Существует такое сообщество людей www.confluence.org, объединенных общим девизом: «Давайте опишем Землю». Понятно, что каждый сантиметр описать невозможно, поэтому целью участников стало посещение точек пересечения целочисленных параллелей и меридианов, попадающих на сушу, и по каждому такому пересечению («конфлюенции», или просто «точке») нужно выложить отчет, содержащий описание того, как вы туда попали, фото четырех сторон света и GPS-приемника. Поскольку эти точки покрывают Землю достаточно равномерно, то и отчеты о посещениях дают достаточно подробное описание нашей планеты.

Все точки имеют нумерацию вида «56N 37E». Первая цифра — широта (N-северная, S-южная), вторая — долгота (E-восточная, W-западная).

Проект, безусловно, нельзя назвать массовым, скорее — экзотическим. Старт ему был дан зимой 1996 г. и, таким образом, этот проект старше и Яндекса, и Google. Пик активности пришелся на 2004 г., когда было совершено около 2 тыс. посещений. В настоящее время, когда большинство легкодоступных пересечений уже описано, количество посещений снизилось до почти 600 в год.

Проект на административном и организационном уровне поддерживается интернациональной группой энтузиастов. В ее составе представители США, Канады, Венесуэлы, Великобритании, Германии, Норвегии, Польши и России.

Мы с моим товарищем Володей Черноруцким, который и втянул меня в это дело, отправились на первую такую точку в 2005 г. За восемь лет я посетил 74 точки, а Володя уже почти 130. Наши маршруты пролегают в основном по России, но когда мы ездили в Финляндию, «взяли» там сразу семь штук.

В чем удовольствие?

Я не могу сказать однозначно, почему меня зацепило это хобби, но думаю, что все дело в желании познать окружающий мир, которое возникло еще в туристической юности, когда мы ходили на байдарках и катамаранах по рекам Урала, Кавказа и Сибири. Не последнюю роль здесь сыграло и развитие онлайновых геосервисов (Google Maps, Яндекс.Карты и пр.) и доступность GPS-устройств.

Confluence.org — это спортивный интерес (хочется оказаться где-то первым), азарт исследования и необходимость в точности планировать маршруты, довольно сложные походные условия (простых непосещенных точек уже не осталось) и, конечно, знакомство с достопримечательностями. Наши жены, правда, утверждают, что каждый мужчина просто должен «пометить территорию»...

В нынешней жизни трудно найти время на сложные и дальние походы, в которые мы ходили в 80–90-е годы, поэтому краткосрочные «набеги» на точки пересечения координат вполне заменяют приключения молодости. Кроме того, направляясь к цели, порой попадаешь в такие места, которые не увидишь из окна экскурсионного автобуса.

Планирование

Отдельное развлечение — планирование маршрута. Основа этого процесса — карты Google, которые из года в год становятся все подробнее. Понятно, что поле от леса отличит любой, но по оттенкам на фотографиях мы уже достаточно точно научились различать лес проходимый, бурелом или вырубку. Очень сложно двигаться, например, именно по вырубке, которой 5–15 лет: за это время она густо зарастает молодыми деревцами. Непроходимое болото нетрудно отличить от просто мокрого леса. Обязательно смотрим высоты, чтобы не попасть в овраг или правильно обойти холм. По ширине русла ручья, его поймы и характеру растительности по берегам определяем возможность форсирования этой водной преграды в летний период. Однако самое главное в наших условиях — это определить по фотоснимку, пройдет по той или иной дороге внедорожник (специально купил для этого хобби) или нет. Светлая дорога с ровным краем — точно проезжая, либо асфальт, либо хорошая грунтовка. Дорога, которая идет в жилой населенный пункт (определить это — отдельная задача), условно проезжая: зимой и летом в сухую погоду, скорее всего, да, а в слякоть — как повезет. По коричневой дороге с зеленоватым отливом, или дороге в никуда — точно не проехать, это скорее всего заброшенный лесовозный путь с глубокими колеями, хотя нам пару раз везло и здесь.

Конечно же, дополнительно используется Интернет для поиска описаний маршрута других путешественников или местных жителей.

Посещение

Способы достижения точки зависят от ландшафта и удаленности от коммуникаций. При планировании всегда выбирается вариант с минимальной затратой сил и времени, чтобы к точке можно было подъехать на машине или другом транспорте. Далее, летом, сколько это возможно, — велосипед; потом почти всегда пешком; зимой — лыжи. Для точек на воде в теплое время года — лодка, по снегу — все те же лыжи. На болотные точки проще выходить зимой. Очень обидно, когда туда приходится продираться через густой лес, а обратно выводит «конфлюентная тропинка», которая шла параллельно в 15–20 метрах.

Для навигации можно использовать любые электронные устройства, а для безопасности важно, чтобы с собой всегда были запасные батарейки, обычный магнитный компас (два) и бумажная карта, или крока.

Что вы тут делаете?

В СССР была запрещена не только история, но и география. Так, например, советский гражданин без специального разрешения не мог просто так выйти на берег Ледовитого океана. Я, кстати, не удивлюсь, если эти запреты сохранились до сегодняшнего дня.

До середины 2000-х годов географические хобби в России вообще были запрещены: законодательно запрещалось определять любые координаты с точностью до 30 метров, что фактически ставило использование GPS-устройств вне закона, но в настоящее время это устаревшее ограничение отменено.

Когда посещаешь точки в России, одни из самых сложных вопросов задают местные жители: «Что вы тут делаете?» или «Куда вам надо?». Хотя мы сами знаем точные (до метра) ответы на эти вопросы, что отвечать людям в таких случаях, мы до сих пор не придумали. Пару раз пробовали объяснить как есть — не получается. Летом есть вариант «за грибами», зимой «на лыжах покататься», но если вы находитесь на пороге нехоженой тайги, то такое объяснение звучит не очень убедительно. Была идея коротко отвечать «государственный кадастр», но это до первого полицейского, и от такого варианта отказались. Однажды нам помогли лесоповальщики. Входим в лес, там бригада работает. Дежурный вопрос — куда идете? Мы что-то мямлим про «три километра на север», и тут один из них говорит: «Ааа... так вам нужен 36-й квартал» (обязательно с ударением на первое А!). С тех пор мы если кого встречаем на лесной точке, то так и говорим — «нам 36-й квартал», главное установить, что перед тобой не лесник.

Люди

Мы много передвигаемся по стране, а значит, много общаемся. Я скептически отношусь к людям, живущим в Москве, которые начинают фразу со слов: «Да вы отъезжайте 100 км от МКАД...», и дальше следует умозрительный рассказ про то, что там ничего нет, все плохо и уныло. На самом деле все совершенно не так. Например, на севере живут спокойные и душевные люди. В Вологодской области, где средняя плотность населения всего восемь человек на квадратный километр, вы всегда можете заночевать практически в любой деревне, вас пустят в дом, да еще и накормят. Любой встречный обстоятельно расскажет про то, как вам лучше проехать, какие встретятся препятствия и так далее. Чувашия — чистая, красивая республика с крепкими хозяйствами, хорошими дорогами и отличными местными товарами, как минимум, это пиво и постельное белье. Чебоксары — вообще волшебный город с прекрасными поющими фонтанами, которые особенно красивы ночью.

Статистика и математика

Я по образованию математик, а в моем хобби математикой приходится пользоваться часто.

Первое — это всевозможные расчеты маршрутов к точке и между точками, вычисление скорости, времени в пути, учет светового дня, расписания транспорта и так далее.

Вот, кстати, простая задачка: человек вышел из пункта A, прошел 10 километров на юг, 10 километров на восток, 10 километров на север и вернулся в место старта. Есть ли такие точки на Земле? Если есть, то сколько их? Дам подсказку: пусть это не человек, а белый медведь. Ответ смотрите в конце статьи*.

Второе — это увлекательная статистика, потому что мы не только «писатели», которые готовят отчеты, но и внимательные читатели.

Всего на нашей Земле 64 442 точки. В том числе 24 645 приходятся на сушу (или на воду, откуда видна суша, и тогда точку можно идентифицировать, такие тоже считаются), а из них человечество в лице конфлюентеров за 15 лет смогло посетить всего лишь около 25%!

На 89-м градусе широты между точками всего два километра, казалось бы, за день можно взять пару десятков, однако никто еще не рискнул это сделать.

В США (без Аляски) и в Европе конфлюентеры уже посетили все точки.

А в России?

Что касается территории России, то география посещений весьма разнообразна. В проекте участвовали не только жители крупных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска), но еще и Саратова, Великого Новгорода, Омска, Салехарда, Читы, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Магадана, Южно-Сахалинска и других. Точки в России посещают не только наши соотечественники, но и их «коллеги» со всего мира. На территории России совершено около 1 тыс. посещений, в ходе которых описано немногим более 600 точек, что составляет менее 20% всех таких точек в стране.

У нас есть даже коммерческое предложение, которое заключается в том, что мы готовы нарисовать логотип любой компании из посещенных точек. В России таких мест много, и не обязательно ехать в Якутию, это можно сделать в Коми или в Архангельской области. Всё, между прочим, Европа, просто та ее часть, где почти не ступала нога человека. :)

Первая точка в России (55N 22E) была посещена иностранцем, очень интересным человеком, Капитаном Питером, действительно капитаном корабля, который отметился на почти 250 точках на воде, откуда видна земля. У него очень интересные отчеты-рассказы, в которых он описывает людей, с которыми «брал» эти точки.

Самые близкие «пункты посещения» к Москве находятся возле Поварово (56N 37E) и в Ивантеевке (56N 38E). Есть точки, которые попадают прямо в черту города: Новосибирск (55N 83E), Ханты-Мансийск (61N 69E), Иваново (57N 41E), Красноярск (56N 93E), Ставрополь (45N 42E).

Наша самая сложная точка 61N 46E, по пути на которую мы преодолели 70 км всего за 12 часов, находится возле поистине циклопического творения человека — газопровода Ямал-Ухта-Торжок.

Вдоль всего газопровода идет вот такая дорога (см. фото). Фактически в России существует шоссе Ямал-Торжок, по которому можно проехать на легковушке. Другое дело, что эта дорога только для транспорта, обслуживающего газопровод, и движение по ней запрещено.

Кстати, все, наверное, слышали название газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород», но мало кто знает, что такое «Помары». Оказывается, это село в Республике Марий-Эл, возле которого газопровод переходит через Волгу. Недалеко от этого места, прямо в протоке Волги расположена точка (56N 48E), которую мы брали на лодке.

Если говорить о точках на воде, то стоит упомянуть реку Колыма. В ее русло попадает аж 3 точки (65N 152E, 67N 153E, 68N 157E). Команда из Владивостока взяла эти точки летом... на машинах! Все 3 точки, кстати, расположены в Якутии, где всего удалось посетить лишь 8 точек из 627.

В России много удивительных вещей...

Однажды мы с Володей собрались и за два уикенда посетили все 10 точек Костромской области, которые оказались на небольшом удалении от автомобильных дорог. Кстати, в городе Кологрив мы видели здание железнодорожного вокзала, возле которого никогда не проходила железная дорога. Вот так!

Случаются и мистические истории. Например, точно на 60N 41E лежит конфлюентный камень.

Хотели посетить круглую точку (60N 50E), но не пробились по дороге, отложили.

Бывает и жутковато. Например, когда встречаются медвежьи следы.

Иногда приходится делать три разных попытки, прежде чем удается взять точку (60N 44E).

Посещения за рубежом

В Неваде одна точка (37N 116W) находится на бывшем ядерном полигоне. Туда никого не пускают, поэтому ее посетил работник полигона: его буквально замучили просьбами.

А вот координаты точки — 53N 40E, — находящейся на полигоне, но только в России. Неизвестно, то ли заброшенный этот полигон, то ли действующий...

Американец Грег Майклс в Северную Корею (!) пытался попасть дважды (39N 129E и 39N 129E). Он же взял со второй попытки высочайшую точку в Тибете (30N 90E).

Майклс хотел выйти и на самую высокую конфлюентную точку на Аляске (62N 144W) и вообще в Северной Америке, но его опередил наш соотечественник Александр Машников, известный турист-лыжник из Саратова, отправившийся в 40-дневный лыжный поход по хребтам Врангеля и Святого Ильи на Аляске. Он же на лыжах достиг точки 31N 8W в горах Атласа в Марокко, которая долгое время никому не покорялась. Обратите внимание: «на лыжах в Марокко»!

Грег Майклс оступился еще раз: ему не покорилась точка в Кировской области (58N 51E), но тут причина в нашей общей беде — пьянстве.

Если говорить об Африке, то другой наш соотечественник, офицер Российской Армии, проходя службу в составе миссии ООН в Западной Сахаре, посетил две конфлюенции среди минных полей в Мавритании (26N 9W и 26N 10W).

Из недавних интересных посещений можно отметить пятидневный поход двух перуанок ко второй по высоте конфлюенции Американского континента 12S 76W, находящейся на высоте 5,1 тыс. метров.

А самый многоопытный покоритель пересечений швейцарец Райнер Маутц, на его счету около 400 точек. Он, например, может прилететь в Китай, купить там велосипед и накрутить на нем 4 тыс. километров, любуясь страной и посещая местные пересечения. Его отчеты всегда интересны и информативны.

В заключение

Увлекшись этим хобби, я заметил, что мир значительно интереснее и разнообразнее, чем мы можем себе это представить. Незабываемые и уникальные впечатления — вот ради чего стоит путешествовать.

Автор: генеральный директор компании «Облакотека».

* Ответ на задачку:
Таких точек довольно много, бесконечное количество, и их даже «множество континуум».
Первая — Северный полюс. Остальные представляют собой окружности (параллели) вокруг Южного полюса, такие, что, пройдя из любой точки этой параллели 10 км на юг в точку B, а далее 10 км на восток, человек вернется в ту же точку B, то есть он сделает один или любое конечное число полных оборотов, составляющих в сумме 10 км по параллели. ­Далее по тому же меридиану A—B вернется обратно в точку А.
Я давно уже менеджер, но понимаю, что всю красоту задачки поймет только математик. :)