26 марта 2015 г.

Российский рынок ридеров растет — в прошлом году было продано 870 тысяч «читалок», что заметно превосходит объем рынка в натуральном выражении за позапрошлый год, когда было реализовано 800 тыс. таких устройств, по оценкам компании PocketBook. При этом в данном случае ридером считают рассматривает только девайсы с экраном на «электронных чернилах», которые более экологичны для процесса чтения, чем жидкокристаллические дисплеи планшетов, фаблетов и смартфонов. По оценкам компании, объемы продаж таких устройств сохраняют устойчивые темпы роста порядка 10% в год.

Интересно, что многие вендоры в качестве «читалок» продвигали девайсы на ЖК-экранах — многофункциональные мобильные плееры, обычно без собственной операционной системы или на древних версиях Android — позиционируя их в том числе и как устройства для чтения, иногда даже называя «ридерами», но такие решения пользуются все меньшей популярностью по понятным причинам. Но учет таких устройств в качестве настоящих ридеров — только потому, что их так позиционировали производители — приводит к путанице с оценкам объемов рынка. Например, по данным IDC, которая ведет учет именно таким способом, в прошлом году российский рынок «читалок» упал до 912 тысяч устройств с 1,6 млн девайсов, реализованных в позапрошлом году. В принципе, это вполне соотносится с данными PocketBook, если учесть, что в позапрошлом году на рынке в изобилии присутствовали плееры-ридеры с жидкокристаллическими экранами, которые в позапрошлом году почти совсем исчезли из продажи, вытесненные смартфонами и фаблетами, которые представляют собой устройства других категорий.

Устойчивый десятипроцентный годовой рост продаж ридеров, о котором PocketBook, на фоне российской ситуации с планшетами выглядит просто прекрасно. Напомним, что в прошлом году, по опубликованным в феврале данным IDC, российский рынок планшетов сократился на 5% по сравнению с позапрошлым годом, в натуральном выражении объем продаж «таблеток» 8,16 млн. штук. Как видно, российский рынок оказался «впереди планеты всей», если для мирового рынка в 2014 году прирост в 7,2% по сравнению с 2013 был лишь тревожным сигналом, на фоне роста в 52,5% за 2013 по сравнению с 2012, что позволило говорить о возможном спаде на рынке «таблеток» в ближайшие кварталы (об этом CRN/RE писал в январе), то в России «будущее уже наступило».

Итак, продажи универсальных планшетов и специализированных ридеров сейчас соотносятся примерно как 1:10 и, вполне возможно, это соотношение будет меняться в пользу «читалок». Этого факта вполне достаточно, чтобы у ритейлеров был очевидный резон обращать особое внимание на продвижение ридеров.

Заметим, что при этом ридер остается специализированным устройством, ориентированным на регулярно читающих книги, то есть рост рынка ограничен по понятным причинам, кроме того, таких людей становится все меньше как в мире, так и в России. Ридеры практически не подвержены моральному устареванию — новые девайсы чуть легче и тоньше, по сравнению с моделями трех-пятилетней давности, но эти изменения не драматичны, разрешение и контрастность дисплеев стали заметно выше, но далеко не всегда это может быть основанием замены исправной «читалки» на новую, при этом девайсы редко выходят из строя. Выход — в продажах девайсов новым пользователям. Однако, основные преимущества e-ink-экранов, к сожалению, малоизвестны даже целевой аудитории, вендоры «читалок» в большинстве своем являются некрупными компаниями, ресурсов которых недостаточно для широкомасштабных компаний, в ходе которых про особенности «электронных чернил» рассказывали бы массовому пользователю. В прошлом году к теме e-ink-дисплеев внимание было привлечено довольно мощным медийным фоном, сопровождающим появление двухэкранного YotaPhone, но в этом году не стоит ждать чего-либо подобного. Поэтому если ритейлер хочет продвигать ридеры, рассказывать о преимуществах «чернил» придется консультантам в торговом зале, как лично, так и через информационные панели или через раздаточные материалы.

Напомним, что экраны на e-ink в процессе работы не мерцают и не бликуют, что делает длительное чтение более комфортным и экологичным, снижая нагрузку на глаза пользователя. Кроме того, для отображения статичного изображения «бумажный» экран энергии не потребляет вообще, а заряд аккумулятора расходует только на обновление картинки, то есть на перелистывания страниц. Поэтому время автономной работы таких устройств измеряют не в часах, а в перелистываниях — обычно одного заряда обычно достаточно для чтения нескольких романов объема «Преступления и наказания», то есть в зависимости от интенсивности чтения заряжать ридер придется не чаще раза в месяц, а то и раз в полгода. Наконец, работая в отраженном свете , e-ink-дисплеи создают изображение даже при ярком внешнем освещении, где ЖК-дисплеи «слепнут». Все это является важными особенностями для активных читателей — хотя было бы достаточно отсутствия бликов и мерцания — дело лишь за тем, чтобы люди об этом узнавали.

Популяризацией ридеров наверняка займется традиционный книжный ритейл: продажи книг в электронной форме быстро растет — общий объем продаж на локальном рынке в денежном выражении, по оценкам «Литрес», за 2013 год оценил в 500 млн рублей, а в 2014 — в 950 млн, при этом книжный магазин прогнозирует дальнейший рост в 2015 на 80-100%. Конечно, объем рынка традиционных книг пока много больше — по данным журнала «Книжная индустрия» без учета бюджетных закупок в прошлом году книг было продано на 50,4 млрд рублей, что соответствовало уровню 2012 года, а в наступившем 2015 ожидается сокращение рынка на 3,5% — но продажи электронных книг все же достаточно значительны, чтобы оставаться незамеченными профильным бизнесом. Однако, на значительные успехи традиционной книжной индустрии в деле популяризации «читалок» рассчитывать не приходится, хотя бы потому, что популяризация технологий и продвижение гаджетов для этого бизнеса является совершенно новым направлением. Поэтому основная нагрузка в деле продвижение «читалок» все же будет лежать на ритейлерах цифровой техники, как и было сказано выше.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE