«Беспрецедентная ситуация на рынке, вызванная вспышкой эпидемии COVID-19, заставила поставщиков и потребителей в срочном порядке адаптироваться к внезапно изменившимся условиям жизни и работы. Во втором квартале 2020 г. в России происходила масштабная смена условий работы практически во всех отраслях, связанная с внезапно возникшей необходимостью обеспечить большинство работающего населения техническими средствами для удаленной работы. Благодаря быстрому решению этих задач, инициированному как корпоративными рынками, так и потребителями в рознице, и, как следствие, существенно возросшему спросу на большинство сегментов ИТ-оборудования, поставщики периферийных устройств оказались в состоянии эффективно обеспечить резко возросший спрос», — прокомментирует итоги второго квартала 2020 г. Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Russia & CIS.

По данным IDC, во втором квартале 2020 г. российский рынок устройств печати сократился на 1,4% в штучном выражении и на 1,0% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За указанный период на российский рынок было поставлено около 464 тыс. принтеров, копиров и МФУ, совокупная стоимость которых составила около 134 млн долл. Средняя цена устройства увеличилась на 1% по сравнению со вторым кварталом 2019 г.

Рынок лазерной техники во втором квартале 2020 г. сократился на 5,6% в штучном выражении и на 3,9% в денежном, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В сегменте монохромных устройств поставки в штуках скоростной категории до 20 стр./мин сократились на 19,1%, 21-30 стр./мин — увеличились на 21,7%, все остальные категории показали снижение, за исключением категории 70-90 стр./мин, показавшей рост 100,9%.

В сегменте цветной лазерной техники сократились поставки скоростных категорий 1-10 стр./мин на 54%, 11-20 стр./мин — на 47,7%. Старшие категории показали двузначный рост, за исключением категорий 70-90 стр./мин и выше, показавших снижение.

Рынок струйной техники во втором квартале 2020 г. показал рост как в штучном — на 13,5%, так и в денежном выражении — на 24,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение поставок во втором квартале показали струйные устройства в скоростных категориях 21-30 стр./мин и 31-44 стр./мин на 34,2% и 58,6% соответственно, при этом поставки устройств в остальных скоростных категориях увеличились.

Итоги третьего квартала на российском рынке печатающих устройств объявила аналитическая компания ITResearch. Несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию из-за пандемии, он оказался самым удачным в текущем году.

Поскольку в течение июля, а также августа и сентября продажи печатающих устройств показывали двухзначный рост, динамика квартальных показателей также оказалась двухзначной.

Всего за этот период было продано 688,9 тыс. устройств, на 17% больше, чем в 3-м квартале 2019 г., а денежный объем рынка увеличился на 13,1%, составив 152,5 млн долл.

Локомотивом рынка стал лазерный сегмент, продажи в котором выросли на 21,5% по сравнению с третьим кварталом 2019 г. Динамика роста продаж струйных устройств оказалась более скромной — 6,5%.

Всего в лазерном сегменте было продано 510 тыс. принтеров и настольных МФУ, причем активному росту продаж в нем способствовал целый ряд крупных тендерных поставок отдельных моделей. Продажи в сегменте составили 126,3 млн долл.

В число лидеров лазерного сегмента в третьем квартале вошли компании Brother, HP и Kyocera, на продукты которых пришлось около двух третей всех продаж.

В струйном сегменте в третьем квартале было продано 178,1 тыс. принтеров и МФУ, причем весь прирост обеспечили многофункциональные устройства (+11,4%), в то время как продажи принтеров сократились на 12,5%. Объем сегмента в деньгах составил 25,9 млн долл.

Опережающими темпами росли модели МФУ со встроенной СНПЧ, занявшие по итогам квартала половину проданных устройств, а в категории принтеров их доля превышает 80%. В этой категории по-прежнему доминируют продукты Epson, однако ей приходится постепенно уступать долю рынка компаниям Canon и HP. Среди других категорий струйников можно отметить рост востребованности портативных моделей принтеров и МФУ, весьма удобных для небольших объемов печати в домашних офисах и часто используемых в медицинских учреждениях. В то же время спрос на фотопринтеры и фотоцентры оказался заметно ниже, чем годом раньше.

Несмотря на значительное ослабление рубля в текущем году и соответствующий рост цен в долларах на многие модели, средняя розничная цена на лазерное и струйное устройство имела тенденцию к снижению. Это объясняется смещением спроса в обоих технологических сегментах в сторону менее дорогих моделей. В лазерном сегменте средняя цена устройства снизилась за год на 9%, а в струйном — на 14%.

Brother MFC-L5750DW — многофункциональное устройство для средних рабочих групп

Brother MFC-L5750DW — удобный многофункциональный аппарат, решающий задачи офисной печати, копирования, сканирования, приема-передачи факсов. Последнее время все больше компаний переходит на схему распределенной печати — когда вместо одного большого устройства используется несколько МФУ среднего размера, таких как Brother MFC-L5750DW. Это позволяет избавиться от очереди на печать и скопления сотрудников у принтера, что особенно важно в условиях пандемии COVID-19.

Brother MFC-L5750DW имеет высокую скорость печати (до 40 стр./мин.) и сканирования (до 48 изобр./мин.). Автоматические режимы двухсторонней печати и сканирования экономят бумагу и время пользователя при работе с многостраничными документами.

Модель предлагает несколько вариантов подключения: USB, Ethernet, Wi-Fi. Сканирование документов прямо на мобильные устройства, а также печать с них возможны с помощью удобных сервисов и приложений Brother iPrint&Scan, Android Print Service Plugin, Mopria и AirPrint.

В комплект поставки MFC-L5750DW входит стартовый картридж на 2000 страниц. Модель совместима с тонер-картриджами стандартной (3000 стр.) и повышенной (8000 стр.) емкости, что позволяет сделать печать еще более экономичной.

Устройством можно управлять как удаленно, так и с помощью сенсорного ЖК-дисплея диагональю 12,3 см. MFC-L5750DW имеет интуитивно понятный интерфейс с возможностью настроить «домашний экран» для каждого авторизованного пользователя. Все популярные операции отображаются на экране в виде иконок.

МФУ MFC-L5750DW соответствует высоким требованиям информационной безопасности: в устройстве используются современные средства защиты данных, например, поддержка протоколов SSL и IPsec, авторизация по карточкам, блокировка настроек и функций, защита файлов при сканировании.

Модель доступна для проектных поставок и совместима с популярными системами управления печатью. MFC-L5750DW поддерживает «легкие решения» для бизнеса от Brother. Этот дополнительный функционал позволяет легко интегрировать устройство в рабочие процессы организаций и значительно экономить время сотрудников.

На правах рекламы.

Претенденты

В 2018 г. в предварительный список для голосования в данной номинации вошли 17 производителей, 13 из которых по итогам опроса, вышли во второй тур: Brother, Canon, Epson, HP Inc., Konica Minolta, Kyocera, Lexmark, OKI, Pantum, Ricoh, Samsung, Sharp, Xerox.

За два года список претендентов резко сократился. Наши респонденты назвали 14 производителей, с продукцией которых они работают: Brother, Canon, Epson, HP Inc., Konica-Minolta, Kyocera, Lexmark, OKI, Panasonic, Pantum, Ricoh, Sharp, Toshiba, Xerox. Да и тех, кто смог переступить порог канальности тоже стало меньше, чем в 2018 г. Лишь 11 компаний преодолели 30%-ный рубеж: Brother, Canon, Epson, HP Inc., Konica-Minolta, Kyocera, Lexmark, OKI, Pantum, Ricoh, Xerox. Таким образом, конкурс на звание чемпиона канала среди производителей печатающих устройств составил уже не 2,5 (как в 2018 г.), а 2 компании на место. Что тоже немало. Но даже при таком количестве претендентов номинация «Устройства печати» вновь не отмечена интригой.

Представляем победителей

По итогам нынешнего голосования состав призовой пятерки остался таким же, как и два, и четыре года назад, а одному из вендоров удалось сохранить за собой место, которое он занимал в 2018 г.

Именно с этого производителя и начнем рассказ о победителях номинации «Устройства печати». Тем более что этому вендору из рейтинга в рейтинг удается оставаться на месте, на которое его поставили партнеры в далеком 2002 г.

До 2014 г. бессменным лидером номинации оставалась компания НР. Ее преемница, HP Inc., которой после разделения корпорации отошел и принтерный бизнес, приняла эстафету, и вот уже третий рейтинг подряд возглавляет турнирную таблицу. В этом году она смогла набрать 48,444 балла (напомним, два года назад лучший результат номинации был равен 42,301 балла балла).

В 2018 г. лидеру номинации принадлежало шесть из восьми высших оценок за критерии работы вендора. Звание вендора печатающих устройств с самым лучшим соотношением цены и качества было тогда присвоено Kyocera. А наибольшую прибыль, по мнению наших респондентов, им приносили устройства печати Xerox.

Два года спустя, в 2020 г., мнение партнеров второго уровня о том, кто из производителей в чем лучший кардинально изменилось. В арсенале чемпиона канала — компании HP Inc. осталось лишь три высших оценки за критерии «Активность в продвижении продукции», «Качество продукции», «Соотношение цена/качество». Оставшиеся пять отошли его ближайшему конкуренту, компании Xerox, расположившейся в этот раз на второй ступеньке пьедестала почета.

Семь раз подряд респонденты присуждали второе место компании Xerox. Более того, в 2016 г. этому вендору не хватило совсем немного (менее 0,6 балла), чтобы поспорить с HP Inc. за звание чемпиона канала. А вот в 2018 г. вендор резко сдал свои позиции. Партнеры компании оценили ее работу с каналом всего лишь в 37,348 балла. И этого хватило только для пятой строчки в списке призеров. Два года спустя производитель резко наверстал упущенное. В этот раз его итоговая оценка увеличилась на более чем 10 баллов и составила 48,078 балла. Это позволило ей вновь вернуться на второе место и даже приблизиться к чемпиону еще ближе, чем в 2016 г.

Но вернуться так, чтобы не выселить того, кого поставили на эту строчку по итогам прошлого рейтинга, никогда не получается. Поэтому компании Epson, которая занимала второе место в 2018 г., ничего не оставалось, как отступить назад (ведь первое место тоже уже занято). Несмотря на то, что ее нынешняя итоговая оценка выше, чем в 2018 г. (44,801 балла против 38,615 балла), респонденты передвинули ее на четвертое место — то есть вернули на те позиции, которые она занимала в 2014 г.

И снова про то, что нельзя вернуться, никого не выселив. В 2018 г. на четвертом месте располагалась компания Kyocera. Тогда партнеры второго уровня поставили вендору 37,528 балла. Два года спустя оценка его работы выросла на без малого пять баллов и составила 42,462 балла. Но этого оказалось достаточным только для пятого места в рейтинге производителей устройств печати. Можно сказать, что и Kyocera тоже вернулась к тому, с чего все начиналось — в 2016 г. компания, впервые вошедшая в пятерку лидеров, как раз и разместилась на этой строчке рейтинга.

Таким образом, у нас остался не названным только бронзовый призер. И это потому, что компания, которая в 2018 г. заняла третье место, за прошедшие два года никуда не переместилась. В 2018 г. партнеры оценили работу Canon, а речь идет именно об этом производителе, в 38,536 балла. В этом году его оценка существенно выше — 45,371 балла.

Александр Кушигин, директор департамента Document Imaging Solutions в OCS:

Александр Кушигин, директор департамента Document Imaging Solutions в OCS

Для бизнеса производителей устройств печати очень важно последовательное тесное взаимодействие между вендором, дистрибьютором, дилером и заказчиком. Так как продажа устройства всегда влечет за собой его последующее сопровождение: обеспечение расходными и комплектующими материалами, обслуживание, регулярное взаимодействие с пользователем.

Вендоры, попавшие в рейтинг, находятся там совершенно заслуженно, все они имеют основной ориентир на долгосрочную стратегию развития. При этой стратегии вендор не отделяет себя от канала, а считает себя его частью и последовательно работает вместе с каналом, понимая, что он важнее сиюминутной выгоды.

OCS работает с четырьмя из пяти победителей, и мы точно можем сказать, что НР inc, Xerox, Canon, Epson — это очень канало-ориентированные вендоры. И все они хороши, каждый по-своему:

  • НР inc., инновационный вендор;
  • Xerox — первым на российском рынке сразу начал выстраивать партнерскую сеть;
  • Canon —наиболее быстро реагирует на потребности рынка с точки зрения модельного ряда и всегда согласовывает это с каналом;
  • Epson — четко знает свои сильные стороны и грамотно удерживает свой сегмент.

Рынок серьезно изменился. Коммерческая печать просела в разы. Сильно упал весь сегмент офисной печати, но выросли продажи в сегменте low-end. По расходным материалам ситуация интереснее. Более выраженно просел офисный тяжелый сегмент, т. к. люди перестали печатать на рабочих местах. А в нижнем сегменте роста продаж не произошло, поскольку печатая дома, начинают больше экономить и покупать совместимые расходные материалы. То есть у вендоров ситуация достаточно сложная, но при этом и НР inc., и Xerox, и Canon проявили себя как настоящие партнеры. Они предложили и финансовые инструменты, и специальные условия — и не только для дистрибьюторов, но и для всего канала, за что им большое спасибо! Это и есть свидетельство канало-ориентированности.

На правах рекламы.

Критерии и оценки

В 2018 г. продавцы принтеров и МФУ при выборе, с каким вендором работать, оценивали в первую очередь предлагаемое им «Соотношение цена/качество». Тогда они поставили этому критерию 0,845 балла. А на втором месте по значимости расположилась «Прибыльность продукции» — 0,814 балла. В этом году главным критерием работы производителя в номинации «Устройства печати» стало «Качество продукции». Его оценка 0,881 балла. Прибыльность продукции со второго места переместилась на третье (0,856 балла), а серебро было присуждено лидеру предыдущего года — критерию «Соотношение цена/качество». Партнеры второго уровня поставили ему 0,863 балла. И это самая низкая оценка критерия во всех его номинациях. Но самое интересное, что такими же «равнодушными» к соотношению цена/качество в этом году оказались еще и продавцы серверов и систем NAS. Впервые в нашем рейтинге сразу в трех номинациях критерий получает одинаковую (вплоть до тысячных) оценку.

Зато продавцы принтеров оказались самыми чувствительными к маркетинговой поддержке со стороны вендоров. Именно они поставили этому критерию самую высокую оценку во всех номинациях — 0,715 балла. Заметим, что и в предыдущем рейтинге они поставили этому критерию оценку выше, чем их коллеги в других продуктовых категориях (0,643 балла).

Отношение респондентов к критерию «Обучение и сертификация партнеров» с предыдущего рейтинга тоже не изменилось. В этом году он вновь оказался наименее значимым в их работе с вендорами и набрал 0,592 балла (в 2018 г. — 0,626 балла).

Партнер проекта «Чемпионы российского ИТ-канала 2020» — компания OCS Distribution