19 октября 2016 г.

Ирина Шеховцова

Масштабное мероприятие Nvidia, посвященное геймерским системам, несущим «на борту» графические карты семейства Pascal, казалось бы, не имело новостного повода — ведь семейство объявлено в первом полугодии, ключевые вендоры отрапортовали о машинах с этой графикой достаточно оперативно. Только путь от анонса моделей до их серийного выпуска даже в современных условиях занимает месяцы, а пока поставки систем выйдут за пределы основных рынков, пройдет еще какое-то время. На российском рынке игровые системы с новейшей графикой стали массово появляться только сейчас.

Именно об этом — о доступности геймерских компьютеров нового поколения — и объявила Nvidia вместе с ключевыми партнерами. На мероприятии системы с новейшей графикой и топовыми процессорами продемонстрировали все основные вендоры: «большая пятерка» глобальных компаний — Acer, Asus, HP, Dell и Lenovo — а также MSI, занимающая хорошие позиции в нише игровых решений на мировом рынке и даже локальный российский производитель HyperPC. Мероприятие Nvidia получилось почти столь же представительным в плане наличия производителей компьютеров, как и недавно прошедший «Игромир 2016».

Чем Pascal отличен от Maxwell

Напомним, что переход к новейшей на сегодняшний день архитектуре игровых карт Pascal от предыдущей Maxwell, по заявлению вендора, означает прирост производительности на задачах обработки графики в среднем на 75%. Это главное, но вовсе не единственное преимущество новой архитектуры Nvidia. Переход на новый техпроцесс, реализованный производителем карт, позволил сократить энергопотребление — до 30% — что снижает нагрев в процессе работы, что положительно влияет на стабильность систем, и для мобильных компьютеров заметно увеличивает время автономной работы.

Также важно, что техпроцесс позволил отказаться от разделения игровых видеокарт на «мобильные» и «стационарные» версии. Если раньше «мобильные» версии проигрывали «стационарным» порядка 20% производительности, то сегодня, как уверяет Ирина Шеховцова (на фото), руководитель отдела коммуникаций в российском представительстве Nvidia, такая ситуация ушла в прошлое. Теперь для ноутбуков и для десктопов применяют одинаковые карты, которые, по понятной причине, показывают одинаковую производительность.

Также важно, что видеокарты архитектуры Pascal являются «VR-ready».

VR как новый тренд

«Мы изначально разрабатывали архитектуру Pascal для виртуальной реальности», — говорит г-жа Шеховцова, отмечая, что для разработчиков Nvidia более пяти лет назад стало очевидным превращение виртуальной реальности из гиковского развлечения в массовый тренд. Все это время инженеры компании активно работала над технологиями, которые позволяли бы успешно справляться с созданием виртуальных миров, для своей прорисовки требующих примерно всемеро большего объема вычислений, чем традиционное игровое 3D.

Поддержку виртуальной реальности в играх обеспечивает, прежде всего, новый уровень производительности карт. Но сегодня для достижения полноценного «VR-ready» недостаточно лобового роста вычислительных возможностей, тут будут актуальны годами нарабатываемые технологии оптимизации. Например, при демонстрации VR-сцен карты Nvidia могут центральную область изображения прорисовывать с высокой степенью детализации, а расположенные на периферии поля зрения объекты — с загрублением, что позволяет уменьшить общую нагрузку на видеосистему. В результате этой и других хитростей при общем приросте производительности на 75% по сравнению с картами предыдущего поколения, решения на Pascal показывают вдвое-втрое лучшую производительность в VR-задачах.

За видео идет аудио

Новые решения Nvidia ориентированы на проработку как визуальной, так и аудиальной составляющей игровых миров. Отработав технологию для прорисовки в виртуальных мирах траекторий распространения световых волн — отражения, преломления, рассеяния и т. д. — инженеры перенесли разработки на волны звуковые. В результате разработчики получили возможность создавать реалистичные звуковые картины, позволяющие геймеру на слух ориентироваться в игровом мире.

Это начинание активно поддерживают вендоры. Разумеется, для ориентирования по звуку нужны качественные наушники, большинство вендоров представляют такие в линейках геймерского оборудования. Например, Lenovo в сентябре выпустила гарнитуру Y Gaming Surround Sound, главное свойство которой — способность создавать сферическое звуковое пространство с объемным звучанием. Поддержка Surround Sound 7.1, легкие чаши из прочного пластика и комфортные кожаные вращающиеся амбушюры способны обеспечить комфорт в течение длительного времени. На длинном кабеле в плетеной оболочке размещен пульт для регулировки громкости и управления микрофоном. Александр Катаев, генеральный менеджер Lenovo в России, особо отметил важность фирменных гарнитур компании, которые позволяют геймеру организовать полноценную и комфортную игровую среду.

«Входной билет» — доступен

Сегодня геймерские компьютеры при всем весьма выразительном приросте производительности и получении новых оказываются вполне доступными как по цене, так и по габаритам. Система входного уровня на новейшей графике обойдется на порядок дешевле — от 60 тыс. руб. То есть полноценный современный игровой компьютер можно приобрести по цене топового смартфона, причем не самого дорогого.

Очевидно, что это товар для массового рынка, который представляет интерес для самого широкого круга розничных продавцов. При удвоении этой суммы будет доступна система для требовательного пользователя, которая может сохранить актуальность на геймерских задачах в течение ближайшей пары-тройки лет. При этом данный компьютер будет «VR-ready» и в мобильном исполнении может весить менее двух килограмм.

Можно и дальше наращивать мощности центральных процессоров, использовать более продвинутые модификации графических карт (причем работающих «тандемом», то есть в режим SLI), но начиная с некоторого уровня на цену геймерского решения начнут влиять компоненты, актуальные не столько для рядовых геймеров, сколько для киберспортсменов. Например, это может быть применение дублированных каналов для интернет-доступа, что практически исключает появление лагов в интернет-играх, использование геймерских мониторов и т. д. Если построить систему из топовых комплектующих по принципу «ни в чем себе не отказывая», то получится решение, аналогичное рассмотренному нами ранее ASUS ROG GX800VH за полмиллиона рублей, но это модель класса «хай-энд», по вполне понятным причинам в продажах практически штучное, хотя и представляющее определенный интерес для ритейлеров, работающих с очень богатыми и крайне требовательными клиентами.

В игровой линейке ноутбуков ASUS — она относится к семейству Republic Of Games (ROG), как и другие изделия, ориентированные на геймеров: компоненты, десктопы, манипуляторы, мониторы и т.д — присутствуют и более бюджетные модели мобильных игровых компьютеров. Например, ноутбук ROG Strix GL702VM, рекомендованные розничные цены на который начинаются от 120 тыс. руб, использует видеокарту Nvidia GeForce GTX 1060, которая обеспечивает производительность, достаточную как для 3D-игр, так и для решений виртуальной реальности. Дисплей с широкими углами обзора поддерживает технологии Nvidia G-Sync, что обеспечивает стабильное качество картинки в играх. Для поддержания в штатных рамках теплового режима даже во время длительных игровых сессий в ноутбуке реализована высокоэффективная система охлаждения HyperCool с медными радиаторами и тремя вентиляторами. ROG GL702VM получил специализированную геймерскую клавиатуру, которая, в частности, способна корректно отрабатывать одновременное нажатие нескольких клавиш — до 30 одновременно.

За пределами сегмента ноутбуков

Ноутбуки становятся все более популярными игровыми устройствами и именно на них был сделан акцент на мероприятии. Однако, сегментом устройств, ориентированных на стационарное использование, ритейлу пренебрегать никак не стоит. Тем более, для этого направления различные вендоры представляют самые разные интересные новинки.

Десктопные решения также становятся все более компактными, при этом получая продвинутые системы охлаждения (все чаще комбинированные, использующие для теплоотвода как воздух, так и воду) и упрошенный доступ к внутреннему пространству корпуса, что облегчает чистку внутреннего пространства, замену компонентов и другие действия. При этом игровые компьютеры получают все более экзотическую внешность, все больше превращаясь в произведения современного декораивного искусства.

ASUS выпускает ROG G20, игровой компьютер в корпусе, выполненном в стилистике «вселенной звездных войн», настраиваемой светодиодной подсветкой в передней части и общим объемом всего 9,5 литров. Современная модификация, получившая видеокарты Pascal вплоть до GTX 1080, сохранила основную особенность — сквозной вертикальный «воздуховод» внутри центральной части корпуса, в котором создается естественная тяга, что улучшает теплоотвод от всех компонент системного блока. Алексей Нистратов, менеджер компании ASUS по техническому маркетингу, отмечает, что выбранная геометрия корпуса в сочетании с другими элементами, упрощающими естественный теплоотвод (например, медными «тепловыми трубками»), позволяет снизить интенсивность работы вентиляторов принудительного охлаждения, благодаря чему даже при максимальных вычислительных нагрузках компьютер работает очень тихо, а при небольших практически бесшумен.

В линейке Alienware есть аналогичные по компактности модели — например, Х51, объем которой составляет 10,4 л, — но в ходе выставки «Игромир 2016» компания Dell демонстрировала Aurora R5 в корпусе заметно большего объема (28 л). Несмотря на размеры, которые кажутся внушительными, это самый маленький на сегодняшний день компьютер с двумя графическими картами «на борту» и использующий систему жидкостного охлаждения. Денис Минов, менеджер Dell по категории клиентских продуктов, особо отметил ориентацию R5 на «хардкорных геймеров», для которых актуален упрощенный доступ ко внутренностям системного блока, что позволяет заменять и добавлять новые элементы. Внутри предусмотрено размещение до пяти устройств для хранения данных, а четыре слота для микросхем оперативной памяти позволят нарастить «оперативку» практически до любых требуемых значений. Разумеется, по последней моде корпус получил нестандартную геометрию и настраиваемую светодиодную подсветку.

MSI также демонстрирует различные решения в десктопном исполнении. В частности на упомянутом «Игромире» показаны модели Aegis X — игровые высокопроизводительные десктопы с жидкостной системой охлаждения, также заключенные в стильные корпуса с удобным доступом к компонентам. Корпус создан с учетом геймерских реалий, например, блок питания интегрирован в опору, значительная часть которой не связана с корпусом, что позволяет ему лучше охлаждаться в процессе работы и не нагревать другие компоненты компьютера. Благодаря обновленным графическим подсистемам — применена Nvidia GeForce GTX 1080 с восемью гигабайтами оперативной памяти — эта система, как и многие другие новинки MSI, получила лейбл «VR Ready». Интересно, что вендор на фрональной части корпуса предусмотрел разъем HDMI, предназначенный для подключения VR-шлемов.

Чем приятны десктопы для ритейлеров? Возможностью продать к ним дополнительные устройства, прежде всего, дисплеи и мыши.

Геймерские мониторы обычно имеют целый ряд «фишек», ориентированных на использование в играх. Например, на «Игромир 2016» корпорация LG продемонстрировала широкоформатные геймерские мониторы UC88. UltraWide-решения с соотношением сторон 21:9, по заявлению вендора, обеспечивают плавное отображение движений на всей области просмотра. Для тонкой настройки монитора в зависимости от жанра игры реализованы три подрежима — FPS, RTS и пользовательский. Новинки интересны функцией стабилизации черного цвета (Black Stabilizer), которая особенно удобна для геймеров при необходимости обнаруживать объекты и противников, скрывающихся в тенях и других темных областях игровых миров. Мониторы охватывают более 99% цветового пространства sRGB, что гарантирует максимально естественные цвета, причем для обеспечения точной цветопередачи каждый монитор проходит дополнительную калибровку на этапе производства.

Другой пример игрового монитора — ASUS ROG Swift PG348Q. Это новая флагманская модель в линейке геймерских мониторов ROG, обладающая изогнутым тридцатичетырехдюймовым IPS-экраном с разрешением 3440×1440 пикселей. Монитор использует десятибитную кодировку цвета (доступно более миллиарда оттенков) и способен отображать 100% оттенков цветового пространства sRGB при контрастности 1000:1. Ориентацию модели на компьютерные игры подчеркивает поддержка таких технологий как Nvidia G-Sync, повышенная частота обновления экрана (100 Гц), а также агрессивный дизайн, выдержанный в стиле других изделий семейства ROG. Технология GameVisual позволяет быстро настраивать монитор в соответствии с текущими задачами и условиями, чтобы получить максимально качественное изображение, при этом доступно шесть режимов настройки, между которыми можно легко переключаться с помощью пятипозиционного аппаратного джойстика или с помощью экранного меню (заметим, что сменить частоту обновления с 60 на 100 Гц и обратно можно выделенной аппаратной кнопкой, не обращаясь к другим настройкам). Дополнительную оригинальность ей придает встроенная в подставку светодиодная подсветка, разумеется, управляемая и предоставляющая возможность реализовывать различные визуальные эффекты.

Разумеется, мониторы для геймеров производят как компании, специализирующиеся на выпуске дисплеев, так и вендоры, поставляющие игровые ПК. Аналогичная картина в сегменте манипуляторов.

Razer представила топовую геймерскую мышь DeathAdder Elite. Дизайн новинки практически классический, внешне устройство от офисных мышей отличает только настраиваемая фирменная подсветка Chroma. Однако, внутри новый манипулятор получил новейший датчик Razer 5G, который поддерживает разрешение до 16 000 dpi (точек на дюйм) при скоростях перемещения мыши до 450 ips (дюймов в секунду) — это, по заявлению производителя, лучшие параметры среди игровых мышей. Предусмотрено 7 независимых программируемых кнопок. Девайс поступит в продажу уже в октябре.

С сентября доступна Logitech G Pro, рассчитанная на интенсивное использование геймерская мышь с изменяемой чувствительностью от 200 до 12 000 точек на дюйм. Производитель обещает, что левая и правая кнопки имеют срок службы 20 млн. нажатий, этого хватит геймеру на десять часов интенсивной игры каждый день в течение двух лет. Основные кнопки получили систему натяжения с металлическими пружинами, что, по заявлению специалистов Logitech, повышает точность и быстроту срабатывания, а также уменьшающими силу, которую необходимо приложить для «клика». Разумеется, новая модель получила настраиваемую подсветку и шесть программируемых кнопок. При этом дизайн мыши очень сдержанный, а весит она всего 83 грамма, что для геймерского гаджета с повышенным ресурсом совсем немного.

Кроме мышей интересны геймерские клавиатуры, но их мы рассмотрим в следующий раз.

Что это значит для ритейла

Мероприятие Nvidia и партнеров можно считать символическим открытием очередного «предновогоднего сезона». Состоялось практически сразу после августовско-сентябрьского «back to school», с одной стороны, с другой — такая поспешность несколько размывает привычный «предновогодний бум», который теперь захватывает наряду с декабрем еще и половину осени. Но это выгодно ритейлерам по вполне понятным причинам, пиковые нагрузки на интернет-магазины и на салоны продаж сложны для всех участников процесса.

Судя по всему, игровые компьютеры становятся одним из локомотивов розничного рынка ПК. Андрей Калугин, руководитель департамента по продвижению операционных систем российского представительства Microsoft, отметил, что падение российского рынка потребительских ПК продолжается в натуральном выражении, причем процент падения продаж описывается двузначными числами. Однако, в сегменте дорогих машин — свыше 50 тыс. руб. — снижения продаж отсутствует! Более того, как отметил г-н Калугин, по данным за июль-август в данном сегменте наблюдается даже прирост продаж в натуральном выражении свыше десяти процентов. Очевидно, что единственный растущий сегмент рынка ПК представляет для ритейлеров особый интерес.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE