12 сентября 2014 г.

Назначенный в этом году на должность гендиректора Microsoft Сатья Наделла, похоже, действительно затеял внутри корпорации большую, если не сказать радикальную, реформу. Компания из Редмонда откажется от бренда Nokia — одного из самых легендарных на планете. Когда-то Nokia выпустила первый смартфон, а теперь в ее доброе имя не верит даже новый владелец.

Вообще, новость об отказе Microsoft от Nokia, который якобы запланирован на 2015 год, появилась в виде слухов. Западные СМИ, которые ее растиражировали первыми, ссылались на свои источники внутри менеджмента из Редмонда. Но, судя по тому, что никакой реакции Microsoft не последовало, слухи эти санкционированные, а потому — правдивые.

По ним выходит, что представленные недавно модели Nokia Lumia 830 и Lumia 730 станут последними устройствами, выпущенными под брендом финской компании. Еще более интересно, что бренд будет упразднен, хотя от выпуска смартфонов Microsoft не отказывается, и новые модели смартфонов Lumia выпускать-таки будет. Причем пока не ясно, станет Lumia самостоятельным брендом, или к нему припишут приставку «Microsoft». Судя по всему, Наделла и его маркетологи прямо сейчас узнают, как им лучше поступить, изучая реакцию на эту новость в социальных сетях и в комментариях под статьями в ведущих мировых СМИ.

В Microsoft почему-то посчитали, что использование бренда Nokia вредит продажам их гаджетов, а не помогает. Как минимум небольшое рациональное зерно тут точно есть: когда Nokia была самостоятельной компанией, то в момент своего триумфа (когда она лидировала и в сегменте смартфонов, и на рынке мобильных телефонов в целом), утратила нюх к инновациям. Революцию iPhone ее руководство не только «проспало», но и не рассмотрело как следует. В итоге у значительной части активных молодых потребителей технологических новинок сложился устойчивый образ Nokia как компании, которая производит пусть качественные с точки зрения исполнения, но чрезмерно дорогие и заранее устаревшие устройства. Поэтому многим кажется, что и перспектив у старого бренда никаких, а негативный имидж бросает тень не только на на Lumia-смартфоны, но и на Windows Phone целиком.

Строго говоря, решение о покупке Nokia тогдашним руководителем Microsoft Стивом Баллмером стоило ему карьеры. Баллмер пошел на сделку, которую критиковали и журналисты, и отраслевые эксперты, и многие менеджеры и акционеры Microsoft. Казалось, он очень здорово переплачивает и даже покупает «токсичный» актив. Как оказалось потом, многоопытный руководитель софтверного гиганта ошибся, пойдя против тренда: как пристроить актив внутри своей структуры, никто в Microsoft так и не придумал. А за что Баллмер заплатил 5,44 млрд евро, никто так и не понял.

Поэтому переформатированная команда управленцев Microsoft во главе с Наделлой стала мало-помалу «растворять» Nokia внутри собственной корпоративной машины. В апреле этого года подразделение Nokia по производству мобильных устройств — Nokia Oy — переименовали в Microsoft Mobile Oy. Кроме того, американская компания взяла на себя все обязательства подразделения Nokia Devices and Services — это и договоренности с поставщиками, и вопросы взаимодействия с клиентами и партнерами. Фактически, никакой «автономии» сотрудники Nokia не получили.

Теперь стратегия Microsoft становится более-менее понятной: потребительский бизнес американская компания полностью берет на себя, включая маркетинговую стратегию, а бренд Nokia продолжает жить только в сфере b2b: под ним будут выпускать сетевое оборудование (Nokia Solutions and Networks), спутниковые карты (Nokia Here), решать вопросы лицензирования (Advanced Technologies). Прежний руководитель Nokia Стивен Илоп получил под свой контроль подразделение, выпускающее смартфоны и мобильные гаджеты. Теперь он будет контролировать выпуск и продажи не только смартфонов Lumia, планшетов Surface и игровой консоли Xbox, но и следить за тем, как развивается сотрудничество Microsoft с ее партнерами-производителями видеоигр.

Некоторые эксперты, впрочем, полагают, что ликвидация бренда Nokia связана не только с дрянными перспективами торговой марки как таковой. Есть мнение, что бренд Nokia традиционно имел сильные позиции в Европе, и более слабые — в Америке и Азии. Microsoft же, согласно ее новой стратегии развития, собирается ориентироваться в первую очередь как раз на американский и азиатский рынки. То есть бренд Nokia стал Редмонду просто не нужен, а продать его без команды и технологий никому нельзя. Поэтому его просто «закроют».

Интересно, что Microsoft собирается ликвидировать не только ТМ Nokia и торговую марку Windows Phone. Согласно новой стратегии компании, все версии Windows, от настольной до мобильной, должны будут выглядеть и называться одинаково. Потребителю тогда будет проще воспринимать идеологию Microsoft и основной месседж их бренда.

Так или иначе, финской компании с легендарной историей можно посочувствовать. Всем другим игрокам в отрасли, в том числе и Apple, стоит присмотреться к истории работы компании на мобильном рынке. Она лишний раз доказывает, что нет ничего менее вечного, чем успех на рынке технологий.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист