В опросе приняли участие: менеджер по оптовым продажам компании КИТ Олег Бычевский, вице-президент Uni Борис Гольштейн, заместитель генерального директора «Роско» Сергей Данилов, президент томской «Стек» Игорь Иткин, генеральный директор «Эргодейта» Кирилл Квашенко, руководитель московского представительства OCS Дмитрий Комягин, президент холдинга «Анкей» Игорь Крохин, коммерческий директор Ramec Сергей Кручинецкий, коммерческий директор LanData Евгений Лочков, генеральный директор «РиК» Николай Можин, генеральный директор CHS/Russia Владислав Улендеев, директор по дистрибуции ЛАНИТ Анна Фролова, начальник отдела вычислительной техники подразделения оптовой торговли «Партии» Георгий Цагареишвили, генеральный директор R-Style Computers Валерий Щукин, директор Elko-Moscow Александр Ямницкий, президент «АйТи» Тагир Яппаров, руководители холдинга «Ланк». К сожалению, руководители ряда известных компаний ушли в отпуск (по крайней мере, так отвечали сотрудникам CRN/RE по телефону), другие отказались давать комментарии до полного прояснения обстановки, а третьи постоянно были «на совещании». Редакция осознает, что для многих в эти сложные дни контакты с прессой - не самое главное, и благодарит тех, кто нашел несколько минут для того, чтобы поделиться своим мнением с читателями нашей газеты.

«Правительство сделало все, чтобы кризис принял максимально острые формы», - эта эмоциональная оценка звучала в конце августа-начале сентября не только из уст российских банкиров и страховщиков, но и руководителей компьютерных компаний. Ничего удивительного в этом нет, и, возможно, компьютерный рынок окажется в числе наиболее пострадавших от резкого колебания курса рубля и очередного банковского кризиса.

7-10 сентября редакция CRN/RE провела опрос руководителей ряда крупнейших российских компаний - дистрибьюторов, системных интеграторов и производителей компьютеров. С нашей точки зрения, для оценки состояния компьютерного рынка в целом, за исключением сегмента, обеспечиваемого «серыми» поставками, этого вполне достаточно, хотя, здесь не учитывался довольно крупный сектор малых фирм со смешанной структурой бизнеса.

Наверное, невозможно найти фирму, которую не затронул бы финансовый кризис. Но его воздействие было очень разным, как и реакция компаний на ухудшение экономической обстановки. Если одни были настроены крайне пессимистично, то другие обещали, что в результате последних событий увеличат свою долю на рынке. Значит, кто-то может и выиграть?

Хорошо забытое старое

Обстановка в конце августа-начале сентября менялась с такой стремительностью, что многие посчитали за благо временно приостановить все операции и переждать кризисный ураган в закрытом офисе. Оставшиеся попали в очень сложную ситуацию - непостоянство курса доллара, трудности с конвертацией и поставками - вот основные проблемы, вставшие перед игроками компьютерного рынка в эти дни. «Приходилось реагировать на все: действия Правительства, Госдумы, банков, ЦБ, колебания доллара, очень быстро и очень часто, - сказал в интервью CRN/RE Георгий Цагареишвили («Партия»). - Те компании, которые были готовы к такому режиму работы, нормально перенесли кризис. Другим было гораздо сложнее».

В отличие от предыдущего опроса (см. CRN/RE № 15/1998, с.13 «А был ли кризис?»), уже никто из респондентов не предсказывал роста объемов продаж, на который все так надеялись еще два месяца назад. Оглядываясь назад, практически все отметили всплеск покупательской активности, который начался в конце июня и закончился 17 августа, после чего многие компании фактически остановили работу. Несколько руководителей с грустью отметили, что казалось, будто «ситуация только-только начала налаживаться, пошли продажи», и вдруг - полный обвал. Тем не менее большинство ожидало ухудшения ситуации, но, конечно, не такого. «Как обычно, надеялись, пронесет, пуля просвистит мимо. Но в этот раз не просвистела...», - сказал Александр Ямницкий (Elko-Moscow).

Не секрет, что большинство компаний либо сократило часть сотрудников, либо отправило их в очередные и административные отпуска. Некоторые настроены пессимистично: «Мы уже провели определенное сокращение штатов в конце августа, новое пока не планируется. Мы не играем в игры с отпусками, и я не верю, что сможем предоставить уволенным людям работу», - говорит Николай Можин («РиК»). Тем не менее нашлись компании, которые объявили о дополнительном наборе сотрудников. Так, RSI, входящая в холдинг R-Style (который, по информации Интерфакса, подтвержденной рядом источников, отправил в неоплачиваемый отпуск более половины сотрудников), поместила на своем Web-сервере объявление о приеме на работу. Конечно, это можно рассматривать как исключительно маркетинговый шаг (именно так считает ИА «Алгоритм»), но, вероятнее всего, компания рассчитывает, что среди специалистов, уволенных другими фирмами, найдется немало ценных кадров. О наборе специалистов сообщила также «Элвис+».

К середине сентября большинство компаний сократило только обслуживающий персонал офисов, а «основных» сотрудников либо оставили на местах, либо отправили во временные отпуска, объясняя, что «работы стало гораздо меньше». И объяснение было совершенно справедливым. Так, по словам Александра Ямницкого, в течение первых трех недель кризиса фирма никаких закупок не делала и не планирует, поскольку продажи составляли всего 2-3% от докризисного уровня. Владислав Улендеев (CHS/Россия) сообщил, что компания перестала принимать рублевые платежи и торгует только за валюту. Аналогичная ситуация была и в большинстве других дистрибьюторских компаний.

Сократился объем работы и у других участников рынка: часть системных интеграторов, подобно «Стек» приостановили работы по еще неоплаченным контрактам «по взаимному соглашению с клиентами», а о падении спроса на рынке ПК косвенно свидетельствует остановка сборочных линий «Кванта», на котором изготавливаются компьютеры таких компаний, как «РиК», «Вист» и ИВК. Впрочем, с заводом ситуация не вполне ясна: по словам Геннадия Беспалова, коммерческого директора компании «Вист», производство компьютеров на «Кванте» они прекращать не собираются и планов сокращения производства в начале сентября не было (информация газеты «Время»), в то время как Валерий Щукин (R-Style Computers) сообщил, что сборочные линии стояли с конца II квартала. Николай Можин также подтвердил, что «Квант» приостановил производство ПК из-за отсутствия заказов.

Мало кто оценивал убытки, в основном ссылаясь на то, что это еще рано делать - они могут стать гораздо больше, чем кажутся сейчас. Точные цифры дал только Тагир Яппаров: в ближайшие 5-10 недель компания недополучит 2-3 млн. долл. за счет сужения рынка в сентябре на 50-60%.

Однако были и исключения. Так, в конце августа «Анкей» подписал контракты с компаниями «Межрегионгаз» и «Транснефть» на оказание консультационных услуг - первого этапа в создании информационных систем. Как видно, даже в дни максимальной неопределенности находились клиенты, не изменившие планов информатизации. По мнению Игоря Крохина, наверняка в долгий ящик будет отложена «автоматизация клерков», а критически важные для деятельности организаций проекты будут осуществляться при любых условиях.

Не до жиру, быть бы живу

Деловая жизнь более инерционна, чем политическая. Поэтому экономисты считают, что даже после начала работы нового кабинета министров последует, возможно, не одна волна экономических потрясений. Многие предсказывают падение многих средних банков, что приведет к дальнейшему ухудшению положения частных компаний. «Если я скажу, что будет очень плохо, то это будет преуменьшением. Я думаю, до конца года какое-то оживление маловероятно. Может быть еще одна волна кризиса», - считает Александр Ямницкий.

Хотя к середине сентября в редакции CRN/RE еще не было информации о возможном банкротстве каких-либо известных компаний, наверняка этот кризис без громких жертв не обойдется. По мнению Николая Можина, порядка 90% средних компаний уже не существует. Евгений Лочков (LanData) считает, что основной удар приняли на себя средние и мелкие компьютерные магазины, которые при мизерном обороте смогут продержаться всего 2-3 месяца. С ним согласен коллега из компании Ramec Сергей Кручинецкий, который ожидает укрупнения питерского компьютерного бизнеса, по крайней мере за счет вымывания небольших фирм. Кроме того, по мнению Сергея Данилова («Роско»), кризис серьезно ухудшил положение тех компаний, которые в последнее время старались максимально легализовать свой бизнес.

Большинство опрошенных затруднились дать прогноз развития ситуации, но часто звучало мнение, что российский рынок отброшен на 4-5 лет назад в структурном плане, а его объем сократится до конца года на 30% (оптимистические оценки) до 70% по сравнению с прошлогодними показателями. Впрочем, есть и другой взгляд: газета «Русский Телеграф» (№154 от 9 сентября) в статье «Не до компьютеров» пишет, что «по разным оценкам, в первые месяцы оборот упадет в 5-10 раз». Очевидно, такой разброс связан с полной неопределенностью обстановки в стране: опрос проходил, когда еще не было известно, кто станет премьер-министром. Однако даже через несколько дней после утверждения Евгения Примакова не вполне ясно, что будет дальше - на момент подготовки статьи экономическая программа нового правительства не опубликована... Тем не менее никто не рассчитывает на подъем до нового года, но даже если он начнется в январе, то будет «медленным и тяжелым».

Совершенно откровенно о том, что в результате этого кризиса увеличится рыночная доля их компаний высказались, пожалуй, только трое - Владислав Улендеев, Ольга Ускова и Игорь Иткин. Последний, правда, констатировав увеличение доли на розничном рынке, был, похоже, не очень рад тому, в каких обстоятельствах это произошло. Очевидно, что грядет очередной передел компьютерного рынка, и это прекрасно понимают западные поставщики, объявившие ряд программ по продвижению собственной продукции. Среди них - Sun, Dell, Sybase и Citizen, снизившие цены. Специальные «антикризисные» программы объявил также и ряд российских компаний, большинство которых или поддержали зарубежных партнеров, или на время зафиксировали курс рубля к доллару на очень невысокой отметке.

Ясно, что этот кризис будет особенно тяжелым не только из-за падения спроса. Крупные и средние компьютерные фирмы уже обзавелись хорошими офисами, большим штатом обслуживающего персонала и привыкли жить на широкую ногу. Теперь, даже психологически, трудно будет отказаться от всего этого, урезать маркетинговые бюджеты и зарплаты своим сотрудникам. Но другого пути нет - выживет не самый сильный, а самый гибкий.