В последние три года наряду с множеством магазинов местных компьютерных фирм в регионах стали появляться супермаркеты федеральных сетей бытовой техники и салоны крупных специализированных сетей, изначально ориентированных на продажу компьютерной техники. Среди этих участников регионального розничного рынка возникла острая конкуренция, приводящая к вытеснению или поглощению одних игроков другими. Каковы перспективы развития региональной розницы? Какие сильные и слабые стороны имеются у каждой из трех групп магазинов? К обсуждению этих тем мы пригласили непосредственных участников российского розничного ИТ-рынка.

Конкуренция как борьба за выживание

Одним из наиболее заметных явлений последних лет стало экстенсивное развитие федеральных розничных сетей бытовой техники, активно предлагающих ПК и аксессуары для них. Так, за 12 лет «Эльдорадо» стала крупнейшей в России розничной сетью по продаже бытовой техники и электроники, имея под своим логотипом около 500 магазинов и примерно столько же собственных салонов связи. Стремительно расширяется и география сети «Эксперт»: в 2004 г. в ней насчитывалось 65 магазинов, а к концу 2007 г. их число планируется довести до 600. Следом идут торговые сети «Техносила» (110 магазинов в 67 городах России), «М.видео» (72 магазина в 19 городах) и «Мир» (56 магазинов в Москве и 38 — в крупных городах).

«Если рассматривать ситуацию в компьютерной рознице, то следует подчеркнуть важнейшее стратегическое направление в развитии федеральных сетей — их расширение за счет увеличения числа магазинов и более полного охвата территории страны. Если наши сети перестанут расти, то мы начнем терять свою долю на рынке, не увеличивая доход. Тем более что появляются новые розничные сети, некоторые из них создаются на условиях франчайзи под крылом либо производителя, либо дистрибьютора», — заявляет Альберт Татулов, ведущий менеджер направления продаж компьютерной техники сети «Мир».

Действительно, от бытовых сетей стремятся не отстать и сети специализированных компьютерных салонов. Известные в Москве «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» и «СтартМастер», а также питерские компании «Кей-Компьютерный центр» и «Компьютерный мир» активно расширяют свое влияние, выходя за пределы столиц в ближние и дальние регионы и открывая там свои салоны и супермаркеты, превращаясь в сети федеральные.

В то же время расширяются упомянутые Альбертом Татуловым сети, созданные на условиях франчайзи. Так, сформированная компанией «Формоза» федеральная розничная сеть «Компьютеры FORMOZA» включает в себя около 270 магазинов партнеров-франчайзи по всей стране. Подобная ей федеральная сеть компьютерных центров POLARIS объединяет свыше 50 собственных магазинов и компьютерных центров партнерских компаний. Еще одна быстро растущая розничная сеть, «Позитроника», созданная дистрибьюторской компанией Merlion, на начало 2007 г. состояла из более 120 компьютерных магазинов в 100 городах. Столько же магазинов в 2007 г. должно появиться в франчайзинговой сети ULTRA Connect дистрибьютора ULTRA Electronics.

Однако, открыв в апреле этого года четыре новых магазина в регионах, спустя месяц POLARIS объявила о закрытии двух компьютерных центров, в Самаре и в Барнауле. Если такая крупная розничная структура вынуждена закрывать магазины, то как же выживает под давлением федеральных сетей региональная розница?

По мнению менеджера сети «Мир», региональные розничные компании смогут просуществовать на рынке не более 3–4 лет: «Сейчас конкуренция превратилась в борьбу за выживание. И у любой компании есть только единственный шанс выжить — примкнуть к какому-то бренду, к какой-то крупной сети. Если же компания захочет жить независимо и не согласится подстроиться к «Эксперту» или «Позитронике», то ей придется уходить с рынка. Такие компании смогут продержаться максимум еще четыре года».

Не столь категоричен в своих оценках директор по маркетингу питерской «Кей-Компьютерный центр» Александр Хомяков, который рассказывает о том, что в процессе выхода на региональные рынки его компания и конкурирующая «Компьютерный мир» сталкивались с различной реакцией со стороны местных розничных компаний: «С нашим появлением в Череповце, городе с населением около 200 тыс. жителей, местная розница просто перестала существовать — выжили только те компании, которые подпали под нашу юрисдикцию. Зато в Великом Новгороде, где мы и «Компьютерный мир» построили свои магазины, одна из местных компаний, видимо, получив за счет нашего появления в городе хороший стимул к развитию, настолько укрепилась, что сегодня составляет нам очень серьезную конкуренцию».

Он приводит еще один пример активной позиции региональных игроков на рынке розничных продаж, с которым «Кей» столкнулась в Воронеже. Местная фирма «Рекс» не стала мириться с присутствием питерской компании и сразу резко расширила площади своих магазинов до 2,5 тыс. м2. Кроме того, этот региональный продавец ввел в своих магазинах прогрессивную систему самообслуживания, хотя раньше там, по словам Хомякова, даже ценников на товары не было.

Развиваются те, кто сопротивляется...

Вполне реальным примером такого «сопротивленца» стала розничная компания «Поиск-компьютер» (Ростов-на-Дону), которая к концу 2006 г. создала в Южном федеральном округе (ЮФО) собственную сеть из 22 магазинов. «Мы — единственная в ЮФО нефедеральная сеть магазинов, которая достаточно успешно держит оборону от федеральных сетей типа «Эльдорадо», завоевывая в течение 12 лет доверие ростовчан и жителей других городов. Одно из наших основных преимуществ — честность по отношению к покупателю: все, что содержится в рекламе, на 100% выполняется — техника всегда в наличии и по тем ценам, которые указываем», — утверждает менеджер по закупкам «Поиск-компьютера» Константин Крайнюков. Он также подчеркивает, что компетентность продавцов в магазинах его компании служит еще одним важным фактором завоевания доверия покупателей, которые вновь возвращаются в салоны «Поиск-компьютера», хотя в других точках продаж могут быть более низкие цены на такую же технику.

«Если наши сети перестанут расти, то мы начнем терять свою долю на рынке. Тем более что появляются новые розничные сети, некоторые из них создаются на условиях франчайзи под крылом либо производителя, либо дистрибьютора».
Альберт Татулов, «Мир»

Еще одной компанией, не желающей сдаваться под натиском федеральных сетей, стала «Алтэкс» (Нижний Новгород), у которой 14 магазинов, из них пять вне Нижнего Новгорода. «Конкурировать с сетью «Эльдорадо» — дело неблагодарное, для этого нужно иметь очень большой финансовый потенциал», — считает директор компьютерного направления «Алтэкс» Олег Федоров.

Он говорит, что его компания не вступает в прямую борьбу, а позиционирует свои магазины на местном рынке иначе. Во-первых, компания никогда не позволяет себе «безумные» наценки, которые устанавливают федеральные розничные сети. Поэтому когда провинциальные покупатели, для которых цена имеет значение, ищут недорогие товары, то они находят их в «Алтэксе». Во-вторых, компьютерные салоны этой компании, по его мнению, могут предложить клиентам гораздо более качественное и более профессиональное обслуживание, чем федеральные сети: «Как правило, наши покупатели появляются у нас не один раз — они приходят перед покупкой, затем посещают наш магазин для того, чтобы приобрести товар, а потом заходят еще. Если вдруг у них возникла какая-то проблема или они заинтересовались новинками, то советуются, как лучше использовать технику, которую приобрели».

«Сопротивленцы» из числа специализированных компьютерных компаний отдают себе отчет в том, что конкуренция с федеральными сетями бытовой техники вынуждает их менять форматы своих магазинов, увеличивая их площади и используя более современные методы торговли. «Новый формат в большей степени понятие качественное, чем количественное, — считает Анна Кошева, менеджер коммерческого департамента московской компании «СтартМастер». — Это некая философия развития компьютерной розницы, придерживаясь которой компания открывает магазины в столице или в регионах по определенному принципу, со стандартным оформлением и набором услуг». По ее мнению, только в такой магазин будут приходить покупатели. Это должен быть магазин открытой выкладки, в котором человек может свободно ориентироваться.

Именно так решила развивать свою розницу в Омске местная дистрибьюторская компания «Домотехника». «Для своих магазинов мы выбрали формат cash&carry, что явно выделило их из всех существующих в городе. В нашем магазине мы предоставляем клиентам минимум услуг, но и платят они весьма незначительные суммы», — говорит Олег Денисов, менеджер коммерческого отдела «Домотехники». По-видимому, столь необычный для жителей Омска формат быстро прижился и оказался эффективным — открыв два года назад первый магазин, компания к настоящему времени создала в городе сеть из семи магазинов cash&carry и намерена развивать ее далее. Кроме того, «Домотехника» продает компьютерное оборудование через магазины других компаний в райцентрах Омской, Новосибирской, Тюменской областей, где фактически она не сталкивается с конкуренцией со стороны федеральных сетей бытовой техники.

Олег Федоров обращает внимание на еще один важный аспект, который позволяет нормально существовать и развиваться компьютерной рознице в регионах. Он считает, что ей не стоит идти на прямую конфронтацию с федеральными сетями, а наоборот, кооперироваться с ними. Так, в свое время его компания для оптимизации инвестиций в свою розницу заключила соглашение с Dixis, которая во всех компьютерных салонах «Алтэкс» открыла отделы сотовой телефонии. «В Нижнем Новгороде есть «Электроника», достаточно известная сеть бытовой техники, которая в своем новом гипермаркете предложила нам продавать компьютерную технику. Таким образом, салон «Алтэкс» встанет рядом с магазином сети бытовой техники, и мы будем с ним не конкурировать, а соседствовать и взаимно дополнять друг друга», — объясняет Олег Федоров.

Петр Малых, заместитель директора компании «Трилайн» (Екатеринбург), справедливо полагает, что федеральные сети все равно будут создавать в Екатеринбурге не по одному, а по несколько магазинов. «Хотя в нашем городе уже работает пять магазинов компании, у нас нет планов строить здесь еще один — не хотим конкурировать с федеральными сетями. Но мы продолжаем развивать свою розницу, выбрав стратегию проникновения вглубь региона, и в небольших городах с населением 50–100 тыс. жителей расширяем свою розничную сеть, так как туда «федералы» не придут, там им работать неинтересно — слишком малы, по их представлениям, объемы продаж». Сейчас в районных центрах Свердловской области «Трилайн» построила семь магазинов и на этом останавливаться не намерена.

...А погибают слабые и неумелые

В то же время Петр Малых обращает внимание на «отмирание» небольших магазинчиков площадью 40–60 м2, на смену которым приходят крупные магазины площадью 200–300 и более квадратных метров: «Именно так пять лет назад в Екатеринбурге исчезли все ларьки и киоски. У маленьких магазинов ограниченные ресурсы и финансовые возможности, которые не позволяют купить все, что нужно покупателю, в условиях, когда цены на технику постоянно падают. У них низкая пропускная способность и недостаточно широкий ассортимент — им не хватит полок на витрине, чтобы выложить товар. Они не могут содержать квалифицированный персонал, который способен предложить покупателю то, что ему нужно. Поэтому те, кто хотят купить компьютерную технику, пойдут в крупные специализированные магазины, где широкий ассортимент и есть из чего выбрать».

В качестве примера он рассказывает о том, как «Трилайн» в ноябре 2005 г. открыла свой достаточно большой магазин в Уральске — городе с населением около 150 тыс. человек, и за полгода работы его оборот в 5 раз превысил оборот ранее существовавших там местных магазинчиков.

«Для своих магазинов мы выбрали формат cash&carry, что явно выделило их из всех существующих в городе. В нашем магазине мы предоставляем клиентам минимум услуг, но и платят они весьма незначительные суммы».
Олег Денисов, «Домотехника» (Омск)

Действительно, в большинстве региональных центров наряду с крупными, развитыми компаниями, имеющими не по одному большому специализированному компьютерному магазину, работают десятки фирм и фирмочек, продающих технику в небольших торговых точках. Например, по словам Олега Федорова, в Нижнем Новгороде существует еще довольно много маленьких магазинчиков площадью 30–40 м2, хотя уже вполне очевидно, что такой формат розницы стал неэффективным — слишком велики издержки при небольшом обороте. «У сети с большими магазинами гораздо больше возможностей для развития. Впрочем, маленькие магазины окончательно не исчезли — у них все равно есть свои клиенты. Они еще поработают, пока их хозяева не увидят бесперспективность такого бизнеса», — уточняет Федоров.

Правда, как советует Альберт Татулов, чтобы продолжить свое существование на рынке небольшие фирмы должны стать частью крупной развивающейся розничной сети, готовой принимать в свои ряды партнеров-франчайзи. Например, именно так поступила компания GST-Самара, которая три года назад начала работать в городе как субдистрибьютор компьютеров Kraftway, а заодно открыла там небольшой магазин, при этом не рассчитывая сделать на рознице большой бизнес, — 70% оборота ей приносят поставки техники корпоративным заказчикам. Ощутив сильное давление со стороны федеральных сетей бытовой техники, руководство компании сочло за благо уйти под крыло «Позитроники», став ее партнером и увеличив за счет этого оборот своего магазина.

«Розничный рынок будет, безусловно, меняться в пользу федеральных сетей — «Мир», «Эльдорадо», «Техносила». Все остальные компьютерные продавцы сдадутся на милость общероссийским компьютерным сетям — «Позитронике», POLARIS, но и они просуществуют недолго, речь идет лишь об отсрочке на 2–4 года. В итоге вся розница все равно уйдет в бытовые сети: там и будут продаваться компьютеры», — заявляет генеральный директор GST-Самара Алексей Малыхин, явно находясь под впечатлением размаха действий и «громадья» планов «Эльдорадо» и ей подобных.

Но с подобной точкой зрения не согласны многие руководители региональных компьютерных компаний, чье мнение в сконцентрированном виде выражает Анна Крышталева, менеджер по продукции компании «Техносити» (Новосибирск): «Компьютерный салон нельзя совместить с продажей бытовой техники — это разные специализации. Кроме того, во всех магазинах сети должно быть достаточно сильное управление, чтобы качество предоставляемых там услуг не падало».

Плюсы и минусы разной розницы

Здесь стоит обратить внимание на мнение Дмитрия Баранова, коммерческого директора дистрибьюторской компании DVM Group, которая активно работает как с федеральными сетями, так и с компьютерными компаниями из регионов: «С одной стороны, крупные федеральные розничные сети имеют по сравнению с региональными компьютерными компаниями значительные преференции при закупке товара — более низкие цены, весьма большие маркетинговые фонды, выделяемые вендорами. С другой стороны, большое число магазинов крупных сетей и их территориальная распределенность значительно усложняют управление: не всегда и не во всех регионах можно обеспечить наличие товара, который необходим в конкретных местах продаж, порой невозможно вовремя отреагировать на изменения спроса и цен на региональном рынке». В то же время он подчеркивает, что управлять региональной розничной компанией, у которой может быть несколько магазинов, гораздо проще, а отделы закупок и продаж этих магазинов могут отслеживать колебания спроса и цен на местном рынке, быстро подстраиваясь под изменения его конъюнктуры.

Кроме того, в крупных федеральных сетях нередки случаи неэффективного использования выделяемых им маркетинговых фондов. Так, год назад компания «K» (не имеет смысла приводить здесь ее название, поскольку ситуация довольно типичная. — Прим. ред.) подписала соглашение с одной из федеральных сетей бытовой техники на продажу в ней своих ПК, выделив необходимые для рекламы фонды. В конце квартала сеть вернула производителю почти все ПК, полностью израсходовав маркетинговый фонд, в результате чего «K» потеряла свыше 100 тыс. долл. По утверждению Олега Генералова, менеджера Fujitsu Siemens Computers, подобные случаи с завидной регулярностью наблюдаются в работе всех сетей бытовой техники и с потерями маркетинговых фондов сталкиваются многие производители.

Как считает Дмитрий Баранов, сейчас на рынке компьютерной розницы борьба идет не между крупными федеральными сетями и региональными продавцами, а между двумя разными стандартами торговли, которые они представляют. Так, например, практически все новые магазины крупных федеральных сетей строятся с использованием современных технологий торговли и оформляются по правилам мерчандайзинга с вполне определенной выкладкой товаров. Объемы продаж региональных компьютерных компаний значительно скромнее в сравнении с крупными сетями и потому не могут привлечь больших маркетинговых средств и получить дополнительные скидки от вендоров, как «Эльдорадо». В большинстве своем региональная компьютерная розница не может позволить себе пригласить специалистов по мерчандайзингу и оформляет свои магазины «на свой страх и риск», подчас проигрывая крупным сетям.

«Розничным продавцам следует подготовиться к тому, чтобы лет через 5 продавать ПК покупателю как обычный бытовой продукт, поддерживаемый маркетинговыми усилиями вендора. И компьютерная розница должна быть готова к смене подхода к продажам, поскольку меняется сам продукт и его функции».
Василий Дягилев, Philips

Крупные федеральные сети, заключая соглашение с вендором на продажу его товаров, порой получают эксклюзивные модели продуктов, которые подчас не поставляются в остальную розницу. Но, как правило, в супермаркетах федеральных сетей на полках лежат лишь самые востребованные на рынке товары ограниченного ассортимента от небольшого числа поставщиков. В то же время в магазинах традиционной компьютерной розницы всегда представлен достаточно обширный ассортимент, включающий в себя не только самые продаваемые модели, но и такие, которые привлекают внимание отдельных групп пользователей, например дешевые модели и, наоборот, самые дорогие, с развитым функционалом. При этом представлена техника не одного-двух брендов, а нескольких.

Так, по результатам обследования московских магазинов, проведенного ITResearch в апреле текущего года, наиболее широкий ассортимент ноутбуков 10 вендоров был зафиксирован в салонах «Белый Ветер ЦИФРОВОЙ» и «СтартМастер», в то время как на полках супермаркетов бытовых сетей было представлено в 1,5–3 раза меньше моделей мобильных ПК лишь 5–7 вендоров.

Объяснение подобной ситуации дает Альберт Татулов («Мир»): «Продукт для нас — вторичный фактор, это качественный инструмент для работы розницы. Сейчас для сетей важнее обеспечить количественный рост, выражаемый в числе открытых магазинов, их площади и пропускной способности».

Наконец, как считает Александр Хомяков, главным достоинством магазинов специализированных компьютерных компаний можно считать наличие в них квалифицированных, воспитанных продавцов, которых в бытовых сетях найти трудно.

О профессионализме продавцов

Сейчас с подачи многих ведущих производителей компьютерной техники все чаще можно услышать мнение о том, что компьютер перестает быть сложным техническим прибором, а переходит в категорию бытовых устройств, подобных телевизору или музыкальному центру. «Поэтому розничным продавцам следует подготовиться к тому, чтобы лет через 5 продавать ПК покупателю как обычный бытовой продукт, поддерживаемый маркетинговыми усилиями вендора. И компьютерная розница должна быть готова к смене подхода к продажам, поскольку меняется сам продукт и его функции», — считает Василий Дягилев, менеджер представительства Philips.

«ПК — это сложный инструмент и останется таковым надолго. Поэтому многие покупатели компьютеров смотрят на продавца как на бога, который сможет предложить им такой ПК, какой им нужен».
Анастасия Пестуненко, «Галактика» (Оренбург)

Такой взгляд весьма близок к мнению о том, что «в будущем ПК будут продаваться только в бытовых сетях». Но с ним категорически не согласна Анастасия Пестуненко, начальник отдела маркетинга компании «Галактика» (Оренбург): «В холодильниках разбираются все, а вот в компьютерах — немногие, и в этом главное отличие этих продуктов. ПК — это сложный инструмент и останется таковым надолго. Поэтому многие покупатели компьютеров смотрят на продавца как на бога, который сможет предложить им такой ПК, какой им нужен, а не тот, который нужно продать магазину, потому что начальство так велело».

«Человек работает наиболее эффективно и продуктивно, специализируясь на определенном виде деятельности, поэтому у нас лучше получается продавать и представлять компьютерную технику, чем в бытовых сетях», — утверждает Олег Федоров. Он подчеркивает, что, будучи достаточно зрелой компьютерной компанией, «Алтэкс» стремится контролировать ситуацию на рынке, следить за его развитием, выставлять на полки своих магазинов компьютерные новинки раньше, чем они появляются в бытовых сетях. Компания также развивает собственную логистику, стремясь сократить время поступления товара, который заказывают покупатели, — от момента заказа до поступления товара из Москвы проходит не более трех дней. И такой же подход компания распространяет на подготовку профессиональных продавцов в своих магазинах.

Анна Крышталева также считает, что только в специализированных магазинах компьютерных компаний покупателя могут обеспечить качественными услугами и консультациями. Она убеждена, что продавец в магазине не может быть универсалом — одновременно хорошо разбираться в ноутбуках, цифровых камерах, холодильниках и стиральных машинах (часть ассортимента сетей бытовой техники). Тем более что в рознице наблюдается текучка кадров, которая приводит к тому, что постоянно приходится обучать продавцов-консультантов. Такую подготовку, какая существует в компьютерных компаниях, не в состоянии обеспечить федеральная сеть, охватывающая всю страну. «Если покупатель хочет приобрести ноутбук, то, придя в магазин «Эльдорадо», он вряд ли сможет купить то, что ему нужно для работы или для отдыха», — считает менеджер «Техносити».

Ей вторит ее коллега, Алексей Бородин, сотрудник отдела поставок «Техносити», который говорит, что зачастую продавец супермаркета не может ничего рассказать о продукте и ответить на самые простые вопросы. Автор стал свидетелем ситуации, когда в специализированном компьютерном магазине уфимской компании «Евроком» каждый из покупателей получал подробную консультацию продавцов, а в соседнем магазине «Эльдорадо» продавец не смог ответить на вопрос, почему один ноутбук стоит в 1,5 раза дороже, чем другой, при одинаковых технических параметрах. Дмитрий Баранов объясняет это тем, что далеко не всегда крупные федеральные сети могут найти нужное количество продавцов и обучить их, и потому качество их подготовки довольно низкое.

В то же время региональным компьютерным компаниям набрать продавцов и профессионально подготовить проще. Консультанты специализированных компьютерных магазинов много знают о продаваемом товаре, и когда в магазин приходят покупатели, торговые работники могут грамотно их проконсультировать, иногда предложить другой товар, наиболее полно удовлетворяющий их потребности, и зачастую переориентировать их на более дорогие покупки.

Чего не смогут бытовые сети

Будучи руководителем специализированной компьютерной компании, Олег Федоров отмечает, что в компьютерные салоны «Алтэкс» приходят другие покупатели, нежели в супермаркеты федеральных сетей: «Те, кто идет в «Эльдорадо», к нам не приходят. Наши клиенты требуют более качественного обслуживания». По мнению Константина Крайнюкова, основные клиенты супермаркетов федеральных сетей — некомпетентные в компьютерной технике люди, которые приобретают ПК как готовый продукт.

«Сервис стал одним из важных конкурентных преимуществ розничного продавца и одним из ключевых факторов выбора магазина покупателем».
Петр Малых, «Трилайн» (Екатеринбург)

«Уже несколько лет на рынке идет расслоение покупателей», — поясняет Анна Крышталева. Одна категория — это те, которые точно знают, что они хотят купить, и им лишь нужна дополнительная консультация продавца, который поможет выбрать более подходящий товар. Наряду с ними появился другой тип потребителя, который, указывая пальцем на монитор, говорит: «Заверните мне этот компьютер, я хочу его купить». Такому человеку в принципе можно продать все что угодно, ему не нужна техническая консультация, он хочет посмотреть в глаза продавцу и убедиться, что его действительно не обманывают.

Как утверждают представители региональных розничных компаний, в связи с возникновением второго типа покупателей на рынке возникла новая профессия — помощник-консультант по выбору техники. С их помощью несведущие в компьютерных технологиях люди могут подобрать или заказать в магазине ПК нестандартной конфигурации. Такие консультанты не поведут покупателя в супермаркет бытовой сети, а обратятся в магазин компьютерной компании, которая соберет и протестирует заказной компьютер. Поскольку супермаркеты федеральных сетей продают готовую продукцию вендоров, то оказать подобную услугу клиенту они не могут.

Кроме того, как отмечает Петр Малых, региональные компьютерные компании, сами собирая компьютеры, могут не только продавать их розничным покупателям, но и обслуживать корпоративных заказчиков из сегмента среднего и малого бизнеса: «Это небольшие коммерческие организации, которым нужны до 200–300 компьютеров, но нестандартных, в заказной конфигурации. И ни одна из федеральных бытовых сетей не будет их обслуживать, потому что это не их рынок, много здесь не заработаешь, а на малое они не размениваются».

Наконец, компьютерные компании зачастую являются сервисными центрами многих вендоров и готовы оказать необходимые услуги потребителям. Так, директор сервисного направления «Алтэкс» Сергей Козлов говорит, что покупателям их магазинов никуда не нужно обращаться — всю заботу по восстановлению техники компания берет на себя, поскольку у нее есть свой сервисный центр. Причем этот центр либо самостоятельно восстанавливает отказавшую технику, либо передает ее в сервисный центр производителя.

«Сервис стал одним из важных конкурентных преимуществ розничного продавца и одним из ключевых факторов выбора магазина покупателем», — утверждает Петр Малых. Он убежден, что в ближайшее время многие компьютерные компании будут продавать в своих магазинах не только технику и ПК своей сборки, но также сервисное обслуживание: в течение 1–2 лет их специалисты будут приходить к покупателю, проверять и настраивать компьютеры. К сожалению, федеральные сети не в состоянии предложить ничего похожего. Как правило, их покупатели вынуждены в случае возникновения каких-либо отказов приобретенной техники обращаться в сервисные центры производителя, которых куда меньше, чем магазинов «Эльдорадо», и такой ремонт подчас превращается в большие проблемы для потребителей.

Все это дает основание считать, что, несмотря на жесткое давление со стороны федеральных сетей бытовой техники, региональные компьютерные компании и их розница выживут. При условии, что руководители таких фирм будут заинтересованы в развитии этого вида бизнеса и своих магазинов.