак». Тем не менее, все российские вендоры в совокупности занимают лишь треть от годовых продаж одного лидирующего зарубежного производителя. Это говорит о том, что иностранные бренды ноутбуков по-прежнему востребованы в России, а параллельный импорт фактически поддерживает рыночную динамику и способствует сохранению здоровой конкуренции для отечественных игроков.

М. П.: Абсолютно согласна с коллегами: параллельный импорт никуда не делся. Нельзя сказать, что это плохо: мы делаем регулярный бенчмарк не только по ценообразованию, но и по характеристикам, по новым технологиям, которые применяются в устройствах глобальных брендов. Поэтому в прошлом году, например, мы начали разработку и R&D собственных устройств, чтобы как-то наверстать отставание; сформировать то самое уникальное предложение, за счёт которого будем интересны рынку.

Д. Ч.: На розничном рынке ситуация в 2024 г. осталась без изменений с точки зрения доли отечественных марок, — но совсем по-другому было на рынках B2G и B2B. B2G-заказчикам по закону необходимо реестровое оборудование, но и в B2B динамика схожая: виден рост доли отечественных марок — в силу того, что мировые бренды, завоевавшие за долгое время работы в России доверие потребителей, сократили уровень поддержки заказчиков.

А. П.: Я считаю, что расстановка сил будет меняться в ближайшее время достаточно динамично, и доля локальных производителей будет расти. Сделаны довольно большие инвестиции в производство на территории страны; ожидаем также усиления поддержки со стороны государства.

А. Л.: Государство помогает в меру своих возможностей, но вопрос в том, создаст ли оно нишу для отечественных продуктов. Пока ниша существует лишь в сегменте B2G. Однако, несмотря на то что балльная система с каждым годом усложняется, это пока не стимулирует появление новых производств. Мне кажется, эта ситуация к концу текущего года изменится: думаю, государство приложит к этому руку.

IT Channel News: 2025 год: что ждём от него, каким он будет?

Д. Ч.: Скорее всего, рынок в этом году будет находиться под давлением высокой стоимости денег и растущей инфляции, которая влияет и на домохозяйства, и на коммерческих заказчиков. Наш оптимистичный прогноз на 2025 год — объём рынка на уровне 2024-го. Из позитивных факторов — сохранится поддержка государством отечественных вендоров; сегмент B2G продолжит рост. Мы считаем, что, скорее всего, в 2025 году международные вендоры не вернутся. Соответственно, продолжится переток их доли в сторону отечественных марок. Мы, вероятно, снова вырастем, — и сегодня делаем ставку на рост.

М. П.: Однозначно согласна с тем, что рынок находится под давлением, что вызывает определённый пересмотр стратегии развития, необходимость диверсификации. Стабильности в 2025 году, на мой взгляд, точно не ожидается. Конечно, в рамках нашей компании мы прогнозируем небольшой рост — как раз за счёт пересмотра стратегии, реконфигурации модельного ряда; за счёт гибкости и адаптивности наших решений.

А. М.: Я всё-таки ожидаю спада примерно на 5%. Сложно предсказать, какой будет геополитическая обстановка, как сложатся экономические факторы. Но вот с нынешней позиции не видно достаточных драйверов роста в потребительском сегменте и в B2C. Да, мы тоже будем расти, будем отвоёвывать долю на потребительском рынке: продолжаем обновление продуктовой линейки, наращиваем коммуникацию с конечными клиентами — и через ответы на маркетплейсах, и через социальные сети, и в Телеграме. Обязательно продолжим маркетинговую активность по повышению узнаваемости бренда.

А. Л.: В прошлом году я был оптимистом, но сегодня цикл ввода оборудования в оборот занимает примерно 16 недель с момента вывода денег: размещение заказа на фабрике, логистика и дальнейшая продажа. При текущей процентной ставке маржинальность рынка диктует другие правила — весь процесс укладывается в 8 недель, то есть вдвое быстрее. Поэтому ожидаю, что в первом полугодии будет спад, во втором — рост, который, однако, не догонит даже прошлый год. Вероятнее всего, по итогам года падение рынка ноутбуков составит около 10%.

А. П.: Уверен, ни в этом, ни в ближайшие 2-3 года рынок в целом не будет расти. Помимо уже описанных экономических проблем мы как-то в дискуссии забыли про демографическую проблему в нашей стране. Мы только начинаем погружаться в демографическую яму, и новых школьников, новых молодых специалистов, новых рабочих мест массово появляться не будет. Это достаточно большая проблема в целом для всей нашей экономики — но и новое окно возможностей для некоторых участников рынка, который продолжит трансформироваться, оставаясь высококонкурентной средой. Выживут наиболее эффективные, самые опытные игроки, — и выиграет тот, кто лучше вложится в свою экспертизу, в своё развитие, в развитие узнаваемости бренда.

Полную версию видео дискуссии можно посмотреть на канале Global Digital Space.

Источник: Светлана Белова, IT Channel News