Женщины тонко чувствуют красоту. Не только природы, цветов, одежды, людей, но и, например, математических формул или неожиданных бизнес-идей.

Мария Каменнова любит и ценит красивые решения. Именно своей красотой и разумностью привлекла ее и теория управления бизнес-процессами — сфера, в которой сегодня она является одним из ведущих в России специалистов.

Известная на ИТ-рынке как генеральный директор сначала компании «МетаТехнология», затем объединенной «Весть-МетаТехнология», в дальнейшем — «Логики бизнеса», сегодня Мария руководит российским отделением международной консалтинговой фирмы IDS Scheer. Эта компания только год назад купила 75% акций «Логики бизнеса», но уже по итогам 2005 г. возглавляемое Марией подразделение заняло первое место среди региональных представительств IDS по показателю EBIT (прибыль без налогов).

Начало

Мария Каменнова окончила МИЭМ по специальности «прикладная математика». После окончания вуза попала в Институт электронных управляющих машин, в отдел разработки системного ПО для машин типа СМ. Работа была связана с формализацией, например, многопроцессорного и многопользовательского режима работы. Потом была аспирантура, защита диссертации на тему «Использование формальных методов для описания технологического процесса создания ПО», работа с научными публикациями о сетях Петри, Институт проблем информатики Академии Наук СССР.

К 1992 г., когда возникли проблемы с финансированием науки, Марию благодаря ее участию в международных конференциях уже знали в некоторых зарубежных компаниях, в частности американской консалтинговой фирме Meta Software Corporation, где она проходила стажировку. Именно здесь она получила первые уроки процессного подхода к бизнесу, познакомилась с выполненными проектами. Марии предложили заняться дистрибуцией в России ПО Meta Software, ей эта идея показалась заманчивой. Сначала она пыталась организовать этот бизнес в «Стиплере», но он не слишком хорошо сочетался с основной деятельностью компании, поэтому в 1992 г. Мария Каменнова создает собственную фирму — «МетаТехнология».

Это была, по сути, первая компания на российском рынке, которая начала заниматься консалтингом на стыке ИТ и управления и предлагала клиентам услуги по организации бизнеса на основе процессного подхода. В этой ситуации полезным оказался опыт, полученный во время стажировки в компании Meta Software.

Даже сегодня, когда вряд ли найдется руководитель, не слышавший хоть что-нибудь о процессном подходе к управлению, для России бизнес-процессы — все еще довольно новые категории. Люди привыкли работать в функциональных системах, и процессные понятия пока не стали им интуитивно близкими. Известный российский специалист по бизнес-процессам профессор Ю. Рубаник в одной из своих работ заметил, что отечественный менеджер на просьбу описать организацию рисует организационную схему, а западный — совокупность бизнес-процессов. А Марии еще в 1992 г. пришлось продвигать не понятные большинству потенциальных клиентов услуги. Это был challenge (вызов) — слово, в котором для Марии заключено очень многое.

Как ей это удалось? Каменнова поясняет, что в России всегда были прекрасно образованные люди, стремящиеся к новым знаниям. К тому же, ИТ-рынок, как и рынок консалтинговых услуг, был практически пустой. На первую конференцию, посвященную бизнес-процессам, организованную компанией «МетаТехнология», пришли 150 человек. И среди них Мария встретила соратников — тех, кто уже тогда всерьез задумывался над подобными проблемами. Среди «первых ласточек» были Игорь Альтшулер (ныне глава консалтинговой компании), который в то время консультировал Нижегородскую ярмарку, Владимир Баласанян (генеральный директор ЭОС) и некоторые другие. Первыми партнерами «МетаТехнологии» стали системные интеграторы, занимавшиеся разработкой информационных систем для банков, которым был просто необходим инструментарий для описания бизнес-процессов. Дело сдвинулось с мертвой точки.

В то время Мария Каменнова еще не была знакома с исследованиями профессора Шеера, каждый из них шел своим путем. Они пересеклись в 1996 г., и с тех пор Марию с IDS Scheer связывают партнерские отношения. «МетаТехнология» получила эксклюзивные права на использование методики описания бизнес-процессов ARIS и продажи соответствующего ПО, разработанного IDS Scheer.

В 1998 г. «МетаТехнология» объединилась с компанией «Весть», с которой они сталкивались во многих тендерах. После трех лет совместной деятельности стало понятно, что консалтинг развивается гораздо быстрее, чем иные направления объединенной компании, поэтому было принято решение о выделении его в отдельную фирму. Так, в феврале 2002 г. возникла «Логика бизнеса». Тогда в ней работали 35 человек.

Стратегический инвестор

В 2003 г. стратегический партнер «Логики бизнеса» IDS Scheer выразил желание превратиться в стратегического инвестора. На подготовку компании к продаже ушли два года. Процесс перехода в «открытое» международное состояние был вовсе не простым.

IDS Scheer — публичная компания, ее акции котируются на Франкфуртской бирже. В течение первого года «Логике бизнеса» пришлось привыкать к работе по немецким методикам и выполнять определенные финансовые обязательства. Мария рассказывает: «Как жили на нашем рынке? Продал — хорошо, не продал — ну и ладно. В Европе так нельзя. Здесь в квартал ты должен заработать столько-то — и все! Мы думали — неужели можно планировать продажи? Это же рынок!» Оказалось, что планировать продажи можно, причем с достаточно высокой точностью. В IDS есть специальные формы, которые необходимо заполнять при работе с клиентом. Поначалу не хотелось тратить на это время, но на практике выяснилось, что, заполнив форму и проанализировав информацию, затратишь куда меньше времени на саму продажу. И конечно, при реализации плана нужно было постоянно контролировать текущие показатели деятельности компании.

На второй год подготовки к продаже «Логика бизнеса» начала проведение аудита, dew diligence, «вычищение» всей документации в компании. Пригласили хорошо знакомую компанию-аудитора — оказалось, вести российский учет можно гораздо лучше. За полтора года пришлось трижды сменить состав бухгалтерии, а вместо главного бухгалтера одно время даже работала целая компания-аутсорсер. Для создания консолидированной международной отчетности пришлось нанять и финансового директора — владеющего этими технологиями и хорошо знающего английский.

Конечно, были сложности и внутри компании, ведь любая перестройка — стресс для сотрудников. «Но мы ведь консультанты и потому понимали, что изменениями необходимо управлять. Во всяком случае, всем объяснили, что хуже точно не будет, а объединение с IDS — это шанс для всех консультантов. Во-первых, мы получаем доступ к самой свежей информации в области управления и ИТ, во-вторых, сможем участвовать в международных проектах, получим новый опыт, и наконец в-третьих, усовершенствуем собственную корпоративную культуру».

«Для меня был самый важный challenge — доказать, что за год из обычной небольшой, практически «семейной» российской фирмы мы трансформируемся в подразделение публичной международной компании, — рассказывает Мария. — И хотя я не считаю себя суперменеджером (честно говоря, мое дело — идеи, развитие, перспективы), но вместе с коллегами и партнерами мы это сделали! Этим можно гордиться».

Мария Каменнова полагает, что многие российские ИТ-компании имели шансы стать партнерами IDS. Правда, у «Логики бизнеса» были эксклюзивные права на ARIS, но они не вечны, их необходимо было периодически продлевать. Но есть еще причина, едва ли не главная, считает Мария, по которой IDS выбрала «Логику бизнеса»: «Мы близки по духу, ведь я и многие мои коллеги — люди науки. У всех нас одинаковое научное мышление. Мои нынешние боссы из европейского IDS Scheer — это просто мои друзья. И с профессором Шеером у нас сложились самые дружеские отношения. Безусловно, при объединении это сыграло не последнюю роль». При этом Мария прекрасно понимает, что если бы она не смогла провести должную «предпродажную подготовку» компании и не доказала ее прибыльность, то никакая сделка бы не состоялась. Дружба — дружбой, но Август Вильгельм Шеер — прежде всего коммерсант.

В ходе продажи компании Мария не ждала никаких неприятных сюрпризов, поскольку «немецкая корпоративная культура предсказуема, оцифрована, никаких неожиданностей типа «обещали одно, а потом произошло другое» не могло быть в принципе.

«Влились в семью IDS»

Итак, с начала 2005 г. 75% акций компании «Логика бизнеса» (с последующим выкупом 100%) принадлежат IDS Scheer AG. Приобретение компаний для работы на локальных рынках соответствует стратегии последней. Сделка в России последовала за рядом покупок нескольких фирм в Западной Европе и США.

На вопрос: «Вам не жалко было продаваться почти целиком?», Мария только качает головой. С ее точки зрения, приход стратегического инвестора многое значит для компании и российского рынка в целом. А в том, кому принадлежит контрольный пакет..., психологически никакой разницы она не видит. К тому же, обе компании очень хорошо знают друг друга — уже можно отмечать десятилетие партнерства. По выражению Марии, «раньше у нас был гражданский брак, а теперь мы наконец оформили отношения».

Сейчас у генерального директора IDS Scheer Россия и СНГ «колоссальная степень свободы», она сама принимает решения. Оборот компании за 2005 г. составил около 8 млн. долл. и по сравнению с 2004 г. увеличился на 60%. Такой рост бизнеса связан, в частности, с тем, что российская IDS Scheer стала активнее участвовать в международных проектах материнской компании. Прежде всего речь идет о тиражировании в России решений, реализованных для мультинациональных клиентов компании SAP, партнером которой является IDS Scheer. Ведутся переговоры об участии российских консультантов в проектах на Украине, в Сингапуре, в Китае, на Ближнем Востоке.

«Международная практика показывает: ощущение, что ты стал «членом семьи», приходит через год. И вот мы наконец начинаем чувствовать, что влились в семью IDS, — говорит Каменнова. — Правда, у нас ничего особенно не изменилось, разве что увеличилось количество тренингов. Ну и, конечно, возросла ответственность за цифры».

В штате компании 120 человек. В момент объединения их было 90, и, по словам Марии Каменновой, из «старых» сотрудников никто не уволился. При этом она вовсе не уверена, что сейчас каждый уже чувствует себя членом команды. Но, с другой стороны, все прекрасно понимают, что стать открытой компанией, где все документировано, регламентировано, прозрачно и открыто, быстро вряд ли возможно.

Сама Мария получает большое удовольствие от своей новой «семейной» жизни. Она регулярно участвует во встречах в IDS Scheer, которые проходят раз в квартал, всякий раз узнает немало нового о рынке, о том, «куда вообще он двигается». Она замечает: «Если бы мы стали частью какого-нибудь российского системного интегратора — а такие возможности тоже были, — то этого источника новой информации не было бы».

«На сегодняшний день процессное управление наиболее эффективно, ничего лучшего еще не придумали, — говорит Каменнова. — Я это точно знаю, ведь нахожусь в самой гуще новых веяний в области управленческих технологий, постоянно езжу на различные семинары нашей компании, где обсуждаются новые тенденции... Все процессно ориентированно. Все крупнейшие разработчики информационных систем управления — взять тех же SAP и Oracle — предлагают свои новые программные платформы, основанные на процессном методе. На ближайшие пять лет я знаю, что нужно делать и что будет происходить. Рынок услуг движется к внедрению BPM (Business Performance Management) — целостного, процессно-ориентированного подхода к принятию управленческих решений. При этом, по оценкам Gartner, кривая роста рынка BPM существенно круче, чем у рынка ИТ-услуг. Хотя, конечно, по объему второй гораздо больше».

В самой компании тоже внедряется BPM. Одним из стратегических партнеров IDS Scheer является компания BSCol, созданная разработчиками системы Balanced ScoreCard (BSC, системы сбалансированных показателей) Нортоном и Капланом. Сейчас в российской IDS Scheer вводится управление на основе BSC — этот метод считается одним из наиболее эффективных среди BPM. По словам Марии, от внедрения BSC она не ждет какого-то прямого экономического эффекта. Скорее, речь идет о повышении прозрачности управления, о возможности вовремя принимать важные решения благодаря отслеживанию ключевых показателей деятельности компании.

Единственное, на что сетует Мария, это смещение фокуса в ее работе. Если раньше она в большей степени отвечала за продажи, за разработки, то сейчас приходится почти все время уделять административной работе: подготовке отчетов, решению кадровых вопросов, постановке финансового учета и т. п.

Жизнь как процесс

Как и раньше, Мария работает по 12 часов в день. Примерно с восьми до восьми. Кроме непосредственной работы в IDS Scheer она занимается еще научной и преподавательской деятельностью — возглавляет кафедру совершенствования бизнес-процессов в ГУ «Высшая школа экономики», ведет занятия в школе ИТ-менеджмента при Академии народного хозяйства.
Рассказывая о себе и своей компании, Мария время от времени разговаривает по телефону. Речь идет о ее младшей дочери, которой 8 лет: «Женю нужно в половине восьмого забрать с занятий по теннису. Я постараюсь подъехать». У нее трое детей. Кроме Жени есть еще сын и дочь, оба уже взрослые. Старший сын, как и мама, работает в IDS Scheer, средняя дочь учится в вузе. А младшая еще очень зависит от матери. Мария рассказывает, что ей нужно обязательно приехать домой пораньше, пока девочка еще не легла спать, и поговорить с ней о прошедшем дне. Это бесконечно важно.

Интересно, а как Мария Каменнова рассматривает свою деятельность в доме, в семье — как процессную или проектную? И кто в семье более «процессный»? Женщина, которая, как правило, пытается отвечать буквально за все детали семейного процесса? Или мужчина, про которого говорят «пришел, увидел, победил» — что можно в какой-то мере сравнить с проектом?
Мария рассуждает так: «Семейная жизнь — это, безусловно, процесс, где у каждого своя роль. Некоторыми процессами в нашей семейной жизни владею я — то есть полностью отвечаю за результат, некоторыми — моя «вторая половина». Хотя, конечно, у нас есть и проекты. Правда, я семейную жизнь никогда не рассматривала с точки зрения процессов, но наверняка это так — если задуматься. Хотелось бы, чтобы на участие в этих процессах у меня было больше времени. Хотя и работа, конечно, безумно интересная, для меня это новый challenge».

Challenge Мария видит почти во всем. Не зря она так часто повторяет это слово. Любовь к преодолению препятствий проявляется и в одном из ее главных увлечений — вождении джипа. «Сейчас у меня Discovery 3, последняя модель Land Rover — фантастическая машина. Проверили ее в поездке по русскому Северу: Москва — Вологда — Вытегра — Петрозаводск — Питер — Москва. Да и дома использую ее как внедорожник. Живу за городом, там есть нормальная дорога в Москву, а есть — по полю. И все-таки еду прямо по полю, чтобы почувствовать все возможности настоящего «непаркетного» джипа и полюбоваться природой. Это так увлекательно и красиво».

Партнер и инвестор

Профессор Август Вильгельм Шеер создал методологию процессного управления ARIS (архитектура интегрированных информационных систем), определяющую принципы моделирования практически всех аспектов деятельности организации, и разработал (в соавторстве) собственно инструментарий, в частности ARIS Toolset, предназначенный для описания, анализа и совершенствования бизнес-процессов. Шеер — основатель компании IDS Sсheer, автор книги «Моделирование бизнес-процессов», создал Институт информационных систем в Немецком исследовательском центре искусственного интеллекта при университете Саарбрюккена и до сих пор читает там лекции. Штаб-квартира фирмы IDS Scheer AG также расположена в Саарбрюккене.

Профессор Шеер — большой поклонник джаза, он играет на саксофоне, выступает с джаз-бэндами.