26 декабря 2025 г.
Предпосылки проекта
Заказчиком выступил АШАН — один из лидеров российского ритейла и многолетний партнер ГК ICL, более 16 лет пользующийся ИТ-сервисами и продуктами компании.
Ритейл – высоко конкурентная отрасль, и чтобы бизнес приносил прибыль, нужно постоянно улучшать бизнес-процессы, быстро реагировать на новые вызовы рынка и потребности покупателей.
Кассы в гипермаркетах и части супермаркетов заказчика работали на монолитном ПО с иностранным ядром, написанным на существенно устаревшем языке программирования COBOL. Поддерживать и развивать такое ПО было довольно сложно: устаревшая архитектура и технологии накладывали ряд ограничений в части перехода на новое оборудование и операционные системы, создавая зависимость от иностранных производителей и вендоров.
Переработка архитектуры была невозможна, а вывод нового функционала в продуктивную мог среду составить (для крупных изменений) до 9 месяцев – что недопустимо для такого динамичного ритейлера, который постоянно адаптируется к меняющимся предпочтениям потребителей. Кроме того, иностранный вендор полностью прекратил выпуск обновлений системы для обеспечения соответствия продукта законодательству, переложив финансовое бремя на реализацию таких изменений на заказчика.
В 2024 году компания приняла решение модернизировать кассовое ПО, для чего обратилась к своему давнему технологическому партнеру ICL Services.
Задачи проекта
1. Найти и внедрить новое кроссплатформенное кассовое ПО надежного российского вендора, гарантирующее выполнение всех законодательных норм в РФ
2. Новое ПО должно быть спроектировано с использованием современных технологий разработки, а также которое легко поддерживать и быстро адаптироватьcя под запросы заказчика
3. Кассовое ПО должно было в полном объеме покрывать текущие бизнес-процессы заказчика
4. Обеспечить отсутствие необходимости заменять кассовое оборудование и обучать персонал для работы с новым ПО
Ход проекта
Принимая во внимание все цели и задачи запроса, ICL Services предложила заказчику осуществить миграцию на кассовое ПО ICL.Retail – современное POS-решение, созданное с учётом специфики быстрооборотной розницы.
Построенное на базе web-технологий и микросервисной архитектуры, оно является кроссплатформенным, легко адаптируется под требования и запросы ритейлера и не имеет ограничений в части возможности использования на различных видах и поколениях торгового оборудования. ICL.Retail также имеет инструменты быстрой и безопасной доставки изменений на кассы и серверы в магазинах.
По итогам согласования общего подхода по миграции на новое ПО в январе 2024 года начались работы по адаптации ICL.Retail к бизнес-процессам заказчика.
Для максимально незаметного переезда кассиров на новое ПО эксперты фактически повторили интерфейс старого ПО и полностью переработали архитектурное решение для перехода на централизованное решение без серверов в магазинах для супермаркетов.
В апреле 2024 начали отладку и пилотирование. Для пилотирования были выбраны 13 магазинов с различными комбинациями периферийного оборудования: системные блоки, принтеры, сканеры, EFT-терминалы.
В ходе пилотирования постоянно получали обратную связь от магазинов, собирали статистику использования касс, логи с оборудования, общались напрямую с кассирами, чтобы получать максимально быстрые и адекватные отзывы о работе нового ПО.
В конце октября 2024 года началась миграция магазинов на новое ПО. Магазины переводили постепенно, по 5-10 магазинов (гипермаркетов и супермаркетов) за ночь. Несколько команд работали круглосуточно, посменно, чтобы не допустить перерыва в работе магазинов. После ночных работ до открытия магазина проверяли работоспособность каждой кассы.
К началу декабря на ICL.Retail были переведены 93 гипермаркета и 53 супермаркета.
Первым изменением, которое реализовали на базе нового ПО, была интеграция с новой платформой лояльности, переход на которую удалось осуществить за одну ночь без остановки работы сети магазинов.
В общей сложности в проекте по миграции были задействованы 70 специалистов ICL Services (аналитиков, разработчиков, QA, DevOps, скрам-мастеров). Для обеспечения поддержки из магазинов на проект были привлечены более 100 полевых инженеров в разных регионах России.
Результаты проекта
1. Перевели 146 магазинов на новое ПО за 1,5 месяца без необходимости замены парка кассового оборудования и обучения сотрудников.
2. Обеспечили полный отказ от использования серверного оборудования и сопутствующих затрат в супермаркетах за счет перехода на централизованный сервер ПО.
3. Увеличили скорость реализации изменений и доставки релизов ПО благодаря доступу к регулярным обновлениям системы в соответствии с требованиями законодательства за счет российского вендора.
4. Нивелировали зависимость от западных вендоров, в том числе от Microsoft Windows, как на серверах, так и на кассах. Теперь заказчик имеет возможность миграции на российские операционные системы.
5. Заказчик остался доволен внедрением нового ПО и теперь совместно с ICL Services обсуждает планы по увеличению количества магазинов, работающих на ПО ICL.Retail, и реализации новых проектов – к примеру, таких как внедрение видеоаналитики с применением ИИ в зонах касс самообслуживания, подтверждение возраста покупателей с помощью цифрового ID в мессенджере MAX, а также оплата товаров с использованием Цифрового рубля.
Продукты и технологии проекта
— Angular v15
— .Net 6
— LiteDB 5
— PostgreSQL
— PowerShell
— WorkFlow Core
— Nexus
Источник: ICL Services
















