23 августа 2016 г.

«Экономика намерений» (economy intentions) плавно развивалась в течение последнего десятилетия, но именно сейчас построенные на ее основе сервисы могут стать одним из ключевых инструментов современной интернет-розницы.

Напомним, что сервисы на основе «экономики намерений» можно назвать «мега-молл наоборот»: покупатель в специализированном мессенджере заявляет о своем желании приобрести тот или иной товар, а продавцы через тот же мессенджер обращаются к нему со своими товарными предложениями. Идея не нова — первая волна подобных сервисов появилась в 2006-2008 годах — но бума они, мягко говоря, пока не произвели, хотя были весьма оригинальны. Но сегодня таковые с высокой степенью вероятности будут востребованы, причем и на российском рынке.

Почему именно сегодня?

Наступающая осень обещает стать очень интересным периодом для российского ритейла. Причем дело тут не только в исключительно горячих сезонах Back to school и Christmas sale, продолжительность которых настолько увеличилась, что первый уже практически перетекает в другой, и не в традиционной конкуренции мелкого и среднего ритейла с федеральными сетями — тут все это будет по-прежнему. Противостояние «физических» салонов и онлайн-магазинов тоже сохранятся.

Однако, экономическая ситуация в стране приводит к сокращению платежеспособного спроса, в результате обостряется конкуренция продавцов за каждого покупателя и за каждый рубль, который покупатель готов потратить. Конкуренция будет во всех сферах ритейла, но в новых направлениях она будет особенно остра. По понятным причинам новые направления будут сосредоточены в области интернет-коммерции вообще и в мобильной коммерции в частности. Если новые форматы в «физическом» ритейле требуют значительных вложений, на которые компании вряд ли готовы сегодня, то в интернет-коммерции разворачивание нового сервиса для покупателей будет значительно дешевле. Кроме того, в виртуальном мире уже существующие сервисы легко масштабировать, поэтому ритейлеру зачастую даже не нужно создавать свой, а можно присоединиться к популярному из уже имеющихся. Однако, низкий «входной порог» при подключении к новым сервисам для ритейлера не только благо, у этой легкости есть и обратная сторона — ведь конкуренты могут начать использовать новые инструменты с той же быстротой.

Ожидаемый бум е-коммерции неизбежно приведет в новом сезоне к резкому росту популярности новейших форматов взаимодействия продавцов и покупателей, в том числе и «экономики намерений» как одной из наиболее перспективных форм современных продаж в сегменте В2С. Как показывает мировая практика, «экономика намерений» особенно хорошо развивается с мобильной интернет-коммерцией.

Почему вероятен бум мобильной коммерции?

В настоящее время каждая пятая интернет-покупка, сделанная россиянами, выполнена с мобильного устройства — смартфона или планшета — и у этого направления большое будущее, уверен Дмитрий Руднев, генеральный директор предоставляющей сервис «экономики намерений» компании BazarCo. По его мнению, рынок m-commerce стоит на пороге настоящей революции. Г-н Руднев отметил, что сопоставив данные за первый квартал текущего года — мобильный интернет-доступ используют 68% взрослых россиян, а доля мобильных покупок составляла только 21% от общего объема внутреннего интернет-рынка — легко видеть, что у мобильной e-commerce в Рунете есть огромный потенциал для роста.

Заметим, что для взрывного роста мобильной коммерции сегодня присутствуют все необходимые технические средства. Конечно, мобильная е-коммерция появилась довольно давно, но новый импульс ей дает сочетание совершенствования массовых гаджетов с увеличением распространенности широкополосного интернет-доступа в сотовых сетях.

Абоненты отдают предпочтение все более продвинутым устройствам, предоставляющим более широкие возможности, причем этот тренд явно выражен несмотря на кризис. По данным «Билайна», за первую половину текущего года у абонентов компании проникновение смартфонов с экраном диагонали менее 4″ сократилось на 40,49%, а у «трубок» с диапазоном диагоналей от 4 до 5 дюймов — выросло на 17,4%, с диагоналями более 5″ — увеличилось на 69,9%. Как видно, абоненты предпочитают девайсы, более удобные для активного использования — на большом экране и видео выглядит более эффектно, и картографическая информация более информативна, и «серфить» удобнее, а значит, удобней получать доступ к мобильным сайтам интернет-магазинов. Анна Айбашева, пресс-секретарь «Вымпелкома», особо отмечает быстрый рост количества девайсов с поддержкой LTE — проникновение смартфонов среди общего числа абонентских терминалов у пользователей в сети «Билайн» выросло на 24,4%, при этом проникновение смартфонов с поддержкой LTE выросло на 82%, а без поддержки LTE сократилось почти на 13%.

LTE-доступ сегодня переживает настоящий бум. По данным AC&M Consulting, в 2014 году устройствами с поддержкой LTE пользовалось 4% российских абонентов (9,1 млн), по итогам 2015 года таковых стало 9% (23,7 млн), а прогноз на текущий 2016 год — 17%.

Интересно, что развитие LTE-сетей российских операторов не поспевает за распространением LTE-устройств. По данным Telecom Daily, в российских городах-миллионниках средняя скорость передачи данных по сетям мобильной связи четвертого поколения снизилась за период с декабря 2014 по май — июнь 2016 на 10-12%: в начале отчетного периода она превышала 10 Мбит/с, а в конце не дотягивала до 9 Мбит/с. Однако, и 9 Мбит/с достаточно для комфортного доступа к потоковым медиа, не говоря уже о серфинге и мобильной коммерции.

Заметим, что для задач мобильной интернет-коммерции вполне достаточны базовые возможности гаджетов, доступные даже бюджетным устройствам, а также скорости, обеспечиваемые в сотовых сетях 3G и даже 2,5G, то есть доступ к сервисам m-commerce возможен практически из любой населенной территории в России. Но с продвинутого устройства и при высокой скорости доступа процесс мобильной покупки будет для пользователя заметно проще и пройдет более плавно.

Мобильные мессенджеры: охват все больше

Охват аудитории мобильных мессенджеров постоянно растет. Например, Viber со ссылкой на исследования TNS объявил о существенном росте охвата аудитории двух столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно данным этих исследований, на начало года ежемесячный охват Viber в Москве составлял 32,5% от общего населения мегаполиса, а к концу первого полугодия достиг отметки в 35,9%. Аналогичную динамику Viber показал и в Санкт-Петербурге: ежемесячный охват мессенджера на июнь составил 37,5% от общего количества жителей города, продемонстрировав рост на 21,36% с начала года. Евгений Рощупкин, глава Viber в России и странах СНГ, отмечает, что российские пользователи находятся в мировом тренде, все активнее пользуясь интернет-мессенджерами, которые постоянно развиваются, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности современных гаджетолюбителей.

В данном случае для нас важно, что мессенджеры — а кроме Viber есть еще WhatsApp и Telegram и др., — становятся массовым средством коммуникации для все большего количества российских абонентов. Абоненты в мессенджерах общаются между собой и поддерживают коммуникации в группах, взаимодействуют с ботами и т. д., поэтому не будет никаких препятствий для использования мессенджера в системах «экономики намерений».

m-Сommerce + IM = economy intentions

Сочетание бума мобильной коммерции и популярности мобильных мессенджеров создает возможность для принципиального изменения роли «экономики намерений» в современной e-commerce. Специфика российского рынка особо способствует данному тренду. Несмотря на общеэкономические проблемы российский рынок очень динамичен, на нем присутствуют все основные мировые тренды развития ритейла, в том числе акцент на мобильную интернет-коммерцию. «По оценкам аналитиков рост количества мобильных покупок в этом году составит 42% и это настоящий бум, ведь в целом по рынку интернет-коммерции рост составит лишь 13%», — говорит Дмитрий Руднев.

Рост покупок с мобильных устройств будет увеличивать востребованность соответствующих маркетинговых инструментов. Покупателям удобно привычным им способом взаимодействовать с продавцами — через мессенджер — и существуют сервисы, способные обеспечить российским интернет-торговцам такую возможность, в частности «профессиональные мобильные мессенджеры», к которым, в частности, относится упомянутой BazarCo.

Данный формат является относительно новым видом B2C-коммуникации — первые сервисы на основе «экономики намерений» в мире появились десять лет назад, в 2006 году, российский интернет-бизнес стал использовать этот формат уже в 2008. За прошедшее время сервисы «экономики намерений», действующие во всех развитых регионах мира, отработали форматы и детали взаимодействия как с конечными покупателями, так и с интернет-магазинами.

Что это значит для ритейла

Для интернет-магазинов использование сервисов «экономики намерений» означает уменьшение удельных затрат на привлечение покупателя, что положительно отражается на эффективности бизнеса и поэтому оказывается крайне важным в имеющейся экономической ситуации. Как показывает практика, построенные на принципах «экономики намерений» сервисы пользуются нарастающей популярностью в условиях российского рынка.

Сервисы «экономики намерений» традиционно полностью бесплатны для покупателей, но с продавцов берут деньги за предоставленные им услуги. Однако присоединение к «намерительным» сервисам технически просто и не требует значительных финансовых вложений, поэтому интернет-ритейлерам имеет смысл обратить на такую возможность самое пристальное внимание. Как минимум, стоит попробовать такие сервисы в работе в течение какого-то времени и на основании такого «пилотного проекта» понять, насколько хорошо подходят возможности «экономики намерений» для активизации ваших продаж. Причем делать это лучше возможно быстрее, чтобы к буму сезона Back to school успеть освоить открываемые возможности и, как минимум, не отставать от конкурентов по набору инструментария для работе с покупателями.

Источник: Александр Маляревский