По результатам исследования IDC EMEA Quarterly Enterprise Storage Systems Tracker, во втором квартале 2020 г. на российский рынок было поставлено внешних систем хранения данных на общую сумму 103,64 млн долл.

По итогам квартала на российском рынке внешних систем хранения данных лидируют компании Huawei и YADRO с долями соответственно в 19,7% и 18,1% в денежном выражении. В пятерку лидеров также вошли компании HPE, Dell Technologies и Hitachi. Компания YADRO занимает лидирующее место по объёму поставленных СХД с долей в 56,5%.

Рынок систем хранения данных показал рост в денежном выражении, однако несколько сократился с точки зрения поставленных ёмкостей. Системы среднего класса составляют основу рынка в денежном выражении с долей в 54,6%. Они продемонстрировали прирост в 13,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Также показали прирост поставки гибридных систем и систем на базе флэш-накопителей.

«Несмотря на сохранившийся во 2 квартале негативный внешний фон, заказчики продолжили инвестировать в высокопроизводительные и экономически целесообразные системы хранения данных для обеспечения непрерывности бизнеса и требуемой масштабируемости приложений и инфраструктур. Сегмент систем на базе флэш-накопителей вырос на более чем 27%. Лидерами роста традиционно выступил корпоративный сегмент, в частности финансовый и телекоммуникационный секторы», — отметил Михаил Лебедев, менеджер программы исследований рынка корпоративных систем, IDC в России и СНГ.

Претенденты

Аналитики называют пять компаний, которые практически поделили между собой этот рынок. И мы также называем пятерку лучших (с точки зрения участников канала) вендоров. Давайте сравним, насколько совпадают мнения аналитиков и наших респондентов.

В 2018 г. в предварительный список для голосования вошли 15 вендоров. Но перешагнуть порог канальности удалось только восьми компаниям: Dell EMC, Fujitsu, Hewlett Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, Lenovo, NetApp.

Два года спустя желающих получить статус чемпиона канала стало больше — 18: Dell Technologies, Depo Computers, Fujitsu , Hewlett-Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, Infortrend, Inspur, Kraftway, Lenovo, NetApp, Oracle, QSAN, Raidix, YADRO, “Аквариус”, “Аэродиск”. А вот список компаний, которые получили реальный шанс побороться за звание чемпиона канала, сократился. Только семь вендоров смогли набрать более 30% голосов респондентов номинации «СХД»: Dell Technologies, Fujitsu, Hewlett-Packard Enterprise, Huawei, IBM, Lenovo, NetApp.

Дмитрий Кандратович, руководитель направления СМБ департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция»:

Дмитрий Кандратович, руководитель направления СМБ департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция»

Корпоративные системы хранения данных продолжают оставаться востребованным товаром на российском рынке, несмотря на то, что 2020 год из-за пандемии и возросшего курса доллара внес коррективы в поставки СХД. Средний и крупный бизнес оценили важность и преимущества цифровой трансформации, о которой ИТ-отрасль так много говорила всю последнюю пятилетку, и продемонстрировали желание серьезно вкладываться в соответствующую инфраструктуру. Показательным является тот факт, что в нынешнем году значительно выросла доля продаж дорогих решений. Поэтому мы предполагаем, что за счет реализации крупных проектов рынок СХД в 2020 и 2021 годах сможет показать положительную динамику год к году в долларовом выражении.

Стоимость хранения данных на flash-накопителях постепенно снижается, что способствует бурному росту их продаж. По оценкам аналитических агентств и по нашим наблюдениям, доля СХД, построенных исключительно на шпиндельных дисках, снизилась уже примерно до одной трети от всего объема. Остальные СХД примерно пополам представляют полностью flash-решения и гибридные СХД. В текущем 2020 и следующих годах эта тенденция продолжится. Скорее всего, шпиндельные массивы будут терять свою долю уже не так сильно, как раньше, но flash-решения продолжат увеличивать свою долю за счет гибридных и шпиндельных СХД.

На правах рекламы.

Представляем победителей

Несколько предыдущих рейтингов в номинации «СХД» за кажущимся спокойствием (когда победители рейтинга оставались на своих местах и через два года) на самом деле скрывались нешуточные страсти: когда уже в следующий раз ни один из призеров предыдущего исследования не мог удержаться на своем месте, а кто-то вообще покидал пятерку лидеров. 2018 г. не стал исключением. Партнеры, проголосовавшие за вендоров в номинации «СХД», вновь перевернули всё с ног на голову. Но, похоже, что полученная в результате комбинация их тоже не устроила. Вообще количество вариаций расположения семи вендоров внутри призовой пятерки хоть и конечное, но достаточно большое. Достаточно для того, чтобы партнеры еще не один рейтинг переставляли производителей в поисках идеально комбинации. В этот раз они остановились на следующем решении.

Два финалиста 2018 г. в этом году были лишены мест в призовой пятерке. Соответственно, две компании из тех, кто не попал в число победителей два года назад, в этот раз стали таковыми. Но даже те, кто смог удержаться внутри пятерки, не все смогли сохранить за собой места, присвоенные им в 2018 г. В этот раз только одна компания (из семи, преодолевших порог канальности), осталась стоять на той же ступеньке пьедестала почета, что и два года назад. И это компания NetApp. В 2018 г. партнеры оценили работу вендора с каналом продаж в 47,964 балла. В этот раз они были гораздо щедрее. Итоговая оценка производителя увеличилась аж до 55,817 балла. Напомним, что и в 2016, и в 2018 г. оборудование этого вендора, по мнению его партнеров, было самым прибыльным. А в этом году оценки этой компании за критерии работы вендоров оказались «средними по больнице». Компания не получила ни одной высшей и ни одной низшей оценки. И такие результаты позволили компании NetApp стать единственным островком стабильности в этой неспокойной номинации. Островком, с которого можно с интересом наблюдать за тем, что происходит вокруг. А происходит следующее.

О компании, которая в прошлом году занимала пятую строчку рейтинга, мы уже говорили выше. Fujitsu, вернувшаяся в 2018 г. в призовую пятерку (набрав 46,63 балла), в этом году опять осталась за ее пределами. Зато на ее место пришла компания Lenovo (с результатом 54,219 балла), которой в прошлогоднем рейтинге баллов до вхождения в число победителей не хватило.

С другой стороны от «островка стабильности» — на третьем месте — также сменился хозяин. В 2018 г. бронзовым призером номинации «СХД» была компания IBM, набравшая 48,518 балла. И этот вендор не только не сохранил за собой данной позиции, но и как Fujitsu, был вынужден покинуть призовую пятерку. При этом он уступил свое место компании Hewlett Packard Enterprise — производителю, который в 2018 г. стал победителем номинации с достаточно серьезным (более 2,5 баллов) отрывом от вендора, расположившегося на втором месте. Напомним, что два года назад лидер заработал 51,337 балла и собрал семь из восьми высших оценок по критериям работы вендора. Несмотря на то, что в этот раз Hewlett Packard Enterprise удалось стать лучшей только по трем критериям («Качество продукции», «Активность в продвижении продукции» и «Сервисное обслуживание клиентов»), ее итоговая оценка работы заметно выросла — до 56,553 балла. Но, как уже было сказано выше, этого результата хватило только на бронзу.

А вот серебро номинации в этом году у компании Huawei (56,887 балла). И это при том, что в ее арсенале только две высшие оценки за критерии работы производителя («Соотношение цена/качество» и «Прибыльность продукции»). Результат будет выглядеть еще более впечатляющим, если скажем, что в 2018 г. данный вендор не был представлен в пятерке победителей. Вот такой сильнейший прыжок: от «переступить порог канальности» в 2018 г. до серебряной медали два года спустя.

А вот до звания чемпиона канала ей не хватило менее 0,4 балла.

Зато все необходимые для лидерства баллы набрала компания Dell Technologies. Ей же респонденты нашего рейтинга отдали оставшиеся три высшие оценки за критерии работы вендора: «Маркетинговая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров», «Техническая поддержка партнеров». Таким образом, итоговая оценка вендора в этом году составила 57,261 балла. И пусть это не такой гигантский прыжок, как у ближайшего конкурента, но очень важный шаг вперед. Напомним, что в 2018 г. этот производитель занимал вторую строчку рейтинга (48,672 балла).

Мы редко даем какие-то прогнозы, но в этой номинации, скорее всего, можем себе это позволить. Есть устойчивое ощущение, что номинация «СХД» еще не скоро станет образцом спокойствия и стабильности. В ближайшее время в этом сегменте рынка будет вестись ожесточенная борьба не только за клиентов, но и за партнеров, которые будут иметь возможность продавать этим клиентам оборудование.

Ведь, как утверждают аналитики, ежегодно количество данных в мире увеличивается на тысячи эксабайт, емкости хранилищ тоже расширяются, причем большой и уверенный рост демонстрируют облачные ЦОД (публичные и частные), перенимая эстафету у традиционных дата-центров. Неудивительно, если участники рынка захотят заполучить себе кусочек этого пирога. И побольше... побольше...

Критерии и оценки

В 2018 г. продавцы СХД признали самым важным критерием работы вендора «Прибыльность продукции». Тогда его итоговая оценка значимости составила 0,895 балла. Кроме того, продавцы СХД оказались самыми требовательными к таким характеристикам работы вендоров как качество продукции, техническая поддержка партнеров, сервисная поддержка клиентов, а также обучение и сертификация канала продаж. Именно эти респонденты оценили соответствующие критерии работы производителей выше, чем их коллеги в других номинациях.

Два года спустя поставщики СХД изменили свое мнение и теперь в первую очередь смотрят на «Качество продукции». Заработанные этим критерием 0,946 балла — высшая оценка значимости не только в данной номинации. Никто из респондентов не относится к качеству продукции так же трепетно, как продавцы СХД. Именно они поставили этому критерию высший балл. Более того, 0,946 это самая высокая оценка значимости критерия работы вендора во всем рейтинге: По всем критериям, во всех номинациях.

Произошла смена «лидера» и в рейтинге «наименее значимых критериев». В 2018 г. это звание досталось «Маркетинговой поддержке» (0,628 балла). В этот раз она вторая с конца. А самым незначимым для их бизнеса продавцы СХД признали «Активность в продвижении продукции» (0,674 балла). Кстати, только этим двум критериям продавцы СХД поставили оценки важности ниже 0,8 балла.

Партнер проекта «Чемпионы российского ИТ-канала 2020» — компания «Марвел-Дистрибуция»