Форум Innovation Summit компании Schneider Electric впервые прошел в России. Это одно из главных международных мероприятий компании, посвященное инновационным технологиям, проходило в период работы выставок «Электро» и «Нефтегаз» с 17 по 20 апреля 2017 г. В рамках саммита организаторы провели более 100 мероприятий с партнерами и заказчиками. А на выставочных площадях (около 1 тыс. м2) демонстрировались все новейшие разработки Schneider Electric. По официальным данным, в мероприятии приняло участие около 5 тыс. человек.

В ходе работы форума эксперты Schneider Electric рассказали о стратегии, инновационных решениях и финансовых результатах деятельности компании, новых сервисных предложениях, а также о способах повышения эффективности дата-центров.

Руководители Schneider Electric представили российскому рынку новую архитектуру активного управления электроэнергией EcoStruxurе. Руководство вендора подчеркивает: комплексная архитектура EcoStruxure создана для того, чтобы «активно управлять энергией на всем пути: от электростанции до розетки». Она объединяет пять областей, в которых специализируется компания: управление электропитанием, технологическими процессами и оборудованием, ИТ-средой, инфраструктурой зданий и системами обеспечения безопасности.

На конференции также выступали представители крупных российских партнеров и заказчиков компании, поделившиеся с участниками практическим опытом решения технологических задач разного уровня сложности, рассказали о тенденциях рынка коммерческих ЦОДов и о новейших возможностях повышения эффективности эксплуатации дата-центров.

В рамках саммита было заключено несколько важных соглашений. Так, компания ЦМ, входящая в производственную группу Remer, займется выпуском серверных шкафов по лицензии Schneider Electric. Производитель подписал меморандум о сотрудничестве с сетью дата-центров 3Data. Schneider Electric станет технологическим партнером российской компании в проектах по строительству ЦОДов, поставляя ИБП, системы кондиционирования и мониторинга, решения по СХС и другие компоненты инженерной инфраструктуры.

Однако главной темой мероприятия стал промышленный Интернет (IoT). По некоторым экспертным оценкам, к 2030 г. вклад IoT в мировую экономику может составить 14 трлн. долл. При этом для Schneider Electric решения в области Интернета вещей уже стали вполне реальным бизнесом. В конце 2016 г. на форуме инноваций Connect 2016 представители компании много говорили о перспективах этого направления в мире и в России. Тема была продолжена на Innovation Summit.

Исполнительный вице-президент Schneider Electric по региону Европа Леонид Мухаммедов сообщил, что до 70% всего производимого компанией оборудования имеет отношение к промышленному Интернету вещей. А согласно исследованию Schneider Electric, более 50% компаний в Европе в той или иной мере Интернет вещей уже используют. И хотя в России этот рынок находится только на этапе становления, многие российские компании уже оценили преимущества IoT. Леонид Мухаммедов подчеркивает: использование промышленного Интернета существенно трансформирует бизнес-модель любой компании. Решая с его помощью одни задачи, заказчики, порой совершенно неожиданно для себя, начинают понимать, что реализовывают и множество других задач, о которых ранее даже не задумывались. Кроме того, получение информации в режиме реального времени предполагает совершенно другую модель реакции бизнеса. Стоит иметь в виду и то, что количество подключенных устройств растет просто немыслимыми темпами. По некоторым прогнозам, к 2020 г. их число достигнет 20 млрд., другие аналитики полагают, что стоит говорить о триллионе подключенных устройств. Компаниям необходимо подготовиться к таким изменениям.

В рамках мероприятия было объявлено, что компания Schneider Electric присоединилась к российской Национальной ассоциации промышленного Интернета (НАПИ). Этот шаг, по словам президента НАПИ Виталия Недельского, можно считать знаковым событием, «поскольку он обеспечивает для ассоциации возможность доступа и непосредственного применения передового мирового опыта в сфере индустриального Интернета на отечественном развивающемся рынке».

Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе отметил, что сотрудничество НАПИ с мировыми компаниями и международным консорциумом промышленного Интернета поможет российскому рынку интеллектуальных решений выйти на качественно новый уровень.

Для Schneider Electric российский рынок был и остается одним из главных, подчеркивают в компании. По обороту он занимает четвертое место вслед за США, Китаем и Францией. Причем отставание от французского рынка настолько незначительное, что Йохан Вандерплаетсе не скрывает: российская Schneider Electric имеет все шансы выйти на третье место. За шесть последних лет — с 2010 г. по 2016 г. — компания инвестировала в наш рынок более 1 млрд. евро, сегодня у нее в России работают пять заводов. В Сколково функционирует Центр НИОКР по разработке программных решений для Smart Grid.

Недавно компания подписала соглашение об открытии еще одного центра НИОКР в Иннополисе в Казани. На площадке в Татарстане Schneider Electric планирует разрабатывать решения не только для российского, но и для глобального рынка. В первую очередь речь идет о решениях для нефтегазовой отрасли и для защиты критической инфраструктуры.

На базе особой экономической зоны «Иннополис» Schneider Electric будет сотрудничать с «Лабораторией Касперского», ведь применительно к IoT вопросы информационной безопасности являются одними из самых важных, они становятся основным приоритетом. На форуме Innovation Summit 2017 компании подписали соглашение о сотрудничестве, «целью которого станут совместные исследования и разработка решений в области кибербезопасности объектов критической инфраструктуры».

Сообщается, что компании договорились «изучить возможности создания совместного продукта для российского рынка и обсудить пути реализации пилотного проекта по кибербезопасности на заводе „Шнейдер Электрик ЭлектроМоноблок“». Кроме того, компании провели тест на совместимость автоматизированных систем управления Schneider Electric с решением Kaspersky Industrial CyberSecurity. По результатам тестирования был подписан протокол совместимости, где отмечено, что продукты могут использоваться в рамках одной системы, а их функционал соответствует отраслевым требованиям ИТ-безопасности.

В рамках Innovation Summit прошла конференция для реселлеров, дистрибьюторов и системных интеграторов, в ходе которой обсуждались инновационные решения, обновление продуктовой линейки, а также партнерские и сервисные программы APC by Schneider Electric. Организаторы провели панельную дискуссию «Партнерский канал: тенденции, перспективы и актуальные вопросы», в которой приняли участие старший вице-президент ITD Schneider Electric Роберт МакКернан; президент OCS Distribution Алексей Калинин; генеральный менеджер компании «Марвел-Дистрибуция» Константин Шляхов; генеральный директор IBS Plaformix Георгий Полихрониди; генеральный директор X-Com Игорь Роганков и координатор комиссии по импорту и дистрибуции АПКИТ Марина Никитина.

Schneider Electric все годы работы в России действовала исключительно через партнеров. Однако рынок меняется, технологии развиваются и все это требует новых подходов к этой работе.

Отвечая на вопрос, какая поддержка нужна сегодня дистрибьютору от такого вендора, как Schneider Electric, Константин Шляхов подчеркнул, что вендор производит сложные инженерные решения, а не только простые ИБП, как много лет назад. Это означает, что дистрибьютор должен не только «двигать коробки», а быть настоящим VAD, владеть серьезной инженерной экспертизой. Кроме всего прочего дистрибьютору требуется помощь в финансировании сложных проектов. Многие вендоры уже идут по пути создания в своих структурах соответствующих финансовых подразделений.

По словам Роберта МакКернана, его компания готова обсуждать это и помогать партнерам всеми возможными способами.

Кроме того, ИТ-дистрибьюторам было бы интересно продвигать на рынок не только традиционные ИТ-продукты и решения вендора, но и более широкий спектр продукции компании. Сложность заключается в том, что сегодня разные подразделения работают в рамках разных контрактов, партнерам же было бы удобно сотрудничать с вендором на основе единого контракта, который охватывал бы разные продуктовые направления производителя. Леонид Мухаммедов пояснил, что если партнер готов, вендор со своей стороны будет делать все, чтобы обеспечить максимальный доступ к своей продукции.

Многие дилерские компании, особенно в регионах, также стремятся выйти в смежные с ИТ области, начать продажу комплексных решений, в которых ИТ — всего лишь одна из многих составляющих. По мнению дистрибьюторов, в такой ситуации оптимальным решением было бы создание некой единой проектной команды вендора, в рамках которой оказывалась бы помощь как дистрибьюторам, так и реселлерам. Однако, по словам Леонида Мухаммедова, перестроить канал в связи с появлением новых технологий и тенденций непросто, зачастую это требует серьезной экспертизы в каждом конкретном случае.

Алексей Калинин обратил внимание участников на то, что на российском рынке сегодня существуют те же точки роста, что на мировом. Поэтому, хотя доля таких новых направлений, как Интернет вещей, в России пока измеряется единицами процентов в год, перспективы IoT огромны. А это значит, что дистрибьюторам следует к ним подготовиться. Если говорить о спросе на традиционную продукцию Schneider Electric, то он достаточно стабилен. В кризис легкие решения продавались лучше, однако в OCS полагают, что в 2017 г. вырастет спрос на более сложные.

Традиционно бренд Schneider Electric был премиальным, в сложное время на рынке появилось много продукции noname, более дешевой и «агрессивной». Однако, по словам Алексея Калинина, политика вендора оказалась достаточно гибкой и спрос на его продукцию не падал.

Игорь Роганков полагает, что хотя потребительское поведение клиентов после 2014 г. существенно изменилось и люди стали больше покупать дешевые товары, спрос на оборудование Schneider Electric как на премиальный бренд, напротив, вырос: клиенты, когда речь идет о таких вещах, как ИБП, предпочитают надежность.