Несмотря на значительный накопленный опыт, российские компании, работающие на рынке офшорного программирования, все еще находятся в поиске алгоритмов. Алгоритмов организации собственной деятельности, алгоритмов взаимодействия между собой и компаниями со смежных рынков. Прошедшая в Санкт-Петербурге 9—12 июня конференция Russian Outsourcing & Software Summit (ROSS) с русским названием «Возможности России по экспорту продуктов и услуг в области ИТ» наглядно это продемонстрировала. Основное впечатление от конференции — участники этого рынка стремятся к объединению, но не могут найти реальных механизмов общей работы.

Это уже четвертый Саммит российских производителей ПО, работающих на внешних рынках. Конференция явно выросла и количественно, и качественно: участников стало на четверть больше чем в прошлом году, причем половина из них — иностранные компании. Гораздо шире были представлены и США, и Западная Европа, особенно много было представителей германских фирм. Выступали аналитики, представители ИТ-ассоциаций ряда стран, вендоров, крупных заказчиков, в том числе IBM, Procter & Gamble, Nokia, Intel, Motorola, TietoEnator, Deloitte & Touche, Applied Materials, Ernst & Young. По мнению многих участников, этот Саммит оказался самым удачным из всех проведенных.

Принципиальным новшеством этого года было проведение Саммита совместно с очередным форумом LISA (Международная ассоциация компаний по локализации и стандартизации ПО). Организаторам обоих мероприятий это обошлось дешевле, и многие компании, особенно европейские, которые ранее участвовали только в форумах LISA, впервые попали на ROSS и нашли его весьма интересным и познавательным, в том числе с точки зрения поиска партнеров. Однако общая программа двух мероприятий оказалась столь насыщенной, что внимание аудитории поневоле рассеивалось.

На ROSS’2004 впервые состоялось награждение лауреатов профессиональной премии Software Excellence Award. Она учреждена консорциумом «Форт-Росс» и оргкомитетом Саммита с целью поощрения и пропаганды достижений ведущих российских компаний в области разработки ПО, стимулирования конкуренции и вовлечения новых компаний в разработку ПО на экспорт. В жюри вошли представители IBM, IFC, Intel, CNews, PCWeek/RE и «Форт-Росс».

Награды получили: «самая быстрорастущая» — новосибирская компания «Фортесс», «самая профессиональная» — Luxoft, «самая привлекательная для персонала» — петербургская Dataart, «самая привлекательная для инвестиций» — EPAM Systems и «самая экспансивная» — «Лаборатория Касперского».

Алгоритмы взаимодействия

Российские компании, занимающиеся офшорным программированием, разбросаны по всей стране, а на статус «центров российских разработок» претендуют сразу три города. Согласно исследованию состояния этого рынка (экспортной разработки ПО), проведенному Cnews при поддержке «Форт-Росс» и АП КИТ, 32% работающих здесь фирм расположены в Москве, 19% — в Санкт-Петербурге, 8% — в Новосибирске. Возможно, из-за территориальной разобщенности российским компаниям все еще трудно выступать на международном рынке аутсорсинга единым фронтом, хотя работа в этом направлении идет уже давно.

На Саммите было официально объявлено о том, что две крупнейшие ассоциации в российской индустрии офшорного программирования, «Форт-Росс» и РУССОФТ, приняли решение об объединении. В правление объединенной ассоциации вошли по пять представителей от каждой из сторон, возглавил его Валентин Макаров. В результате число фирм-участников достигло 70. Их общий оборот составит в этом году примерно 150 млн. долл., численность сотрудников — около 5 тыс. человек.

Как дальше будет строиться деятельность объединенной ассоциации, станет ясно только в сентябре. Пока даже не решено, какой из двух брэндов — «Форт-Росс» или РУССОФТ будет сохранен. В настоящее время идет подготовка к конференции, где будут обсуждаться вопросы работы новой структуры.

Все руководители компаний, и питерских, и московских, и региональных, положительно оценивают слияние, надеясь на то, что объединение принесет конец распрям. Николай Пунтиков, генеральный директор Star Software, считает объединение своим главным достижением на посту председателя правления РУССОФТ. Профессор Андрей Терехов, генеральный директор «Ланит-Терком», не скрывает торжества по поводу победы петербургской ассоциации. Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт», считает состоявшееся объединение следствием взросления индустрии, а само взросление — следствием подъема на рынке. Московские компании, перейдя под «Форт-Росс», по мнению Александра Егорова, отказались от противостояния двух ассоциаций, которое уже начинало беспокоить заказчиков, и продемонстрировали высокую зрелость.

Несмотря на общий оптимизм, все понимают, что от провозглашения «единого фронта» до выработки единой политики очень далеко. Противоречий остается много, и на Саммите они давали себя знать. Интересы крупных компаний зачастую противоречат потребностям небольших фирм. Если лидеры этого рынка заинтересованы прежде всего в построении национального брэнда, массовом привлечении заказчиков в Россию и рассчитывают на свой быстрый подъем на волне созданного спроса, то мелкие разработчики сосредоточены на решении оперативных задач. Их волнуют проблемы оптимизации поиска заказов, и посредничество в контактах с конкретными клиентами кажется оптимальной формой взаимодействия с ассоциациями. По данным упомянутого выше исследования CNews, только четверть компаний обладают сертификатами качества производственных процессов. Поэтому небольшие компании нуждаются в помощи в сертификации по стандартам качества и налаживании бизнес-процессов.

Способ разрешения этих противоречий пока даже не просматривается. Георгий Георгиев, вице-президент по продажам Luxoft, прямо заявил, что мелкие компании средствами ассоциации продвигать бессмысленно. Зная, что фирмы с несколькими сотнями сотрудников в России можно перечесть на пальцах одной руки, а подавляющее большинство составляют коллективы в сотню человек и менее, легко представить реакцию аудитории.

Ирина Максимова, руководитель отдела продаж новосибирской компании Bacup IT, упрекает коллег из крупных компаний в нежелании наладить устойчивые связи. «Я не понимаю, почему на фоне бесконечных разговоров наших московских и питерских коллег о нехватке ресурсов они, мягко скажем, недооценивают возможности регионов, — говорит она. — Москвичи забыли, что в Новосибирске находится один из крупнейших научных центров страны, серьезные технические вузы, и еще не все талантливые программисты уехали в столицу или за границу. Мы стараемся развивать отношения с ИТ-компаниями из Москвы и Санкт-Петербурга, но хотелось бы, чтобы это сотрудничество было активнее и на постоянной основе».

Попытки создать центры привлечения клиентов с последующим распределением заказов компаниями уже предпринимались. Некоторый опыт есть у консорциума «Форт-Росс», но это, скорее, единичные успехи, чем сложившаяся практика. Стремясь сохранить клубный дух «Форт-Росса», компания «Аркадия» на Саммите выступила с инициативой создать «Скандинавскую группу» — открыть офис продаж в Швеции (на базе уже существующего представительства компании) и организовать поиск и распределение заказов, а взаимодействие с клиентами осуществлять через специально созданный для этих целей портал. Инициатива вызвала большой интерес, быстро переросший в разочарование. Правила работы через портал и распределение заказов не определены, возможность акционирования такого совместного предприятия подтверждена лишь на уровне личного обещания президента «Аркадии» Аркадия Хотина.

Крупные компании с помощью ассоциации ищут решение кадровых проблем. Но и на этом поле их подходы не совпадают. Генеральный директор Luxoft Дмитрий Лощинин предложил общими усилиями создать технопарк в подмосковной Дубне, где у компании уже есть технологический офис. Luxoft, при поддержке группы компаний IBS, в которую она входит, даже инициировала строительство жилого дома в Дубне на 300 квартир для обеспечения жильем своих настоящих и будущих сотрудников, переводимых из регионов. Сама компания денег в строительство не вкладывает — холдинг нашел инвесторов, привлек ипотечные структуры и выступил гарантом того, что жилье будет выкуплено.

Luxoft пригласила к сотрудничеству в этом проекте и другие компании, как российские, так и зарубежные, но механизмы взаимодействия пока не ясны. Некоторые компании сомневаются в бескорыстности Luxoft, предполагая, что она за их счет намерена решить собственные проблемы. Да и сама идея централизации ресурсов не встретила на Саммите всеобщего одобрения.

Валентин Макаров, президент консорциума «Форт-Росс», глава оргкомитета Саммита, считает, что в России, в отличие от, например, Индии, идея географического объединения ресурсов себя не оправдает. «В Индии в регионах практически не было подготовленных кадров, поэтому необходимо было собрать компании в одном месте, обеспечить инвестирование в них, поддержку работы и подготовку кадров, — говорит он. — В России же есть целый ряд регионов с сильными университетами, с сильными программистскими компаниями. Перетащив лучших в Дубну (или в другое место), мы ослабим основу существования связки «университет/бизнес». Валентин Макаров считает необходимым поддерживать противоположную тенденцию — помогать региональным компаниям повышать качество, сертифицировать их производство и передавать в регионы проекты на условиях субподряда.

Вообще же, единого понимания того, что нужно индустрии, у компаний отрасли нет, считает Аркадий Хотин, непонятно, какие решения необходимо лоббировать в правительстве. Соответственно, трудно рассчитывать на изменения в государственной политике, хотя о необходимости срочной и эффективной помощи государства отрасли офшорного программирования на Саммите вновь говорили и российские бизнесмены, и западные.

Алгоритмы инвестиций

Вице-президент «Мета Груп» Стэн Липик полагает, что ключевыми факторами роста индустрии аутсорсинга ИТ-услуг в России является достижение реальной экономической прозрачности и прямая, активная поддержка государства. Без этого на быстрый рост индустрии рассчитывать не приходится.

Джозеф Фейман, вице-президент Gartner, отметил отсутствие у российских разработчиков ПО стратегии действий на мировом рынке. Он предостерег компании от излишне оптимистичных ожиданий: «Если в эту отрасль будут инвестированы значительные средства, начнется бурный рост, если нет — те лидеры, которые уже сейчас занимают ведущие места в мире в своих нишах, сохранят позиции, но никакого массового продвижения на мировой рынок не произойдет».

Откуда придут инвестиции, пока не ясно. Один из потенциальных источников — индийские компании. Фирос Вандервала, член правления NASSCOM*, дал понять, что Россия вызывает большой интерес индийских бизнесменов, и назвал несколько возможных направлений сотрудничества. Это использование научного и исследовательского потенциала, создание центров разработки, совместных предприятий, прямые инвестиции, передача в Россию части проектов, если того по геополитическим мотивам пожелают клиенты индийских фирм.

Но похоже, планы индусов не вызывали восторга у российских разработчиков. Виктор Вайнштейн, генеральный директор компании «Аплана», уверен, что индийские компании преследуют в России собственные интересы, которые идут вразрез с интересами российских фирм. «Я не верю, что индийская компания может купить российскую, чтобы отдавать сюда работу, — говорит он, — скорее, это средство избавиться от конкурента».

Александр Егоров отмечает и положительные моменты. По его мнению, приезд в Россию высших руководителей индийских компаний свидетельствует, что на международном рынке страна стала более заметной. «Мне как руководителю компании приход сюда индийских фирм совсем не нужен, — говорит он. — Но для клиентов это очень серьезный сигнал. Раз они открывают здесь точки присутствия, значит, видят в России уникальные вещи, которых не могут найти в своей стране. Если в Россию придет пятерка крупнейших индийских компаний и откроет здесь свои центры разработки, то решая свои задачи, они разовьют нам рынок. Тем, кто после этого выживет, будет очень хорошо. Но лучше бы они еще года два тут не появлялись».

Основные надежды компании отрасли по-прежнему связывают с государством, но продвижения как не было, так и нет. Единственным позитивным примером на Саммите прозвучал рассказ о выделении офисных площадей консорциуму «Форт-Росс» и трем входящим в него фирмам по цене в три раза ниже рыночной в рамках проекта местной администрации. Но для развития индустрии нужен системный подход, включающий законодательные и налоговые меры, вложения в инфраструктуру, жилье, образовательные программы.

Пока не удается получить государственной помощи, возможными источниками финансовой поддержки остаются крупные системные интеграторы. Практически все они организовали у себя подразделения, занимающиеся офшорным программированием. Вклад этих компаний в «общий котел» не так велик, зато они быстро растут. Например, «Аплана», входящая в группу компаний «АйТи», уже сейчас дает 10% оборота холдинга и растет в три раза быстрее других его частей.

Сергей Гирдин, президент группы компаний «Марвел», представлявший на Саммите АП КИТ, считает, что добывающие отрасли тоже могли бы начать вкладывать деньги в разработку ПО. Он задумывается о возможности инвестирования в этот бизнес и средств собственного холдинга, полагая, что для крупных дистрибьюторов такой путь мог бы быть полезен в плане диверсификации бизнеса. Правда, риски велики. «Знаю я программистов, — говорит Гирдин. — Они же в любой момент могут разбежаться». Для самих разработчиков подобный альянс, по мнению Гирдина, был бы очень выгоден, поскольку позволил бы им воспользоваться уже хорошо известным на западном рынке именем, сразу получить кредит доверия.

Алгоритм проведения Саммита

Очевидно, российскую отрасль офшорного программирования ожидают большие перемены. Изменения возможны и в формате проведения основного на сегодняшний день отраслевого мероприятия. Валентин Макаров старается следовать традициям. Несмотря на то, что некоторые компании сетуют на некоторую закрытость оргкомитета и неясные принципы формирования программы, он не хотел бы что-то менять в организации конференции. «Большинство членов программного комитета составляют компании из «Форт-Росс», что позволяет соблюсти преемственность и поддержать доверие к Саммиту в России и за границей, — объясняет он свою позицию. — Было бы рискованно что-то серьезно менять в организации этого процесса».

Оппоненты предлагают перенести Саммит в Москву, дабы собрать намного больше участников, обеспечить лучшую инфраструктуру, привлечь внимание правительства. Многим хотелось бы существенно повысить долю прямых заказчиков, покупателей услуг.

Руководитель «Форт-Росса», как и большинство других членов консорциума, считает неправильным менять место дислокации Саммита, по крайней мере «пока брэнд Санкт-Петербурга с помощью президента Путина успешно развивается». Валентин Макаров пообещал вынести на правление «Форт-Росса» предложения по новой концепции Саммита, если такие поступят.

* Ассоциации разработчиков ПО Индии.