ИТ-рынок не может жить отдельно от экономики в целом, его развитие, рост или падение напрямую зависят от ВВП, курса валют, политических шагов государств и благополучия конечных потребителей ИТ.

2015 г. оказался для многих участников ИТ-рынка непростым, но мы помним уроки прошлых кризисов. В 1998 г. произошел коллапс, экономическая ситуация сначала в корне изменилась, а уже через несколько месяцев восстановилась. Уже тогда мы научились так или иначе минимизировать риски, связанные с неплатежами, валютными колебаниями, поставками и контрактами. Так действовало большинство ИТ-компаний, и те, которые выжили, уже со следующего года продолжили рост вместе с рынком и даже быстрее, в среднем на 25–30% в год.

В 2008 г. возникла иная ситуация — не все участники ИТ-рынка поняли, что кризис вообще наступил. А некоторые из осознавших это поддались панике и начали продавать свои услуги по цене ниже их себестоимости. Тогда главная задача формулировалась так — «не обрушить рынок». Зато в 2009-м массового ухода клиентов с рынка не было, и многие компании создали серьезный «задел» в области инфраструктуры и могли не расходовать средства на «железо».

2009 г. можно назвать годом платежеспособного спроса на ИТ-услуги. Компании активно занимались оптимизацией своей деятельности, в том числе ИТ-инфраструктуры и процессов, в которых использовались ИТ, так как у многих доходы упали процентов на 40 — нужно было выживать.

Собственно говоря, кризисные явления сегодняшнего дня тоже не стали катастрофой. Ситуация повторяет 2008 г. — падение ожидается в среднем на 40–50%. Но я убежден в том, что ИТ-рынок не может схлопнуться до нуля. Тогда закончится современная цивилизация. Жизнь не останавливается, она невозможна без ИТ. Соответственно все ищут какие-то конкурентные преимущества, способы оптимизации основных бизнес-процессов и вообще всякие ноу-хау. И в данном случае ИТ становятся одним из важнейших инструментов для ведения бизнеса. ИТ — это ключ к выживанию любой компании.

В странах со сложной экономической ситуацией...

ИТ-рынок в России долгое время развивался с некоторым отставанием от западных стран. Хорошим примером служат США, которые занимают первое место по объему ВВП, а также лидируют по расходам на ИТ. Поэтому, говоря о развитии рынка, всегда полезно «держать в уме именно такую картинку». В 2015 г. доля ИТ-услуг на американском рынке выросла на 6% по сравнению с 2014 г., а драйверами роста стали облака, мобильность, информационная безопасность, виртуализация и большие данные (Big Data).

Однако сейчас, ввиду очевидного сжатия экономики, полезно оглядеться и посмотреть, что происходит в странах со схожей с Россией экономической ситуацией, и сделать выводы о том, какие направления двигают их ИТ-рынок, и где можно найти те самые точки роста, которые могут вывести бизнес российских компаний на плюсовые показатели.

В Мексике, Малайзии, ОАЭ и даже в ЮАР растут те же направления, что и в Америке. Несмотря на то что в целом в 2015 г. мировой ИТ-рынок показал отрицательную динамику (в основном за счет снижения продаж телекоммуникационных услуг, компьютерных устройств и оборудования для дата-центров), в странах Северной Африки и Ближнего Востока ИТ-рынок вырос значительно, на 5,8%.

В этих странах сосредоточились на ИТ-услугах, отсюда и соответствующий результат. При этом на мировом рынке двигателем спроса стал госсектор. Сейчас в той же Мексике, ОАЭ и Малайзии ИТ-рынок достаточно серьезно продвигают именно государственные инициативы и инвестиции. Правительство ОАЭ вынашивает несколько амбициозных проектов, которые, как ожидается, окажут значительное позитивное влияние на рынок ИТ-услуг в этой стране.

А в Малайзии государственные инициативы по созданию Smart Cities, Healthcare IT и «умных» решений в образовании обусловили самый высокий рост направления Интернета вещей в Азиатско-Тихоокеанском регионе (за 2013–2017 гг. прогнозируется плюс 111%).

Драйверы рынка в России и в мире

Как известно, сейчас «железо» отходит на второй план не только в мире, эта тенденция отчетливо видна и на российском ИТ-рынке. Этот глобальный тренд означает «ломку» сознания игроков ИТ-рынка. Они начинают мыслить категориями «SLA работы ИТ». Причем информационные технологии в данном случае выступают как ключ не просто к выживанию, но и к развитию бизнеса. И драйверы роста тоже уже в целом понятны.

Бизнес-аналитика, энергоэффективность, виртуализация, облака — эти перспективные технологии помогают не только экономить ИТ-бюджет или расходы компании в целом, но заставляют бизнес работать эффективнее.

С помощью BI, или бизнес-аналитики, можно провести анализ эффективности той или другой компании, понять пути его оптимизации, выявить новые стратегии развития и минимизировать риски. Эта система становится неким «источником правды». В особенности это важно для больших компаний, где обычные способы не позволяют отслеживать актуальность данных.

Часто инструменты бизнес-аналитики проецируются и на систему управления показателями эффективности бизнеса (KPI). Например, компания КРОК с помощью BI-платформы автоматизировала подготовку управленческой отчетности в международной финансовой организации, в результате чего возросла скорость подготовки отчетов, а вдобавок и их достоверность, так как можно было обходиться без ручной обработки данных. Руководство получило мощный инструмент для контроля всех KPI.

Информационная безопасность — еще одна точка роста. В непростые времена количество случаев мошенничества растет, причем не только на рынке в целом, но и внутри организаций, на всех уровнях управления. Больше всего от корпоративных хищений страдают компании финансового и телекоммуникационного секторов. При этом средний ущерб доходит до 500 тыс. долл. и выше. Проектов по ИБ стало больше, особенно в результате проникновения Интернета в бизнес. Например, интернет-магазин компании «Эльдорадо» дает достаточно весомую часть выручки сети, и его защита стала критичной для бизнеса в целом. КРОК обеспечила круглосуточную защиту интернет-магазина, которая в автоматическом режиме отражает все хакерские и DDoS-атаки. Решение позволило найти важные уязвимости в ПО интернет-магазина и нейтрализовать несколько крупных DDoS-атак, а также блокировать свыше 320 тыс. хакерских акций, многие из которых были спланированы с учетом технических особенностей интернет-платформы заказчика.

Мобильность и быстрота принятия решений становятся серьезными преимуществами компаний, особенно сильно это проявляется в кризис, когда скорость реакции может оказаться решающим фактором. Облака тоже многие выбирают именно из-за скорости наращивания мощности, что позволяет за несколько дней перенести туда всю инфраструктуру, или использовать дополнительные возможности в дни пиковых нагрузок.

Компании действительно готовы рисковать ради повышения эффективности бизнеса и довериться решениям, к которым до недавнего времени относились скорее скептически. Если приводить в качестве примера наш опыт, то за год количество заказчиков в облаке КРОК увеличилось на 30%, при этом к нам стали приходить заказчики с более серьезными и масштабными контрактами, с готовностью перенести в облако даже бизнес-критичные системы. Например, компания «Быстроденьги» разместила в своем частном облаке критичные приложения, в том числе систему автоматизации цикла обработки займов. А публичным облаком КРОК компания пользуется для расчета кредита для пока еще потенциальных заказчиков, например через их сайт, либо для каких-то внешних задач.

В свое время казалось, что облака спасут мир, но вскоре выяснилось, что они этого сделать не могут. Тем не менее облачное направление сегодня продолжает расти и занимает прочную и достаточно большую нишу. Например, мировые расходы на облачную инфраструктуру в 2015 г. выросли на 24% по сравнению с 2014-м. Компании уже пришли к пониманию, что облака дают возможность снизить капитальные затраты и перевести их в операционные.

Перспективы «новых имен» и развивающихся направлений

На начальном этапе развития любой новой технологии всегда необходимо рисковать. Но это не что иное, как плата за прогресс. Сейчас такое движение вперед я связываю не только с облачной тематикой, но и с 3D-технологиями и информационным моделированием, а также с новыми нишевыми вендорами, число которых за последний год увеличилось в несколько раз.

Что касается 3D или технологий виртуальной реальности, то тут прогнозы в целом оптимистичны — в 2015–2019 гг. ожидается среднегодовой рост около 88%. Активно развиваются эти технологии и в России — по статистике нашего 3D-центра, только за 2015 г. его посетило 1,5 тыс. человек, а количество проектов оказалось более полусотни. Прежде всего это связано с интересом, который проявляется к такого рода технологиям в промышленной и образовательной сферах, где 3D позволяет лучше усваивать информацию и заменить обучение эксплуатации сложного и опасного объекта в реальной обстановке на тренировку на тренажерах виртуальной реальности. Кроме того, при разработках внедрение 3D-технологий означает существенное сокращение не просто времени, а финансовых затрат в случаях, к примеру, изменений в макете. Еще один значительный драйвер роста — технологии BIM (Building Information Modelling), использующиеся, как правило, в сочетании с 3D.

Сегодня наиболее перспективными можно считать проекты, которые связаны с модернизацией технологий строительства. Во-первых, потому, что в тяжелые для экономики времена спрос создает государство, инициируя крупные инфраструктурные проекты. Председатель правительства Дмитрий Медведев еще в 2014 г. подписал указ о поэтапном внедрении технологий BIM (Building Information Modelling) в области промышленного и гражданского строительства. Указ вступит в полную силу к 2018–2019 гг., однако еще не все поняли, что технология информационного моделирования представляет из себя не трехмерную картинку тех или иных систем будущего объекта или даже целого здания, а предполагает полную перестройку строительной отрасли, начиная с коренных изменений в области планирования будущих объектов, согласования, контроля исполнения этапов проектирования и строительства по объемам работ и по затратам, планирования эксплуатационных работ и функционирования зданий.

Еще один немаловажный фактор развития — не следует зацикливаться на каком-то одном вендоре. Заказчикам не следует ограничиваться привычными подрядчиками и производителями, они должны искать наиболее выгодные для себя решения. Это уже происходит и приводит к росту числа нишевых, небольших вендоров. Еще в прошлом году стало понятно, что решения no name-производителей, лидеров в узких сегментах, владельцев новых прорывных технологий, которые сулят серьезные конкурентные преимущества для бизнеса, стали тестироваться гораздо активнее. Это, естественно, связано с большим риском, но рынок готов рисковать и внедрять новый продукт. Чем обширнее ИТ-инфраструктура заказчиков, тем больше они готовы тестировать, пилотировать проект на программном обеспечении, на которое раньше бы не обратили внимание. Это происходит не только в России, мир серьезно меняется.

Востребованность небольших нишевых вендоров обусловлена не только готовностью заказчиков рисковать, но и политикой импортозамещения. По части оборудования начали тестировать технику восточных вендоров, например нового игрока на нашем рынке, Inspur. Уже начались несколько проектов по переходу на оборудование компании Huawei. В области ПО мы видим рост числа проектов на отечественном софте, и в первую очередь речь идет о прикладных решениях типа ERP «1C». Например, компания «Сухой» внедрила систему ERP «1C» во всех четырех филиалах, где занято порядка 26 тыс. человек. А для компании «Зарубежнефть» мы создали систему оперативного управления денежными средствами, также построенную на отечественном ПО.

Стало больше внедрений и на решениях Open Sourse, их станет еще больше, как только в действие вступит ФЗ-188 и вносимые с 1 января 2016 г. изменения в ФЗ-149, запрещающие государственным организациям пользоваться импортным софтом. На данный момент мы уже реализовали крупные проекты федерального масштаба, среди них почтовая система на базе свободного ПО для заказчика из судебной сферы, а также построенная на Open Sourse программная инфраструктура Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) Москвы, которая рассчитана более чем на 25 тыс. пользователей.

Борис Бобровников — генеральный директор компании КРОК