7 октября 2016 г.

На фоне грядущей консолидации рынка эти 10 вендоров корпоративных унифицированных коммуникаций в «Магическом квадранте» Gartner прокладывают путь в 2016 году.

Зрелый рынок; впереди консолидация

На рынке корпоративных унифицированных коммуникаций ставки для вендоров высоки: рынок стал зрелым, хотя общий рост замедлился. Ввиду ожидаемой консолидации более слабые вендоры будут вынуждены уйти, пишет Gartner в своем исследовании «Магический квадрант» 2016 года, посвященном этому рынку.

Gartner дает прогноз, что рынок UC продемонстрирует рост, но небольшой: с 41 млрд. долл. в 2014 году до 42,4 млрд. долл. к 2019 году. Лидеры этого рынка — Cisco и Microsoft — продолжают сохранять свои сильные позиции, но общая картина вендоров в «Магическом квадранте» изменилась: в частности, ShoreTel и Unify занимают теперь другое положение.

Методика исследования

В категорию унифицированных коммуникаций Gartner включает вендоров, предлагающих корпоративные решения для веб-конференций и видеоконференц-связи, телефонии, текстовых сообщений, определения присутствия и IM, контактного центра, унифицированные-коммуникации-как-услугу (UCaaS) и интероперабельность, имеющих клиенты для различных типов среды и охватывающих своими предложениями различные регионы мирового рынка.

В своем исследовании «Магический квадрант» Gartner ранжирует вендоров по способности реализации (ability to execute) и полноте видения (completeness of vision), помещая их в один из четырех сегментов: «Нишевые игроки» (слабая полнота видения и способность реализации), «Провидцы» (Visionaries) (хорошее видение, но недостаточная способность реализации), «Претенденты» (Challengers) (хорошая способность реализации, но недостаточная полнота видения) и «Лидеры» (высокий уровень того и другого).

Ниже охарактеризованы десять вендоров в сегменте корпоративных унифицированных коммуникаций, включенных в «Магический квадрант» Gartner в этом году, и дана оценка сильных и слабых сторон каждой компании.

Лидеры:

1. Cisco

Компания предлагает полный набор решений в UC, охватывающий локальное внедрение, развертывание в облаке и в гибридной среде. Локально внедряемое решение построено на базе давно принятой консоли Cisco Unified Communications Manager (CM), которая сводит воедино речевую связь, системы видео и телеприсутствия, обмен сообщениями, функции определения присутствия и разные формы совещаний.

В прошлом году Cisco купила компанию Acano за 700 млн. долл., добавив ее продукты в свой портфель локально внедряемых систем видеоконференц-связи. Unified CM предлагается также в составе облачных услуг Cisco Hosted Collaboration через партнеров в канале. Предложение вендора включает также полный спектр терминалов, телефонов, систем видео и решений для залов заседаний правления. Cisco является лидером как по полноте видения, так и по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Главное пополнение UC-портфеля вендора — это облачная UCaaS Cisco Spark с функциями обмена сообщениями, совещаний и управления вызовами, а также интеграция хостинговой службы CMR Cloud, построенной на стандартах Video Bridging, с WebEx. Кроме того, добавлены технологии, купленные в прошлом году у компании Tropo, поставщика платформы облачных API для встраиваемых функций связи и индивидуальной настройки.

Что следует учесть: Gartner указывает, что в предложениях Cisco есть перекрывающиеся и конкурирующие функции, из-за чего заказчикам трудно разобраться в ее портфеле UC-продуктов. Кроме того, корпоративное лицензионное соглашение Cisco благоволит к заказчикам, готовым на крупные инвестиции в ее решения, а не в конкурентов, то есть организации, использующие другие технологии, рискуют переплачивать за ее UC, пишет Gartner.

2. Microsoft

Microsoft предоставляет обширный набор UC-решений под брендом Skype for Business (SfB), включающий локально развертываемый SfB Server и облачный сервис SfB Online. Компания работает над улучшением SfB Server в плане видеофункциональности и онлайн-совещаний и над улучшением клиента для мобильных устройств. Предлагаются также дополнительные конфигурации UC, в частности SfB Hybrid.

Основной объем инвестиций Microsoft в SfB нацелен на ее пакет приложений Office 365, куда входит и SfB Online. Компания стоит на втором месте по полноте видения и на третьем по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Microsoft может предлагать SfB вместе с широким спектром своих бизнес-продуктов, средств коллективной работы и офисных приложений, опираясь на давнее доминирование в корпоративном сегменте и СМБ. Компания имеет также сильную сеть партнеров в канале, что позволяет удовлетворить разнообразные требования заказчиков во всем мире.

Что следует учесть: Gartner отмечает, что организации регулярно выражают неудовлетворенность качеством и функциональными возможностями аудио и видеоконференц-связи SfB и часто держат «про запас» другой аналогичный сервис «для особых случаев».

Чтобы внедрить Skype, заказчику нужно выбрать того или иного партнера. У Microsoft более 900 партнеров в программе сертификации по SfB, и хотя сама программа неуклонно совершенствуется, найти, с кем из партнеров лучше иметь дело, бывает непросто, говорит Gartner.

3. Mitel

Канадская Mitel из Оттавы предлагает свой UC-пакет MiCollab как общее решение для различных платформ управления вызовами, главными из которых являются MiVoice Business, ориентированная на организации среднего размера и корпоративных клиентов, и MiVoice MX-ONE, нацеленная на крупные организации. Mitel имеет также два предложения контактных центров и UCaaS-услуги MiCloud (через партнеров в канале).

В 2015 году Mitel купила компанию Mavenir Systems, чтобы подкрепить мобильные функции UC, и TigerTMS, чтобы упрочить свое положение на рынке гостиничного бизнеса. Mitel занимает второе место по полноте видения и четвертое по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: За последние два года Mitel повысила свою общую конкурентоспособность в Северной Америке и EMEA, отмечает Gartner. Благодаря покупке Mavenir, предлагающей облачное решение для сетей мобильных операторов, Mitel позиционирует себя на смежных рынках, чтобы предоставлять услуги для операторов по мере того, как технология речевой-связи-по-LTE выходит на рынок.

Что следует учесть: Gartner указывает: чтобы расширяться, Mitel должна развивать и интегрировать свои облачные решения и MiCollab в более широкий спектр продуктов и клиентов. В условиях острой конкуренции Mitel должна обеспечить, чтобы ее партнеры в канале могли продавать нечто большее, чем лишь базовые функции PBX, добавляет Gartner.

4. Avaya

Этот давний вендор UC предлагает прежде всего свою флагманскую платформу Aura корпоративного уровня. Кроме того, UC-портфель компании включает продукты Avaya Aura Conferencing и Scopia Video Conferencing, которые она планирует интегрировать в 2017 году в единое решение конференц-связи. Avaya предлагает также широкий спектр UC-решений для настольных ПК, ноутбуков, смартфонов, точек подключения к сети и контактных центров.

В прошлом году Avaya (Санта-Клара, шт. Калифорния) купила компанию Esna Technologies, разработчика коммуникационного ПО, использовав ее технологию для построения нового облачного решения Zang, коммуникационной-платформы-как-услуги (cPaaS). Avaya занимает четвертое место по полноте видения и стоит в середине группы по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Недавно компания обновила свой Avaya Breeze, включив в него функциональность И-коммерции, Avaya Snapp Store. Breeze позволяет разрабатывать и запускать в работу UC-решения и модули, называемые «snap-ins», которые могут использоваться различными приложениями. Gartner отмечает также, что Avaya упростила свою общую структуру цен и стратегию выхода на рынок.

Что следует учесть: Avaya обратилась к услугам финансовых консультантов, чтобы решить вопросы, касающиеся структуры капитала, и Gartner ожидает, что будет выработан обширный финансовый план, который может включать рефинансирование, замену долговых обязательств акциями или продажу активов. Также, хотя Avaya продолжает сводить свои UC-клиенты в Avaya Communicator, элементы пользовательского интерфейса всё еще фрагментированы, говорит Gartner.

Претенденты (Challengers):

1. Alcatel-Lucent Enterpise (ALE)

Флагманский OpenTouch Suite (OTS), предлагаемый компанией Alcatel-Lucent — это UC-пакет с функциями мультимедиа сразу для нескольких устройств. OTS хорошо принят в Европе и представляет собой единое, полностью интегрированное UC-решение, которое масштабируется до 5 тыс. пользователей и 15 тыс. клиентских устройств.

Недавно компания ввела облачный сервис Alcatel-Lucent Rainbow, предоставив функции совместной работы — определения присутствия, речевой и видеосвязи, обмена файлами, поиска и тегирования, а также чат-бота. Решение включает также cPaaS и API-интерфейсы для расширения. ALE занимает место в середине группы по обоим критериям в «Магическом квадранте» Gartner.

(Штаб-квартира ALE находится в Париже; 85% акций принадлежат китайской China Huaxin, и 15% — компании Nokia.)

Сильные стороны: ALE имеет большую долю на рынке телефонии в Европе, что позволяет ей продолжать инвестировать в расширение своих UC-продуктов и формирование рынка, пишет Gartner. Выпустив Rainbow, компания демонстрирует свои долгосрочные планы и вероятную эволюцию возможностей для заказчиков.

Что следует учесть: Компании по-прежнему не хватает известности бренда на рынке Северной Америки, что ограничивает ее привлекательность для транснациональных корпораций, говорит Gartner. Хотя ALE вводит решения в области UCaaS, гибридной среды и коллективной работы (work stream collaboration), ей нужно наверстать отставание от конкурентов, уже имеющих аналогичные решения на рынке, пишет Gartner.

2. NEC

Компания NEC со штаб-квартирой в Токио предлагает свои UC-продукты в контексте более широкого портфеля, что позволяет ей лучше позиционировать их на рынке и расширять свою базу партнеров в канале, отмечает Gartner. Ее продукт Univerge 3C — это полный пакет UC, построенный на веб- и сервис-ориентированной архитектуре и открытых стандартах, с масштабируемостью и безопасностью корпоративного уровня и централизованным администрированием. Функциональные возможности пакета охватывают телефонию, IM, текстовые сообщения, видео и все формы конференц-связи.

UC-портфель компании включает также интегрированную поддержку функций контактного центра, интеграцию бизнес-приложений и облака на основе UCaaS-услуг Univerge Blue. NEC занимает третье место по способности реализации и стоит внизу по полноте видения в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Партнеры в канале довольны отношениями с компанией и хорошей поддержкой, отмечает Gartner. В настоящее время NEC занята обеспечением гладкой миграции и функциональной совместимости между 3C и своей линейкой серверов Univerge SV9000.

Что следует учесть: NEC всё еще в процессе становления в качестве мирового бренда, и ей нужно расширять свой маркетинг за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона, говорит Gartner. Некоторые из партнеров в канале Северной Америки и Европы всё еще не имеют надлежащей поддержки Univerge 3C, и компании следует расширять свои программы партнерства в этом направлении, пишет Gartner.

3. Huawei

Китайский гигант телекоммуникационного оборудования с оборотом 61 млрд. долл. объединил свою команду корпоративных UC с основной командой разработки сетевого оборудования, чтобы разрабатывать облачные UC-решения для корпоративного сегмента и операторов сетей. Huawei объединила также свои подразделения UC, систем телеприсутствия и видеоконференц-связи.

Ее UC-решение eSpace включает в себя обширный набор приложений, охватывающих телефонию, определение присутствия, текстовые сообщения, несколько видов конференц-связи и «интерактивной доски», чат, видео и функции контактного центра. Huawei выпустила также пакет Unified Session Manager, который может работать на стандартных ПК-серверах. Компания занимает место в середине группы по способности реализации, но стоит последней по полноте видения в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Huawei предлагает свои UC-решения в рамках более обширных пакетов ИТ-услуг и инфраструктуры. Ее обширный портфель продуктов, охватывающий рынки операторов сетей, крупных корпоративных заказчиков, СМБ и потребительский рынок, открывает широкие возможности роста для UC-продуктов.

Что следует учесть: 65% дохода компании поступает из Азиатско-Тихоокеанского региона, и еще 22% — из Ближнего Востока и Африки, так что она имеет очень ограниченное присутствие в Северной Америке и Европе, указывает Gartner.

Всё управление бизнесом компании осуществляется непосредственно из штаб-квартиры в Китае, там же принимаются все решения, что затрудняет взаимодействие для заказчиков. Как результат, требуются профессиональные услуги или индивидуальный подход за пределами страны, говорит Gartner.

Провидцы (Visionaries):

1. Unify (в составе Atos)

В январе компания Unify (Мюнхен, Германия) была куплена поставщиком ИТ-услуг Atos, но сохранила свое название и портфель UC-продуктов. Ее продукт OpenScape — это полный, интегрированный пакет UC-функциональности, предлагаемый в трех версиях в зависимости от количества пользователей.

Недавно Unify запустила SaaS-сервис «коллективного рабочего потока» (work stream collaboration) под названием Circuit; он обеспечивает поддержку обмена сообщениями с форматированием текста, аудио- и видеоконференц-связь, обмен файлами, функцию «общего экрана» и другие средства коллективной работы. Unify занимает место в середине группы по полноте видения и по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Unify дает различные возможности интеграции, обеспечивая открытость и интероперабельность в своих продуктах, отмечает Gartner. Эта гибкость, вкупе с текущим рыночным прицелом Atos, позволяет партнерам удовлетворять требования целевых вертикалей — образования, энергетики, автомобильной отрасли, здравоохранения и госсектора.

Что следует учесть: Облачные услуги Unify всё еще незрелые, и компании нужно ускорить принятие рынком в этой сфере, говорит Gartner. И хотя Atos вышла на рынок Северной Америки, пока неясно, принесет ли это больше известности и успеха самой Unify, добавляет Gartner.

Нишевые игроки:

1. ShoreTel

В прошлом году ShoreTel (Саннивейл, шт. Калифорния) дала старт своей линейке Connect с поддержкой полного спектра UC-функциональности, от одноранговой видеосвязи до систем для конференц-залов. ShoreTel предлагает UCaaS-сервис Connect Cloud, а также локально развертываемое решение Connect Onsite с распределенной архитектурой на базе устройств, которое может быть виртуализировано.

В 2015 году ShoreTel купила компанию Corvisa, поставщика облачной коммуникации, имеющего ЦОДы в Великобритании и Амстердаме. ShoreTel занимает место в середине группы по полноте видения и почти внизу по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: ПО, используемое в решении Connect Onsite, — то же самое, что лежит в основе UCaaS-сервиса Connect Cloud, благодаря чему возможно гибридное внедрение обоих решений, а также резервирование с использованием дополнительных устройств.

ShoreTel сумела также «гармонизовать» свое предложение рынку для локального внедрения и в облаке, создав согласованную и допускающую миграцию систему лицензирования для заказчиков и партнеров, отмечает Gartner.

Что следует учесть: Хотя UC-функциональность ShoreTel удовлетворит требования большинства организаций среднего сегмента, Gartner указывает, что предлагаемая функциональность не столь обширна, как у некоторых из конкурентов. ShoreTel Connect лишь недавно вышла на рынок и еще не успела снискать себе репутацию, пишет Gartner.

2. Interactive Intelligence

Компания Interactive Intelligence из Индианаполиса предлагает Customer Interaction Center (CIC), интегрированное программное решение, включающее функциональность контактного центра и UC: телефонию, речевую конференц-связь, расширенное определение присутствия, IM и целый ряд клиентов и опций для устройств, развертываемых локально, в облаке или в качестве управляемой услуги.

В прошлом году компания представила облачное решение PureCloud корпоративного уровня с множественной арендой, построенное на архитектуре микросервисов с опорой на Amazon Web Services. Interactive Intelligence занимает место в середине группы по полноте видения, но стоит последней по способности реализации в «Магическом квадранте» Gartner.

Сильные стороны: Interactive снискала успех со своим новаторским решением с привлекательной гибкостью внедрения, говорит Gartner. Ее предложение позволяет организациям преобразовать свои локальные внедрения в облачные, и наоборот. Кроме того, старт PureCloud показал, как будут развиваться ее UC-решения следующего поколения.

Что следует учесть: Несмотря на инвестиции в программу для канала продаж глобальное присутствие компании остается ограниченным, так как на рынке доминируют крупные вендоры, говорит Gartner. Функции веб-конференций и видеоконференц-связи в CIC не столь сильны, как у конкурентов, и не всегда отвечают потребностям корпоративных заказчиков, добавляет Gartner.

© 2016. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Марк Харанас, CRN/США