6 марта 2015 г.

Многочисленные разговоры по поводу ИТ-импортозамещения, идущие с начала лета прошлого года, получили некоторое продолжение: Минкомсвязи на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов и результатов их общественного обсуждения опубликовало проект постановления правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники».

В кратком изложении суть этого документа сводится к следующим основным пунктам:

1. В стране должен быть создан Реестр отечественных программных средств, функционирующий под эгидой Минкомсвязи.

2. При закупках ПО для государственных и муниципальных нужд заказчики должны будут по умолчанию ориентироваться только на средства, включенные в Реестр.

3. При закупках ИТ-услуг, связанных с внедрением и эксплуатацией ПО для тех же нужд, заказчики также должны придерживаться ограничений, но только в этом случае в состав разрешенных средств, входят не только те, что входят в состав Реестра, но и ПО с открытыми исходными кодами.

4. В случае, если заказчикам нужно выйти за рамки этих ограничений по продуктам и услугам, они должны это каким-то образом обосновать.

Прежде чем перейти к более детальному анализу данного документа, подчеркнем, что это всего лишь проект. Далеко не все проекты нормативно-законодательных актов, публикуемые на данном портале, покидают стены ведомств и попадают на рассмотрение правительства. И совсем не все проекты, попавшие туда, доходят до момента подписания премьер-министром. А кроме того, хорошо известно, что даже подписанные постановления в результате не всегда выполняются. Что касается данного документа (а его появление не стало большой неожиданностью — предлагаемые в нем идеи обсуждают уже несколько месяцев), то среди экспертов превалирует мнение, что он вряд ли дойдет этапа изучения в правительстве. И не только потому, что его целевые задачи вызывают сомнения, но потому что некоторые важные моменты их практической реализации прописаны недостаточно ясно.

Вообще говоря, вопросы обеспечения «независимости» от зарубежных ИТ-поставщиков и создания преференций для российских ИТ-производителей (это две смежные, но все же не идентичные темы) не новы для нашего рынка. Первая волна их обсуждения поднялась еще в 2007-08 годах, и ее следствием стало появление в 2010-11 гг. планов по переводу органов исполнительной власти на свободное ПО, а также по созданию Национальной программной платформы. Оба плана были утверждены постановлениями правительство, но оба не были выполненным. Затем появилась идея создания Национального фонда алгоритмов и программ (НФАП), которая в несколько трансформированном по сравнению с начальным варианте также была подписана в правительстве, но и этот проект остался на бумаге (хотя на него выделялись средства). В условиях напряженности в экономических и политических отношениях с западным миром в конце весны прошлого года началась новая волна, получившая на этот раз название «ИТ-импортозамещение». И вот спустя девять месяцев появился первый результат продолжавшихся с тех пор разговоров, хотя, подчеркнем еще раз, до появления «живого ребенка» еще нужно проделать немалый путь.

В пояснительной записке к проекту Постановления авторы указывают, что оно нацелено на решение целого ряда задач; в числе первых называется «развитие национальной экономики и поддержки российских ИТ-организаций». Однако тут нужно отметить, что это две разных и в значительной степени противоречащих друг другу задачи. В общем случае поддержка российских ИТ-компаний совсем не означает, что это будет благом для экономики в целом. Более того, с большой степенью уверенности можно говорить об обратном. Теоретическое обоснование этого тезиса давно известно, но есть и простые практические примеры правильности теории. Введение эмбарго на европейское продовольствие сразу выразилось в повышении цен на все продукты (при стабильном на тот момент курсе валюты), в том числе и российского производства. Вряд ли такое повышение отразилось позитивно на экономике в целом, в том числе на благосостоянии населения: российские производители продовольствия выиграли (хотя не всегда), а экономика в целом...

Более того, эксперты в многочисленных обсуждениях вопроса создания преференций для российских софтверных компания отмечали, что подобный механизм может реально повредить самим отечественным разработчикам. Во-первых, они будут так или иначе нести затраты на сертификацию своих продуктов и поддержание Реестра, при том, что зарубежные вендоры смогут, скорее всего, без особого труда обходить ограничения данного Постановления. Во-вторых, вполне вероятно, что далеко не все компания, которые принято считать «российскими», смогут получить статус «отечественных» по условиям предлагаемого Постановления. Еще в летних дискуссиях по теме «ИТ-импортозамещения» отмечалось, что подобный механизм преференций точно пойдет на пользу государственным ИТ-компаниям, но может создать дополнительные проблемы для ИТ-бизнеса, составляющего основу российской ИТ-отрасли.

Что же касается заказчиков, то появление ограничений в выборе программных продуктов в любом случае создаст для них проблемы и дополнительные затраты, в том числе на подготовку «обоснований» для выхода за пределы списка Реестра.

Нужно ли создавать подобные преференции для российских ИТ-компаний — этот вопрос важен сам по себе. Но в случае позитивного ответа на него возникает следующая проблема — кого можно назвать «отечественным разработчиком». Еще прошлым летом по этому поводу начались баталии, в которых явно просматривались намерения тех или иных участников рынка «отсечь» возможных конкурентов.

Вообще-то решение проблемы «национальности» компании давно известно: она определяется по месту ее регистрации, что автоматически включает ее в национальную юрисдикцию и налоговую систему. Но для Реестра отечественного ПО авторы идеи предлагают более изощренную схему: компания должна быть не только резидентом России, но также выполнять еще два условия:

· для нее «суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, некоммерческих организаций, указанных в абзаце пятом настоящего подпункта, и граждан Российской Федерации составляет более 50 процентов» и она не должна быть признанной «контролируемой иностранным лицом»;

· и «общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных лиц не превышает 30% от общей выручки правообладателя».

Нетрудно увидеть, что доказательство соответствия этим условиям требует довольно серьезного изучения внутренней коммерческой «кухни» компаний, создаются объективные условия для коррупционной составляющей, но при этом, при желании (в том числе со стороны контролирующих органов), требования довольно легко обходятся.

Так или иначе, но создание и ведение Реестра — довольно сложный проект сам по себе. И учитывая это, довольно странным выглядит то, что в Постановлении говорится, что его реализация не потребует дополнительных бюджетных средств. Поэтому можно предположить, что эти затраты будут возложены на тех, кто захочет зафиксировать в Реестре свои продукты. Отметим также еще некоторые проблемные места проекта постановления: там ничего не говорится о том, какой будет процедура обоснования использования ПО, не входящего в Реестр, а кроме того, там ни слова не сказано о сроках создания Реестра.

Источник: Андрей Колесов, для CRN/RE