29 января 2015 г.

Объявление Apple о намерении начать продажи «умных часов» в апреле вновь привлекло внимание к соответствующему рынку. Однако сегмент «носимой электроники» при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем таким, каким его принято считать.

Рынок «умных часов» существует уже несколько лет. Пионеры этого направления, корпорации Sony и Samsung, успели выпустить в продажу несколько версий своих часов, одна совершеннее другой. Сегмент только складывается, на нем уже представлены модели ряда крупных вендоров, кроме упомянутых Sony и Samsung, тут есть «телефонные» компании (например, LG и Motorola), «компьютерные» (например, Acer и Epson) и специализирующиеся именно на «умных часах» (например, Pebble и Cookoo). Может сложиться впечатление, что это очень популярное направление и эти гаджеты расходятся десятками миллионов единиц каждый месяц, однако, это не так.

По данным Canalys, за третий квартал прошлого года в мире было продано всего 5 млн. «умных часов» и «умных браслетов» (последние более известны как фитнесс-трекеры). Это совсем немного, учитывая что по данным IDC мировой рынок смартфонов за тот же квартал составил 327,6 млн единиц. Безусловным лидером рынка smart watch является Samsung, причем его лидерство более выразительно, чем на рынке смартфонов: на корейской компании по данным за третий квартал приходится 52% рынка «часов» (в натуральном выражении, данные Canalys) и 23,8% рынка смартфонов (тоже в натуральном выражении, но данные IDC). В тройку лидеров «часостроения» входят Motorola (15% рынка) и Pebble (12%), а на долю всех остальных приходится только 21% продаж.

Рост рынка smart watch весьма значителен — прирост по сравнению со вторым кварталом составил 37%. Согласно осенним прогнозам Canalys, за прошлый год в мире должно было быть реализовано 7 млн «умных часов» и 12 млн «умных браслетов», а в наступившем году объемы продаж в натуральном выражении должны были достичь 28,2 млн и 15 млн, соответственно. Рост выразителен, но на фоне количества проданных смартфонов эти объемы не выглядят впечатляющими.

Заметим, что «умными часами» и финтесс-трекерами интересующие канал «носимые устройства» в традиционном понимании и исчерпываются. «Умные очки» переживают не лучшие времена: производство Google Glass приостановлено, Microsoft HoloLens существуют в виде концепта, решения третьих фирм — например, Epson — мало кому известны. Устройства медицинского предназначения в традиционном канале по понятным причинам не присутствуют, но и они пока не массовые. Концептов много — от «умных очков», вмонтированных в контактные линзы до «умных татуировок» — но то концепты, их сейчас на полку не поставишь... Что же делать ритейлерам? Смотреть на предложение опций для смартфонов шире, их ассортимент много шире, чем часы и очки.

Спектр Wearable Electronics значительно шире, чем могут охватить «умные часы» и «умные браслеты», хотя пока они являются наиболее дорогими представителями «носимой электроники». Сюда следует отнести, например, hands-free-гарнитуры, причем как «заточенные» только под разговор, так и совмещенные с беспроводными наушниками.

Существуют и другие классы устройств, которые пользователь может «носить» не на себе, а на смартфоне. Например, стремительно «умнеют» чехлы — большинство, правда, всего лишь позволяет смартфону определять, открыт чехол или закрыт, а также обеспечивать доступ к некоторым функциям в закрытом состоянии, но и это немало. Есть чехлы и задние крышки со встроенными батареями, обеспечивающие поддержку беспроводных зарядок и т. д. Стремительно растет количество различных фотографических опций для смартфонов: «телевиков» и «шириков», светофильтров для творческой съемки и т. д. Конечно, это не электроника, а оптика, но устройства вполне подходят под определения «носимых». Появляются навесные микроскопы, опциональные вспышки (в том числе и для получения селфи), подсветки для съемки видео, наконец, выпустили поляризационные фильтры для камер смартфонов — как видно, ассортимент не только весьма широк, но и продолжает расти.

Заметим, что крупные вендоры начали работать над стандартизацией технических решений, позволяющих выпускать «навесное оборудование» для старших моделей смартфонов. Появились неподтвержденные данные о том, что для старшего Samsung Galaxy S, который будет анонсирован будущей весной, в качестве опций будут «спинки» со встроенным глюкометром (устройством для определения уровня сахара в крови) и с дополнительным экраном на «электронных чернилах» (превращающем девайс в аналог «йотафона»). Телефон с предусмотренной возможностью размещения smart-«навесов» выпустила Lenovo в конце прошлого года, но таких продвинутых опций для своих аппаратов китайская компания пока не предложила.

Наконец, весьма широк набивших оскомину чехольчиков, бамперов и задних панелей. Смысл последних не совсем понятен — зачем за свои деньги почти на миллиметр увеличивать толщину смартфона, которая все еще является одним из важных конкурентных преимуществ, над уменьшением которой работали инженеры вендора и технологические решения для которой являются одним из значительных факторов увеличения себестоимости? — но их охотно покупают представители самых разных слоев общества. Заметим, что для персонализации можно предлагать изделие, а можно продавать услугу — купон на роспись, гравировку или инкрустацию задней панели смартфона будет в качестве товара явно лучше как в технологическом, так и в логистическом плане.

Что делать реселлерам? Активно продавать опции для смартфонов, любые опции — от копеечных бамперов до дорогих «умных часов» — пользуясь при этом любыми новостными поводами для привлечения внимания к этим товарным позициям. Появление Apple Watch в апреле будет одним из таких поводов, но ритейлу надо подготовиться к нему чуть заранее, продумав и закупив необходимый ассортимент.

Источник: Александр Маляревский