Компания OpenText, один из мировых поставщиков систем для управления контентом (Enter­prise Content Management, ECM), провела в Мюнхене конференцию под названием Content Days. Данное мероприятие было организовано в рамках традици­онного турне по крупнейшим городам Америки, Европы и Азии, в ходе которого вендор знакомит партнеров и заказчиков с результатами своей деятельности, новыми продуктами и делится планами по развитию бизнеса. В работе мюнхенской конференции приняли участие специалисты из стран Центральной и Восточной Европы.

Как отмечают представители OpenText, интерес к ECM-системам в последние годы заметно вырос, что объясняется потребностью заказчиков обрабатывать большие объемы неструктурированной информации и данных. Бизнес давно научился эффективно использовать структурированную информацию, хранящуюся в базах данных, ERP-, CRM- и BI-системах. Но значительная часть данных, накопленных на предприятиях (по оценкам специалистов, они занимают более 80% всего объема), хранится в неструктурированном виде. Это файлы электронных документов, таблиц, презентаций, Web-страницы, медиаконтент, электронная почта и т. д. Работа с таким контентом — одна из самых трудоемких операций для сотрудников компаний. ­Поэтому заказчики стремятся по возможности автоматизировать процессы обработки неструктурированных данных и унифицировать подходы к управлению жизненным циклом и хранением информации.

Компания OpenText на про­тяжении всей своей более чем 20-летней истории специализировалась на разработке ECM-систем, что позволило ей стать одним из ведущих мировых игроков в данном сегменте. Ближайшие конкуренты — корпорации IBM и EMC.

Выступая на конференции, Марк Барренечиа, президент и главный управляющий OpenText, сообщил, что дела у компании идут неплохо. Мировой оборот в 2011 г. превысил 1 млрд. долл. (в 2010 г. — 912 млн. долл.). В OpenText трудится 5 тыс. ­специалистов, ее продукцией пользуются полтора миллиона человек, количество предприятий-заказчиков приближается к 50 тысячам. Офисы фирмы открыты более чем в 30 странах, а закупают решения и получают поддержку производителя клиенты из 140 стран. Ссылаясь на исследования аналитических компаний, представители OpenText отметили, что в 2011 г. наибольшая доля рынка ECM-систем — 20,4% — принадлежала IBM. OpenText — вторая, ее ­рыночная доля составила 18,4%, на третьем месте EMC с 12,9%. Но более важными, по мнению специалистов OpenText, явля­ются тренды, характеризующие изменения в позиционировании компаний. Так, в прошлом году IBM потеряла 3,9% рынка ECM-систем, доля EMC уменьшилась на 0,3%, а доля OpenText, напротив, увеличилась на 5,5%. Поэтому руководители компании уверены, что в ближайшем будущем OpenText станет игроком номер один, тем более что, в отличие от конкурентов, вендор специализируется только в этой нише и сфокусирован на выпуске исключительно программных продуктов.

На российском рынке OpenText также демонстрирует довольно высокие темпы роста. По словам Михаэля Кухарски, регионального директора по продажам в СНГ, в течение последних пяти лет объемы поставок ежегодно увеличивались на 30–40%. Михаэль Кухарски подчеркнул, что OpenText работает исключительно через партнеров. При этом особенно важным каналом сбыта является SAP, с которой OpenText сотрудничает уже 20 лет, а пять лет назад компании подписали специальный договор, согласно которому сегодня SAP продает более десяти решений OpenText. Как отметил Павел Завгородний, директор по продажам OpenText в России и СНГ, коммерческие условия SAP в полной мере распространяются и на продукцию его компании. Более того, на продукты OpenText распространя­ются также условия технической поддержки. «Это совместное предложение двух компаний. Такая модель стала возможной, потому что OpenText и SAP давно сотрудничают в разработке совместных продуктов», — пояснил Завгородний. Михаэль Кухарски добавил, что в Центральной и Восточной Европе через SAP осуществляется примерно 45% всех продаж OpenText. В России эта цифра выше и достигает 65%. «Мы и впредь будем раз­вивать продажи через SAP, поскольку это очень важный для нас канал продаж, — подчеркнул он. — Вместе с тем, выйдя на рынок через SAP, мы намерены увеличивать поставки через других игроков канала сбыта». По словам Павла Завгороднего, между SAP и партнерами OpenText нет конкуренции. Оба вендора выигрывают, предлагая рынку совместные решения. Но помимо этого в портфеле OpenText есть немало других продуктов, поставки которых выгодны игрокам канала.

Как рассказал Антон Желтоухов, директор по развитию бизнеса департамента систем управления документами ЛАНИТ, на момент заключения договора с OpenText в 2010 г. ЛАНИТ имел собственное решение LanDocs для клиентов корпоративного рынка СЭД. «В то же вре­мя мы видели спрос на решения для более крупных корпоративных заказчиков. Выбор OpenText определяли несколько факторов: по функциональности платформа не уступает другим, имеет хорошую репутацию и обеспечивает тесную интеграцию с наиболее распространенными программными платформами корпоративной автоматизации. Кроме того, становясь ­одним из первых партнеров, ЛАНИТ получал ряд бизнес-преимуществ», — сообщил Антон Желтоухов.

По его словам, решения на базе технологий OpenText востребованы на рынке. ЛАНИТ уже завершил несколько проектов с их использованием, сейчас идет работа еще над несколькими. В ЛАНИТ планируют выполнять по 3–4 проекта в год, так что этот бизнес будет расти. ЛАНИТ намерен развивать компетенцию в данной сфере, расширять сотрудничество с вендором, создавая новые решения на его платформе. Наиболее интересными направлениями развития в ЛАНИТ считают технологии BPM (Business Process Management) и WCM (Web Content Management).

«Наша фирма была лучшим партнером Hummingbird в России, — рассказывает Александр Бейдер, директор по развитию бизнеса ECM компании TerraLink. — Мы выполнили крупнейшие в Восточной Европе проек­ты, в том числе для оператора связи „МегаФон“ и „Карачаганак Петролеум Оперейшн“ (Казахстан). После того как Hummingbird вошел в состав OpenText, мы продолжили наше партнерство и сейчас имеем „платиновый“ статус, самую большую по количеству персонала практику по направлению OpenText, а также наибольшее количество проектов в России». Доля решений OpenText составляет в бизнесе Terra­Link 75–80%.

Михаэль Кухарски и Павел Завгородний назвали крупнейших российских заказчиков OpenText. Это Министерство обороны, Фонд «Сколково», компании «Газпром Трансгаз Самара», ИЛИМ ПАЛП, «ТатТелеком», «Лукойл Оверсиз», РТРС, SAB Miller, НЛМК, «Эльдорадо», «МРСК Центр».

Говоря о планах развития, Марк Барренечиа сообщил, что компания будет фокусироваться на решениях для управления всеми видами бизнес-информации. Уже сделаны шаги в освоении ниши BPM. В течение ближайших пяти лет OpenText ­намерена потратить на инновации и разработки 1 млрд. долл. и еще 1 млрд. — на приобретение новых компаний.