9 ноября 2015 г.

Мировой планшетный рынок продемонстрировал снижение поставок четвертый квартал подряд, и в 3 квартале 2015 г. было поставлено 48,7 млн. шт. планшетов, согласно предварительным данным IDC. Несмотря на признаки некоторого сезонного улучшения, объем поставок снизился на 12,6% по сравнению с прошлым годом, вновь подчеркнув трудности, с которыми сталкивается этот рынок.

На конец 2014 года IDC оценивала установленную базу планшетов в 581,9 млн. шт. во всем мире, что было на 36% больше по сравнению с 2013 годом, однако рост быстро замедлялся. В условиях, когда на зрелых рынках — в Северной Америке, Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе — количество активных планшетов уже перевалило за 100 млн. шт. на регион, возможностей для роста становится всё меньше.

«Мы продолжаем получать обратную связь, что пользователи планшетов держатся [уже имеющихся] устройств более четырех лет, — пишет Райан Рит (Ryan Reith), директор программы, Worldwide Quarterly Mobile Device Trackers, IDC. — Мы полагаем, что у традиционных „таблеток“ есть свое место в мире персональных компьютерных устройств. Однако по мере того, как установленная база смартфонов продолжает расти и они становятся крупнее и функциональнее, потребность в „таблетках“ меньшего форм-фактора выглядит менее отчетливой. Объемы поставок снижаются уже четыре квартала подряд, и рынок, похоже, находится в состоянии перехода».

В ответ на эти трудности мы наблюдаем растущий интерес вендоров к новым форм-факторам, и планшеты с подсоединяемой клавиатурой становятся явным прицелом для многих из них. Хотя на долю таких устройств приходится лишь несколько процентов всего планшетного рынка, IDC ожидает, что их доля будет заметно расти в ближайшие 18 месяцев. Однако такой сдвиг к комбопланшетам сопряжен с некоторыми новыми трудностями. В частности, те традиционные OEM-производители ПК, которые развивают свой портфель, включая в него «клавиатурные» планшеты, столкнутся с давлением устоявшихся OEM-производителей смартфонов, многие из которых адаптировались к поставке очень недорогих продуктов.

«Первое поколение планшетов с допклавиатурой не смогло достичь заметного принятия рынком, так как они являли собой ряд компромиссов в плане и операционной системы, и аппаратных компонентов, которые лишь немногие из потребителей или организаций были готовы принять, — пишет Том Маинелли (Tom Mainelli), вице-президент программы, Devices & Displays, IDC. — Устройства, которые поставляются сегодня, демонстрируют явную эволюцию и ОС, и аппаратной части, и мы ожидаем, что пользователи — и домашние, и профессиональные — начнут принимать этот форм-фактор в более заметных объемах в будущем».

Основные результаты по вендорам

Apple продолжает удерживать первое место на мировом планшетном рынке, хотя времена обожествления iPad как единственно идеального планшета, наверно, подошли к концу. «Самопоедание» рынка у Apple и растущая конкуренция со стороны ПК-вендоров, выпускающих планшеты с опциональной клавиатурой, внесли свой вклад в сокращение поставок iPad. Однако грядущий выпуск iPad Pro может выглядеть лучом надежды для компании, поскольку рынок испытывает тягу к устройствам, пригодным для работы.

Нескончаемый маркетинговый натиск Samsung вновь помог компании сократить разрыв с ее главным конкурентом, Apple. Поставщик Galaxy-бренда — один из немногих остающихся вендоров Android-планшетов премиум-класса, но его основной объем поставок приходится на нижний сегмент. Сдвиг рынка к моделям «2-в-1» также вызвал интерес у корейского вендора, и Samsung продолжает выпускать новые устройства, подобные Tab S2, — с дополнительной клавиатурой, призванной заинтересовать этот растущий сегмент.

Lenovo всё же ощутила проблемы сокращающегося рынка после нескольких кварталов положительного роста. На этом ослабевающем рынке еле заметный рост Lenovo следует рассматривать как верный знак того, что вендор нацелен быть лидером и имеет средства для достижения этой цели.

Репутация ASUS как поставщика недорогих устройств «2-в-1» помогала наращивать объемы в прошедшем году. Однако в 3 квартале компания не сумела сохранить напор в сегменте клавиатурных планшетов, так как обновление линейки Transformer (ранее в этом году) не было столь успешным, и, что еще важнее, другие вендоры смогли предложить аналогичные устройства по сопоставимой цене. Тем не менее, ASUS сумела получить место в группе топ-5, главным образом благодаря ее портфелю недорогих Android-планшетов.

Huawei успешно нашла свою нишу — планшеты с сотовой связью. Более двух третей ее планшетов подключены к сетям мобильных операторов, и это помогло компании сыграть на растущей тенденции использования планшетов для речевых звонков и интереса к планшетам на рынках с малым распространением широкополосного доступа.

Табл. Топ-5 вендоров планшетов: объем поставок, доля мирового рынка и рост за год, 3 кв. 2015 г. (предварительные результаты, млн. шт.)

Vendor

3Q15 Unit Shipments

3Q15 Market Share

3Q14 Unit Shipments

3Q14 Market Share

Year-Over-Year Growth

1. Apple

9.9

20.3%

12.3

22.1%

-19.7%

2. Samsung

8.0

16.5%

9.7

17.4%

-17.1%

3. Lenovo

3.1

6.3%

3.1

5.5%

0.9%

4. ASUS

1.9

4.0%

3.4

6.1%

-43.4%

5. Huawei

1.8

3.7%

0.7

1.3%

147.9%

Others

23.9

49.1%

26.4

47.5%

-9.6%

Total

48.7

100.0%

55.7

100.0%

-12.6%


Источник: IDC