Компания Canalys опубликовала статистику за II квартал текущего года, согласно которой на рынке компьютеров происходят серьезные изменения. Прежде всего квартальные продажи компьютеров, по данным компании, в натуральном выражении увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Под «компьютерами» Canalys понимает не только «десктопы» и ноутбуки, но и планшеты. В сумме за II квартал было продано 123,9 млн. таких устройств. Этот факт указывает на общее оживление рынка и вселяет определенный оптимизм — возможно, кризисные явления в мировой экономике несколько отступают и объемы продаж компьютеров будут расти в течение нескольких кварталов.

Из данных Canalys следует еще один интересный вывод: объем продаж ноутбуков (49,1 млн. единиц) превысил аналогичный показатель для планшетов (48,4 млн. штук). При этом представители Canalys объясняют эту ситуацию следующим: рынок практически насыщен и ноутбуками, и «таблетками», но вендоры планшетов не смогли предложить потенциальным покупателям ничего принципиально нового, в то время как количество ноутбуков с сенсорными экранами быстро растет, причем даже в массовых сегментах. Как видно, ноутбуки и планшеты поменялись местами с прошлого года: тогда отсутствие значимых технических инноваций в этом сегменте привело к спаду продаж ноутбуков, сейчас аналогичная ситуация ведет к сокращению продаж планшетов (на 5% по сравнению с результатами аналогичного периода прошлого года, по данным Canalys).

Итоги II квартала 2014 г. на российском рынке ПК

Согласно данным IDC Quarterly PC Tracker, во II квартале 2014 г. в Россию было поставлено около 2 млн. настольных и портативных ПК. Рынок сократился на 19,2% в штучном и на 31,8% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По итогам квартала первую строчку в списке лидеров занимает Lenovo (24,8% всех поставленных за квартал ПК). Далее следуют ASUS (19,1%), Acer (14,6%), Hewlett-Packard (11,1%) и Dell (3,7%).

Российский рынок ноутбуков сократился на 21,4% (до 1,33 млн. штук) по сравнению с предшествующим годом. Объем рынка в денежном выражении уменьшился на 32,9%, до 617,2 млн. долл. Наибольший объем поставок приходится на долю ASUS. Далее следуют Lenovo, Acer, Hewlett-Packard и Dell.

Поставки настольных ПК сократились на 14,6% относительно аналогичного периода прошлого года и чуть превысили 671 тыс. штук. Объем рынка в денежном выражении стал меньше на 29,5% (333,6 млн. долл.). Список крупнейших поставщиков возглавляет Lenovo. За ней следуют HP, DNS, DEPO Computers и Acer. Доля моноблоков по итогам квартала составила 14,5%.

«Несмотря на стабилизацию мирового рынка ПК, российский рынок продолжает падение из-за сложной экономической обстановки, колебания курса валют и общего насыщения», — отмечает старший аналитик IDC Наталья Виноградова.

Что это означает для российского рынка? Здесь ситуация отличается от общемировой, притом значительно (см. врезки с данными IDC). Например, по подсчетам Canalys, компьютерной компанией «номер один в мире» является Apple. Сохранить первое место вендору позволил 10%-ный рост продаж ноутбуков, в то время как объемы продаж iPad сократились. Очевидно, что на российском рынке позиции «яблочной» компании несколько иные, а поэтому рекомендовать всем участникам канала активно торговать MaсBook было бы не совсем правильно.

Стоит ли российским реселлерам обращать особое внимание на ноутбуки? Да, но с осторожностью. Во всяком случае, вряд ли сейчас надо создавать складские запасы в ожидании увеличения спроса. Да и кто бы это стал делать после прошлогоднего (и не только) затоваривания складов, которое российские дистрибьюторы и реселлеры запомнят надолго. В российских условиях следует разделять поставки по корпоративно-государственным заказам, сильно зависящие от текущего политического момента (который трудно предсказать), и розничные продажи, которые пока развиваются по вполне понятным закономерностям, в том числе и сезонным. Поэтому, например, к приближающемуся сезону «снова в школу» реселлерам нужно тщательно продумывать ассортимент и готовить складские запасы, — все же придется! — надеясь на прирост (по сравнению с прошлым годом) розничных продаж.

В российских условиях мировые данные означают скорее необходимость сместить фокус с планшетов. Хотя «таблетки» сейчас и популярны, все что характерно для мирового рынка полностью справедливо и для российского: вендорам нечего предложить пользователям планшетов в плане значимых инноваций. Заметим, что тут разговор именно о пользователях, ведь в рамках закупок по крупным проектам с прямым или косвенным участием госсредств планшеты приобретают существенно меньше, чем компьютеры. Рассчитывать на массовое появление юзеров-неофитов в ближайшее время было бы странно: совсем недавно крупные розничные сети — прежде всего операторов сотовой связи, но не только их — активно продвигали ультрабюджетные планшеты, поэтому в сегменте недорогих решений для начинающих некоторое время искать нечего. Это означает, что ситуация в сегменте планшетов улучшаться не будет и даже ежегодный пик продаж сезона «снова в школу» может оказаться не таким высоким, как хотелось бы.

Знакомясь с данными Canalys, можно увидеть еще один важный момент, крайне неприятный для российского канала. Если недавно тенденции на российском рынке совпадали с мировыми — и глобальный, и локальный рынки падали, только динамика была разной, — то сейчас картина изменилась, и спад продаж в РФ резко контрастирует с ростом как во всем мире (напомним, он составляет 14%), так и в ЕМЕА (здесь менее выразителен, но все же впечатляющий — 8%).