26 октября 2015 г.

Бренд Wileyfox, официальная презентация которого состоялась на прошлой неделе, интересен не только агрессивной ценовой политикой, но и организацией продаж в обход традиционного канала. Чем интересны телефоны под новой маркой и какое значение для рынка может иметь продвижение нового бренда вне канала?

Аппараты: оптимальный баланс + агрессивная цена

В настоящий момент в продаже присутствует одна модель под маркой Wileyfox — Swift (доступная через китайский интернет-магазин JD.com) — и появление второй обещают в ближайшем будущем (предзаказ на нее уже открыт). По заверению компании, с первой половины ноября оба смартфона можно будет приобрести через фирменный интернет-магазин (www.wileyfox.com).

Wileyfox Swift (на фото) — аппарат среднего класса, построенный на процессоре Qualcomm Snapdragon 410 с пятидюймовым HD-дисплеем (1280×720 точек), двумя гигабайтами оперативной памяти, тринадцати- и пятимегапиксельными камерами (причем основная использует сенсор производства Samsung). Аппарат интересен поддержкой LTE и крайне актуальной для своей конфигурации ценой в 109 долл.

Wileyfox Storm — топовая модель, построенная на Qualcomm Snapdragon 615, имеющая «на борту» три гигабайта оперативной памяти, дисплей диагонали 5,5 дюйма с разрешением FullHD (1920×1080 точек). Модель интересна основной камерой с разрешением 20,7 Мпикс, использующей сенсор Sony, и восьмимегапиксельной фронтальной камерой. А также новинка, появление которой в продаже ожидают в ноябре, актуальна для рынка ударной для своей конфигурации ценой в 180 долл.

Обе модели поддерживают LTE Cat.4 и работают под управлением операционной системы Cyanogen OS 12.1, являющейся клоном традиционного Android Lollipop 5.1.1. Аппараты выполнены в качественных пластиковых корпусах (пока доступны черная и белая расцветки, обещают и другие варианты) с логотипом из анодированного алюминия. Гарантийную и постгарантийную поддержку моделям будет осуществлять сеть сервис-центров Fly, которая на территории Российской федерации насчитывает более 200 авторизованных компаний.

Раджив Тхакур, генеральный директор бренда в России и СНГ, отметил намерения компании выводить на рынок новые модификации аппаратов и фирменные периферийные устройства, правда, пока исключив появление в продаже планшетов под маркой Wileyfox.

Особенности продвижения

Основная особенность: отсутствие аппаратов в традиционном канале, во всяком случае, на этапе начала продаж. Реализация будет полностью идти через официальный сайт и через одного из крупнейших китайских интернет-ритейлеров JD.com, активно работающего на российский рынок.

Бренд Wileyfox является британский маркой, со штаб-квартирой в Лондоне. Правда и Fly, также британский и штаб-квартиру имеет там же. Но российский рынок воспринимает это, скорее, как часть пиар-истории (заметим, неплохо сделанной). Британскость марки — реальная или пиаровская — равно как и многократно звучавшее в ходе официального анонса позиционирование Wileyfox в качестве премиального бренда, на развитие рыночной ситуации вряд ли окажет заметное воздействие. А вот тесное сотрудничество с Fly и нестандартный подход к продвижению — окажет.

Fly, который вполне логично сохраняет «народность» своей основной марки (занимающей, между прочим, 10% продаж в натуральном выражении на российском рынке смартфонов, по данным Digitimes за прошлый год), но при этом активно работает по выводу в средний ценовой сегмент с нового бренда Wileyfox, которому изначально пытается придать «европейскость» и «премиальность». С учетом опыта работы Fly в локальных реалиях, достигнутых успехов и развитой сервисной сети компании, перспективы у Wileyfox оказываются более радужные, чем у любого другого бренда, который решит войти на российский рынок.

А вот поставки в обход традиционного канала для рынка могут иметь последствия куда как более интересные, хотя и нерадостные.

Что это значит для ритейла

Российский ИТ-рынок стремительно сокращается, как, впрочем, и другие сектора национальной экономики — продажа и аренда недвижимости, выдача кредитов населению, продажи авто и т. д. В сочетании с нестабильным курсом национальной валюты и другими явлениями, сопровождающими падение экономики, это создает жесткие проблемы для бизнеса дистрибуторов. Более того, в ряде случаев оказывается под вопросом актуальность классического канала как такового.

Безусловно, дистрибутор актуален в случае, когда количество покупателей продукции и/или объемы реализуемого товара в натуральном выражении достаточно велики. Если же эти параметры падают ниже некоторых критических значений, то вендору становится проще — и дешевле — самостоятельно наладить прямые контакты с покупателями (как это начали делать на российском рынке IBM и Cisco) или, как мы видим на примере Wileyfox, наладить сбыт через один-два магазина с максимально широким охватом аудитории.

Разумеется, продажи через традиционный канал будут заметно выше, чем через фирменный сайт-магазин и некоторое количество эксклюзивных ритейлеров (в данном случае такой пока один и вообще не локальный, а китайский). Но отказ от выхода в канал и от вложений в канал приводит к заметной экономии средств вендора. Более того, эта экономия может заметно повлиять на стоимость устройств для конечных пользователей, особенно если затраты на вхождение в канал приходится распределять не на сотни тысяч продаваемых устройств, а лишь на десятки тысяч.

Разумеется, такой подход выгоден не для всех линеек и не для всех вендоров, работающих на рынке смартфонов. Вполне возможно, что Wileyfox останется лишь одним из прецедентов, может быть, он даже достаточно быстро пойдет в традиционный канал. Но при негативном сценарии развития экономики по такому «вне-канальному» пути могут пойти многие нишевые и новые бренды. Если это станет трендом, то на определенном этапе, вполне возможно, создаст дополнительные проблемы цифровому ритейлу, вынужденному не только работать на съеживающимся рынке с падающей покупательной способностью населения, но и еще довольствоваться при этом сокращенным вариантом доступных товаров.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE