Подведением итогов года ком­пании занимаются регулярно, и не менее регулярно об этом пишут журналисты. Впрочем, память и у тех, и у других короткая, и сравнивать прошлогодние обещания с нынешними достижениями обычно никто не пытается. Однако стоит попробовать сделать это на при­мере «Крок»: их информация об итогах обычно всегда полна цифр и фактов, а так как фирма — один из крупнейших интеграторов страны, на ее примере логично отслеживать, какие тенденции действительно реализуются, а какие нет. В целом, сравнивая презентации компании прошлого года и нынешнего, можно заключить, что ничего кардинально не изменилось: намеченные направления роста в основном действительно развивались, за редким исключением, основные технологические тенденции сохранились, и никаких заметных сюрпризов не случилось.

Впрочем, сюрпризом можно считать сами темпы роста. В 2011 г. общий объем бизнеса компании составил 1 292 млн. долл., что на 55% больше, чем в 2010 г. Оборот оказался немного ниже уровня 2008 г., в 2009 г. падение было серьезным: показатели практически вдвое меньше, чем в 2011 г. Так что развитие после кризиса пошло стремительно. Отложенный спрос — конечно, сыграл свою роль, но не только он.

В планах «Крок» на 2011 г., заявленных как раз год назад, в апреле 2011 г., значилось сохранять лидерство в поставке ИТ-решений в банки и в ретейл, увеличивать присутствие в телекоме, энергетике, нефтегазе, промышленности. В течение 2011 г. компания реализовала более двух тысяч проектов, из них свыше 800 — крупных: для финансово-кредитных учреждений, розничных торговых сетей, телекоммуникационных компаний, государственных организаций, транспортно-логистических компаний, предприятий энергетики и промышленности (всего около 900 компаний). За прошедший год соотношение федеральных и региональных проектов в структуре оборота «Крок» не изменилось и составило 63% к 37%.

Планировалось наращивать долю аутсорсинга вычислительных мощностей, предоставления ИТ-услуг как сервиса. Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления ЦОДов, отметил, что в 2011 г. сохранилась тенденция перехода бизнеса к ИТ как к услуге. Оборот направления технической поддержки оборудования и систем, а также аутсорсинг ИТ-процессов выросли вдвое. Наиболее востребованной оказалась ИТ-поддержка систем хранения данных, тяжелого оборудования и телекоммуникационной инфраструктуры. Растет спрос на аутсорсинг ­ЦОДов — направление выросло более чем в четыре раза. Если раньше заказчики использовали АЦОДы для размещения своих основных или резервных мощностей, то теперь спрос все больше смещается к комплексным услугам. То же самое отмечалось и год назад: комплексности много не бывает.

В прошедшем году был открыт третий в аутсорсинговой сети «Крок» дата-центр «Компрессор» общей площадью 5 тыс. м2. Это первый проект ­дата-центра российского системного интегратора, сертифицированный Uptime Institute Professional Services на соответствие классу Tier III, подтверждающему коэффициент отказоустойчивости 99,982%.

Где дата-центры — там и «об­лака», но с ними не все так гладко, как хотелось бы. На базе своего виртуального дата-цент­ра компания предлагает услуги виртуального офиса (DaaS), резервного копирования (BaaS) и аренды приложений (SaaS), есть возможность бесплатного демоподключения. Однако на «облачном» направлении обнаружились и серьезные препятствия, о которых говорил Борис Бобровников (см. фото), генеральный директор компании.

Фундаментальный вопрос: производители ПО не хотят поддерживать «чужую» виртуализацию. Провайдеру надо постро­ить несколько независимых «облаков», чтобы удовлетворять запросы своих клиентов. Вместе с тем заказчику в любой момент может потребоваться больше ресурсов. Тогда их надо держать «про запас», а значит, неизбежна низкая утилизация, поскольку технологии для расширения в крупные «облака» не готовы. Цена телеком-услуг слишком высока, поэтому стоимость услуг «облака» неоптимальна для заказчика. Информационная безопасность ценна, как оружие на войне. Известны примеры, когда, желая парализовать работу сайта компании-кон­курента, «напа­дающий» органи­зует DDOS-атаку не на сам сайт, а на провайдера, который его поддерживает. В результате недоступны оказываются не только собственно «мишень», но и еще сотни веб-ресурсов.

Но главный сдерживающий фактор развития «облаков» ос­тается прежним: себестоимость построения собственного «облака» — миллионы долларов. Сколько клиентов нужно, чтобы окупить эти затраты? Словом, реальность оказалась много жестче ожиданий, а «облачный проект» — инновационным, но не очень коммерчески успешным. Однако о закрытии его речь ни в коем случае не идет. Пока все остается по-прежнему, во всяком случае с теми серви­сами, которые уже развернуты.

Однако спрос на вполне традиционные и «земные» вещи, ­такие как СХД, продолжает уверенно расти. В 2010 г. потребность в СХД выросла на 50%, на 32% увеличился оборот по продажам серверов и систем хранения. Для 2011 г. результаты сформулированы иначе: доля СХД в общем обороте «Крок» выросла на 55%. Предложения по CХД были расширены за счет освоения новых продуктов вендоров. Стартовал ряд специальных программ, в том числе Try&buy для дисковой библиотеки с дедупликацией EMC Data Domain.

В прошлом году компания намеревалась расширить присутствие на рынке промышленной автоматизации, развивать компетенции и увеличивать количество проектов по управлению ассортиментом, логистикой и поставками, расширять применение энергосберегающих техно­логий при реализации инженерных систем для зданий и ЦОДов. Обо всем этом при подведении итогов 2011 г. речь не заходила.

Зато рост направления су­перкомпьютерных технологий составил 94%. В целом весьма показательны темпы роста различных бизнес-направлений (везде речь идет об обороте): ­телекоммуникационное направление — на 37%, в первую очередь за счет систем передачи данных (+63%) и телефонии (+85%). Направление «информационная безопасность» прибави­ло 51%, контакт-центры — 37%. На 50% выросло направление инфраструктурных решений. Особенно заметен рост интереса к виртуализации, в том числе рабочих станций. О системах управления ИТ-инфраструктурой судить сложно — «доля направления увеличилась вдвое», говорится в пресс-релизе, и только. Направление бизнес-приложений выросло на 26%, структурированные кабельные сети — на 39%, комплексные системы электроснабжения — на 9%.

Интересна инициатива «Крок» в области электроснабжения: компания вступила в СРО Межрегиональной гильдии энерго­аудиторов. Семь специалистов компании могут официально проводить энергетическое обследование гражданских и промышленных объектов с правом выдачи энергетического паспорта.

За 2011 г. «Крок» начал сотрудничать с 20 новыми вендорами: создание телекоммуникационной инфраструктуры — Streamcore, C-nario, Mitel, ­Menara; интеллектуальные здания, инженерная инфраструк­тура — Kieback&Peter, Schneider Electric; информационные системы — DocsVision, Radware, Netcom, JDA, Latista, MES-con­trol, Preactor, Epicor, Visiant Pimsoft, Tektronix; построение вычислительной инфраструктуры — Hitachi Data Systems и Brocade.