25 сентября 2014 г.

Легендарной японской корпорации Nintendo исполнилось 125 лет. Сейчас компания, подарившая миру NES, GameBoy, Wii и Mario, испытывает крайне серьезные проблемы. Сможет ли продержаться на рынке еще ни одно десятилетие? Точного ответа никто не знает, но шансов, по мнению экспертов, не так много.

Основатель компании Nintendo Фусадзиро Ямаути открыл ее 23 сентября 1889 года. Название компании состояло из трех иероглифов — «нин-тен-до». Они означают «Оставь удачу небесам» или «Просто делай то, что должно». Первый руководитель корпорации вывел вокруг ее названия целую культуру, согласно которой ее работники должны усердно трудиться — и рано или поздно их обязательно будет ждать большой успех. Так примерно и и получилось.

Изначально Nintendo занималась производством карт для популярной настольной игры ханафуда. В 1907 году эта компания стала первой в Японии, выпускающей игральные карты еврпоейского образца.

Ямаути продержался у руля компании 21 год. Но первый ее грандиозный успех случился лишь в 70-х гг. прошлого века, когда компания выпустила первые в мире световые пистолеты, использующие пучки света вместо «пуль». Стоили устройства тогда по $30 за штуку, а разошлись они тиражом свыше миллиона экземпляров.

Позже идея была переработана, и пистолеты Nintendo появились на игровых приставках: пользователи увлеченно стреляли по виртуальным объектам, расположенным на экране телевизора. Затем были видеоигры, собственные игровые консоли и портативный Game boy. Сейчас японская компания, переживающая непростые времена, снова делает ставку на портативную игровую консоль — Nintendo 3DS — и на свой флагман — Nintendo Wii. Эти два игровых продукта хоть и завоевали большую популярность, но на данный момент их трудно назвать слишком уж перспективными гаджетами. По портативным консолям сильно бьет популяризация смартфонов, а по рынку консолей — планшеты и игровые приставки от Sony и Microsoft.

Поскольку продукты конкурентов пользуются намного большим успехом, работающий в компании именитый геймдизайнер Сигеру Миямото, сообщил, что теперь компания хочет сосредоточиться на создании игр исключительно для продвинутых геймеров. То есть тех потребителей, которые играют в игры давно, а потому ценят бренд Nintendo и его историю. Среди так называемых «новых геймеров» поклонников японской компании куда меньше.

Миямото уточнил, что на данный момент ни он сам, ни члены его команды, не заинтересованы в создании игр для максимально широкой аудитории. В их приоритете — продукты для «хардкорных» геймеров.

Причина такого смена курса — затяжной кризис в Nintendo, вызванный тем, что в начале 2000-х гг. компания сосредоточилась на массовом рынке. Все игры, созданные для портативной Nintendo DS, выпущенной в 2004 году, были понятны всем — и детям, и пожилым людям в том числе. Редкие успехи на этом поприще были — например, игра Nintendogs (симулятор ухода за щенками) была продана в количестве 24 млн экземпляров. Или приставка Nintendo Wii, разошедшаяся по миру тиражом свыше 100 млн штук. Но в целом стратегия оказалась проигрышной: Nintendo не смогла тягаться с уникальными программистами и инженерами, которых на основном рынке, в США, собрала Microsoft, а на родном японском — Sony.

Ущербность стратегии по созданию игр «для всех» стала особенно очевидной после появления iPhone и iPad. Популяризация смартфонов и планшетов привела к тому, что пользователи, для которых игры — это не образ жизни, а периодическая забава, все чаще отказываются от покупки специализированных игровых устройств. А в этом сегменте конкурентов — разработчиков мобильных игр — так много, что добиться на нем хоть какой-нибудь значительной доли рынка невероятно сложно.

Плюс ко всему, сам Миямото говорит, что ему не интересно создавать игры для «пассивных» геймеров. «Большинство подходит к играм так: я покупатель, развлекайте мнея. Это жалкий подход. Только настоящие геймеры знают, насколько это интересно — сделать шаг вперед, освоить новую игру, получить удовольствие», — рассуждал он.

Слова Миямото имеют в Nintendo огромный вес: он трудится в компании с 1977 года, он же придумал Super Mario, Donkey Kong, The Legend of Zelda, Star Fox, Pikmin. При его участии создавалась Nintend Wii.

В общем, со стратегией как минимум на ближайшие несколько лет Nintendo определилась. Но станет ли она выигрышной? Пока продажи приставок компании выглядят удручающе: продажи консоли Wii U в этом году упали на колоссальные 69%. Изначально по итогам года компания рассчитывала продать 9 млн этих приставок, но позже понизила свой прогноз до 2,8 млн. Для сравнения: Playstation 4 и Xbox One добились аналогичных успехов всего за шесть недель продаж.

Другой продукт компании — Nintendo 3DS — разошелся тиражом в 13,5 млн штук, хотя изначально прогноз строился вокруг 18 млн устройств. Все это складывается в неутешительный прогноз: по итогам этого года компания может получить $336 млн убытков.

Есть и другие проблемы. От услуг инженеров Nintendo отказываются и ведущие мировые издатели электронных игр — Electronic Arts, например. Если японский гигант сможет развернуть эти тренды вспять, то это станет определенным чудом в мире бизнеса.

Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE