Летом прошлого года редакция CRN/RE провела опрос руководителей российских ИТ-компаний и представительств некоторых зарубежных вендоров. Опрос показал (см. CRN/RE №18/2005), что среди тех, кто возглавляет департаменты маркетинга, женщин — менее 25%, и их доля постепенно уменьшается. Но при этом в маркетинге остается территория, «населенная» в основном представительницами прекрасного пола. Речь идет о маркетинговых коммуникациях. Коллективы этих подразделений на 60—75% состоят из женщин. Причем это касается как рядовых, так и руководящих позиций. Эту ситуацию мы предложили обсудить руководителям департаментов маркетинга, рекламы и PR некоторых ИТ-компаний и задали им следующие вопросы.
1. Почему среди директоров по маркетинговым коммуникациям на ИТ-рынке преобладают женщины?
2. Какими качествами должен обладать человек, отвечающий за маркетинговые коммуникации?
3. Почему вы выбрали для себя именно эту сферу деятельности?
4. В какой еще профессии вы могли бы быть успешной?

Ольга Беликова, руководитель управления маркетинга и рекламы компании Kraftway

1. Действительно, в отделах маркетинговых коммуникаций традиционно наблюдается численный перевес женщин, причем такая ситуация характерна не только для рынка ИТ. Является ли это отражением каких-либо специфических особенностей женского характера и склада ума? Однозначно ответить не берусь. Видимо, женщина как существо более эмоциональное, действительно легче находит правильную доверительную тональность в общении с людьми, а в плане аккуратности, исполнительности и пунктуальности равных ей нет. Но будем объективны: как это ни прискорбно, женщине сделать серьезную карьеру в других сферах — стратегическом планировании, технологиях, продажах — невероятно сложно. Много ли у нас, да и во всем мире женщин среди первых лиц компаний? А тех, кому удалось пробиться, можно рассматривать как счастливое исключение, которое тем не менее подтверждает общее правило: поле для карьерного роста женщины ограничено. Мужчинами в том числе. С другой стороны, чем выше позиция в компании, тем больше ответственность за принимаемые решения, а женщины все-таки менее склонны к риску.

2. Как следует из названия профессии, человек, ответственный за маркетинговые коммуникации, должен прежде всего уметь и любить общаться, т. е. быть открытым, коммуникабельным, легко идти на контакт с людьми и знать несложные приемы завоевания внимания собеседника. Естественно, что невозможно выстраивать коммуникации без глубокого знания предмета. На такой должности особенно ценятся находчивость и креативность, гибкость ума и виртуозное владение словом, умение планировать свои действия и анализировать информацию.

3. Все произошло случайно, но это дела давно минувших дней.

4. До прихода в ИТ дело шло к написанию научных работ по лингвистике и преподаванию иностранных языков. Возможно, я смогла бы реализовать свой потенциал в качестве переводчика, музыковеда или... химика. В юности я страстно увлекалась этой наукой, участвовала в различных олимпиадах, но судьба распорядилась иначе.

Елена Беляева, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций и рекламы компании Verysell Distribution

1. На мой взгляд, маркетинговые коммуникации не относятся к тем сферам деятельности, которые можно делить по принципу «мужские или женские». То что на ИТ-рынке в этой области преобладают женщины, скорее всего, означает сознательную или интуитивную попытку работодателей сбалансировать ситуацию в компаниях: большинство ИТ-специальностей все-таки мужские, т. к. требуют достаточно глубоких технических и технологических знаний, где мужчины явно сильнее. Для достижения гармонии в компаниях нужна женская составляющая, которую обеспечивают специалисты по маркетинговым коммуникациям, бухгалтеры и сотрудники служб HR. Маркетинговые коммуникации — лишь часть маркетинга. Мужчин в маркетинге немало, но они, как правило, лучше проявляют себя в области продуктового маркетинга, ценовой политики, организации каналов сбыта.
На долю женщин остается комплекс вопросов по продвижению товара, т. е. маркетинговые коммуникации, в которых эмоциональная составляющая помогает успешному выполнению задач.

2. Человек, который за что-то отвечает, должен прежде всего быть ответственным. Для менеджера важны знания не только в предметной области, связанной с маркетинговыми коммуникациями, но и в области менеджмента, финансов, психологии и социологии. Если говорить о человеческих качествах, то необходимы коммуникабельность (странно видеть «буку» на месте маркома), креативность, умение работать в команде, любопытство и стремление познавать новое и учиться.

3. Я бы ответила, что скорее это она меня выбрала, чему я, безусловно, очень рада.

4. Если честно, я никогда об этом не задумывалась, поскольку все, чем я занимаюсь уже почти 10 лет, мне очень нравится.

Ирина Виноградова, директор департамента маркетинга и рекламы группы ИНЭК

1. Женщины более, чем мужчины, склонны к деятельности в области каких-либо коммуникаций. Мужчины часто переносят твердость и непреклонность в решении рабочих вопросов на уровень личной соревновательности, турнирности, сводя тем самым «на нет» саму возможность договориться, найти взаимоприемлемый вариант. В технологиях, в производстве этот стиль может давать результат, а вот в коммуникациях нет: результат должен достигаться усилиями обеих сторон. На сегодняшний день мужчин среди директоров по маркетинговым коммуникациям гораздо больше, чем лет десять назад. Видимо, это связано с развитием рынка и ростом престижа профессии, что для мужчин немаловажно. Хотя первенство именно в области маркетинговых коммуникаций по-прежнему принадлежит женщинам.

2. Прежде всего терпение, внимание и любознательность. Умение договариваться, налаживать и поддерживать контакты. Искренне, а иногда и с любовью относиться к партнерам, особенно к представителям СМИ. Обладать своеобразными талантами — объединять достижение своего профессионального успеха с достижениями подопечных, что иногда позволяет попасть в резонанс с окружающими успешными и деятельными людьми и подхватить волну общего успеха. Это дано не каждому, хотя этому можно попробовать научиться.

3. Сферу деятельности я выбрала не по призванию, а в силу сложившихся обстоятельств. На заре «второго пришествия капитализма в Россию» (начало 90-х годов прошлого века) я пришла работать в отдел рекламы одной из первых ИТ-компаний страны. Заниматься новым видом деятельности мне было легко и интересно. С развитием ИТ-рынка росла компания, росла и я.

4. В любой, где присутствует интеллектуальный вызов, креатив, драйв, постоянное движение и изменения. Успех в профессии во многом зависит от команды, с которой ты работаешь.

По образованию я гуманитарий и в свое время работала преподавателем. Поэтому постоянный поиск, желание идти в ногу со всем новым, интересным, стремление соответствовать требованиям времени у меня в крови, заложены на уровне социальной памяти.

Ирина Денисова, руководитель отдела маркетинга дистрибьюторской компании RSI

1. Никогда не задавалась подобным вопросом, но думаю, что это стихийно сложившаяся ситуация. Полагаю, что из-за специфики продукта, требующего знаний в определенных областях, в которых мужчины, как правило, сильнее и чувствуют себя уверенней, они преобладают на других фронтах ИТ-рынка, и женщинам для сохранения некоего равновесия в компаниях остаются маркетинг и коммуникации. Возможно, причина также в том, что в России маркетинг еще недостаточно развит, его значение недооценивается, и соответственно должного внимания ему не уделяется. Есть такой анекдот: если компания работает успешно, то это благодаря удачно сложившейся рыночной ситуации, а если нет, то это вина маркетолога.

2. Так же как и в любой другой области, он должен быть прежде всего профессионалом. Важны выдержка, лояльность, желание и умение идти на компромисс, способность говорить не с позиции силы, а с позиции партнерства. И конечно же дружелюбие, коммуникабельность и контактность.

3. Ранее занималась продажами, естественно, задумывалась над вопросами дальнейшего развития бизнеса. Надо сказать, что и продажи, и общение с клиентами включают в себя элементы маркетинга. Постепенно вопросы развития бизнеса интересовали все больше, занимали все больше времени. Так я оказалась в маркетинге.

4. Сложный вопрос. У меня физико-математическое образование, наверное, в этой области могла бы состояться. Думаю, что в любой. За исключением, пожалуй, творческих профессий (композиторы, живописцы...), требующих «искры божьей».

Екатерина Крымова, менеджер по связям с общественностью представительства компании Fujitsu Siemens Computers в России и СНГ

1. Хороший маркетолог должен быть способным к коммуникации, гибким, легко адаптироваться к изменениям, быть внимательным к мелочам. Эти качества больше присущи женщинам. Кроме того, руководителю маркетингового подразделения часто приходится отслеживать одновременно самые разнообразные виды деятельности. Это тоже наилучшим образом удается женщинам. Хотя надо признать, что мужчины успешнее справляются с аналитическими задачами. Но зато женщины многие вещи правильно угадывают интуитивно.

2. В первую очередь, маркетолог должен отлично ориентироваться в информации, быстро принимать решения. На мой взгляд, идеальный маркетолог — человек, умеющий все делать быстро. Он должен первым уловить изменения в ситуации, понять стратегию действий в новых условиях и далее претворить ее в реальность. Маркетолог должен уметь общаться. Ну и главное, пожалуй, любить свою работу. Что касается профессиональных качеств — сегодня проще работать, если имеешь хотя бы базовые теоретические знания. Опыт, конечно, очень важен, но часто люди занимаются «изобретением колеса», вместо того чтобы реализовывать отлично работающие классические методики. Знания просто экономят время: когда налажены базовые процессы, можно заняться развитием и созданием чего-то нового.

3. Она необычайно разнообразна, постоянно узнаешь что-то новое, нужно учиться и развиваться. Каждый день идешь на работу и знаешь, что будут сюрпризы. Не обязательно приятные, но все равно это увлекательно.

4. Наверное, я могла бы быть хорошим врачом.

Татьяна Орлова, начальник отдела маркетинга MSS

1. В спектр обязанностей директора по маркетингу входит много вещей, привлекающих амбициозных и целеустремленных мужчин. Им нравится отвечать за стратегию и формулирование целей компании, чувствовать свое влияние на имидж компании и даже рынок. И мне кажется, ценность «главного приза» — карьерного взлета вплоть до вхождения в совет директоров и занятия поста генерального директора — выше ставится именно мужчинами. Женщине, пожалуй, это сделать намного сложнее еще и в силу стереотипов, присущих не только нашему рынку. В то же время маркетинговые коммуникации чаще ложатся на хрупкие плечи женщин-маркетологов. Почему именно в этом повседневном, но очень важном маркетинге женщины смогли «застолбить» себе место? Я думаю, потому что мы умеем сочетать несочетаемое — публичность, работу «у всех на виду» и кропотливый, незаметный повседневный труд.

2. Менеджер, отвечающий за маркетинговые коммуникации, — это человек-оркестр, личность с разносторонними знаниями и способностями: здесь и аналитика, и креатив, широкие, хотя и поверхностные знания многих вещей, и умение «копнуть» проблему вглубь. У идеального маркетолога должны работать оба полушария мозга и еще как работать! Ведь на результаты его труда смотрит весь рынок! Но есть и другие важные качества, которые, я уверена, привносят в маркетинг такой мужской отрасли, как ИТ, именно женщины. Это любовь к людям, умение с ними общаться, найти к каждому индивидуальный подход. Это обаяние и шарм, юмор, деликатность, гибкость, проницательность и... любопытство. Я думаю, принцип «хочу все знать» — это про маркетологов и женщин. Кроме того, маркетолог просто обязан отвечать ожиданиям топ-менеджмента, разбираться в чаяниях отдела закупок и потребностях отдела продаж, учитывать требования логистики и финансовой службы.

3. Профессия маркетолога неповторима тем разнообразием опыта, знаний и умений, которые благодаря ей я приобретаю. Для меня очень важно все время развиваться, двигаться вперед и доводить начатое до конца. Ведь в маркетинге мало придумать гениальное решение, надо воплотить его в жизнь и получить максимум результатов. В этом весь маркетинг — пара часов безудержного полета фантазии и много дней оттачивания идеи и кропотливой ее реализации. При этом важно не только ценить и воплощать красивые идеи, но и «примерять» их к выбранной стратегии организации, гармонично выкладывая из этих кирпичиков дорогу к поставленной цели.

4. Без тени лукавства скажу, что меня устраивает и моя профессия, и ИТ-сфера, которая дала мне большую часть моего опыта и знаний.

Марина Отставнова, руководитель отдела маркетинга компании «Марвел»

1. Не секрет, что маркетинг на предприятии — это затратная часть бизнеса, в подавляющем большинстве случаев с конечной цифрой оплаты труда. Мужчины же предпочитают работу, которая оценивается формулой бесконечности.

2. В первую очередь — это открытые для общения, харизматичные люди с богатой фантазией и бесконечным количеством идей, с быстрой реакцией на возникающие вопросы. Профессионально они должны уметь очень многое: от оформления бухгалтерских документов до разработки стратегии развития предприятия. Но самое главное — уметь быстро разбираться и обучаться всему, что еще не умеют и не знают.

3. Это произошло само собой, но, видимо, я всегда тянулась к такой работе и еще в студенческие годы в техническом вузе занималась организацией различных студенческих мероприятий. Маркетинг — это то, что мне очень интересно и сейчас составляет большую часть моей жизни.

4. До 90-х годов я занималась проектированием квазиэлектронных телефонных станций. Давалось мне это легко, работа приносила удовлетворение. Сейчас, мне кажется, из меня получился бы хороший дипломат.

Настасья Савина, советник по корпоративным коммуникациям компании ABBYY

1. Директор по корпоративным коммуникациям — это лицо компании. Руководители хотят, чтобы лицо их компании было прекрасно, потому и выбирают представительниц прекрасного пола. А если серьезно, то работа в области коммуникаций требует развитой интуиции и социальных качеств, понимания законов информации. Традиционно считается, что у женщин интуиция развита лучше, кроме того, женщины больше любят и умеют общаться. Поэтому вполне естественно, что та работа, которую большинство мужчин посчитали бы каторгой, для многих женщин — радость.

2. Человек, отвечающий за маркетинговые коммуникации, — это визажист компании. Он должен не только уметь анализировать «особенности» компании, но и уметь делать правильный «макияж», подчеркивающий все достоинства. Как я уже сказала, для того чтобы быть успешным на этом поприще, нужно иметь развитую интуицию, вкус и представление о том, что правильно, хорошо и красиво. Кроме того, нужно владеть инструментарием коммуникатора — уметь ясно излагать свои мысли, понимать законы информации, любить общаться с людьми.

3. Случайно. И очень рада, что выбрала именно ее, нет работы интереснее.

4. Мне кажется, что я могла бы стать учительницей.

Марина Савинова, управляющий по связям с общественностью Oracle в СНГ

1. ИТ-индустрия по сравнению с другими секторами российского рынка — самая спокойная гавань. Минимум политики, минимум риска, правда, и возможности для карьерного роста не такие безграничные, как в других отраслях, прежде всего в телекоммуникациях и FMCG. Женщины преимущественно ищут спокойную и стабильную работу. И те кто получил хорошее математическое или техническое образование, уже подсознательно выбирают работу со сложным глубоким материалом, аналитикой. А это прямая дорога в ИТ. Мужчины более амбициозны и ориентированы на профессиональный и финансовый рост. Им проще и быстрее реализовать себя в других отраслях или профессиях.

2. Самое важное — это четкое понимание потребностей и мотивации тех, к кому обращены маркетинговые коммуникации. Только такое четкое и порой интуитивное понимание позволяет «продать» мероприятие или пресс-релиз, спланировать комплекс маркетинговых коммуникаций наилучшим образом. Среди важных качеств я бы отметила стратегическое мышление, креативный подход, любопытство, умение убеждать и добиваться результата, собирать и анализировать информацию, выделять главное.

3. Когда училась в художественной школе, мечтала быть художником-модельером. Однако получила фундаментальное математическое образование в МГУ, о чем сейчас не жалею. Поработав инженером-программистом, почувствовала, что это не близко. Опыт работы в области продаж открыл для меня возможности рекламы, и эта сфера оказалась наиболее увлекательной. Реклама, маркетинг и затем PR позволили мне применять все знания и умения как из области математической логики и стратегического планирования, так и из области искусства и дизайна. С другой стороны, я всегда вижу результат своей деятельности — прогнозируемо и быстро.

4. Думаю, могла бы стать успешным специалистом по фондовому рынку, а если бы продолжила заниматься живописью — возможно, и художником.

Марина Тюпкина, руководитель отдела маркетинга, департамент «Телекоммуникации» ООО «Сименс»

1. Действительно, как-то так исторически сложилось, что маркетингом «правят» в основном женщины. Полагаю, что для этого есть две причины: ИКТ-отрасль в основном «принадлежит» мужчинам, и женщины, которые хотят работать именно на этой «мужской» территории, выбирают для себя в первую очередь маркетинг. Кроме того, очень часто приходится мгновенно принимать решения на чисто интуитивном уровне, а по моему мнению, интуиция у женщин все-таки развита лучше.

2. Коммуникабельность; умение быстро реагировать, особенно в условиях динамично растущих рынков; стрессоустойчивость и, безусловно, желание работать, преданность своей работе и компании, в которой ты работаешь.

3. В компанию «Сименс» я пришла более восьми лет назад. Если честно, то не ожидала, что такая огромная уважаемая компания возьмет на работу меня — молодого специалиста практически без опыта работы. Мне очень понравилось здесь работать, и компания помогла мне «найти себя». Так что это не я выбрала сферу деятельности, а скорее наоборот!

4. Мне кажется, что из меня мог бы получиться неплохой психолог.

Светлана Шканакина, директор по связям с общественностью НКК

1. Маркетинговые коммуникации — деятельность, требующая реальной многозадачности. Исследования подтверждают тезис, что женщина легче справляется с большим количеством дел, чем мужчина, для которого параллельное решение нескольких задач, как правило, проблематично. Видимо, это пошло с тех времен, когда перед мужчиной стояли лишь две последовательные задачи — добыча пищи и продолжение рода. А на женщине «висело» все остальное. Вот когда развилась ее способность решать задачи со множеством неизвестных!

2. Помните, как раньше говорили — у нас холодный ум, горячее сердце и длинные руки. Ум, безусловно, должен быть, желательно четко структурированный, с хорошими аналитическими способностями. Сердце должно быть горячим, неравнодушным. Взаимопонимание, доверие, неравнодушие — очень важные в бизнесе вещи. Ну, а длинные руки — для реализации всех идей, что требует очень много сил.

3. Интересно работать с людьми и идеями, а не с отчетами и планами.

4. Политолог, культуролог, психолог, кинолог, продавец цветов.

Руководить маркетингом — дело не женское?

Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса LYTE Recruitment Services: «Мы провели небольшое исследование резюме, которые сейчас размещены на известном ресурсе www.headhunter.ru, и резюме из базы данных нашей компании. Результаты оказались несколько неожиданными. Среди позиций ИТ-маркетологов среднего менеджмента почти 80% — анкеты женщин, а среди руководителей — только 20%. Очевидно, что к маркетингу перестали относить только рекламную деятельность, которой традиционно занимаются дамы, а руководить продуктовым маркетингом, развитием бизнеса и совмещать маркетинг с продажами больше доверяют мужчинам. При этом необходимо отметить, что если рассматривать рынок в целом, то в остальных отраслях мужчины-руководители маркетинга еще не так сильно потеснили дам, как на ИТ-рынке (соотношение 55/45%, по данным www.headhunter.ru, и 65/35%, по данным LYTE Recruitment Services). Исключительно женской работой пока остается PR (практически все резюме): женское обаяние, политес и коммуникабельность по-прежнему вне конкуренции».