1 ноября 2016 г.

Арбитражный суд Москвы принял в производство исковое заявление ООО «Новые облачные технологии» к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и обществу с ограниченной ответственностью «ГЕОКАПИТАЛ» (№ А40-193384/16-51-1929). Иск о признании недействительными электронного аукциона № 0195100000516000040, государственного контракта № 0195100000516000040-0453946-01 от 30 августа 2016 года был подан еще 20 сентября, но до недавнего времени заявление оставалось без движения.

В Определении Арбитражного суда г. Москвы о принятии дела в производство сообщается, что оно будет рассмотрено 11 января 2017 г.

«Мы совместно с партнерами в сети дистрибуции „МойОфис“ внимательно следим за конкурсами на закупку программного обеспечения, — отмечают представители юридической службы компании „Новые облачные технологии“. — Состоявшийся тендер Министерства строительства РФ вызвал у нас вопросы в части процедуры его проведения и озвученных в итоге заключений. Поскольку наши многочисленные возражения и вопросы к Минстрою остались без внятного ответа, мы обратили внимание регулятора на допущенные Министерством процедурные нарушения в закупке. ФАС нашел формальные нарушения в действиях Минстроя, связанные с подготовкой аукционной документации, но не углублялся в существо нашей аргументации об избыточности требований Минстроя к функционалу ПО по всем 400 лицензиям. В связи с обнаруженными нарушениями ФАС передал материалы дела в Управление контроля размещения госзаказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. В рамках такого дела на Минстрой может быть наложен небольшой штраф. ФАС уже был не вправе отменять торги, т.к. на момент рассмотрения дела госконтракт Минстроя уже был заключен. Отмена торгов теперь возможна только в судебном порядке. Именно по этой причине нами было принято решение создать прецедент и попытаться отстоять свои интересы как отечественного разработчика в суде. Мы оцениваем свои шансы на победу как средние, однако здесь важнее создать прецедент — так как пока что по подобным вопросам сложились условия ограниченной судебной практики».

К сожалению, представители компании «Новые облачные технологии» не ответили на наш вопрос о финансовой стороне дела. Нас, в частности, интересовало, какую экономию мог бы получить Минстрой, если бы выбрал «МойОфис», а не ПО Microsoft — все-таки в данном случае речь идет о деньгах налогоплательщиков.

Что касается позиции Минстроя по поводу предъявленного ему иска, то официальный ответ на запрос CRN/RE был следующим: «Минстрой России с заявленными ООО „Новые облачные технологии“ требованиями не согласен. Подробные возражения относительно исковых требований и доводов заявителя будут представлены в суд и участникам по делу заблаговременно».

Несмотря на принятие соответствующего закона, пока нельзя сказать, что в большинстве госструктур и госкорпораций проблема замещения импортного ПО отечественным хотя бы близка к решению. Более того — имеется немало случаев, когда госструктуры уже после начала действия Постановления № 1236 заключали многомиллионные контракты на поставку и/или поддержку зарубежных программных продуктов. Российские вендоры ПО — участники круглого стола, проходившего в сентябре на форуме «Интернет вещей» в рамках секции «Российский софт. Практика импортозамещения», отмечали, что закон об импортозамещении ПО очень мягок. Вследствие этого ИТ-директора предпочитают по привычке закупать импортное, не брать на себя лишний риск и при этом готовы к тому, чтобы их «немного пожурили».

Дмитрий Комиссаров, генеральный директор ООО «Новые облачные технологии», говорил на этом круглом столе: «В законе есть лазейка. Можно использовать иностранное ПО, если нет российских аналогов, опубликовав обоснование. Обоснование многие не публикуют. И существующие законы не обязывают его публиковать. Мне непонятна позиция российских вендоров, почему они на это не обращают внимание... Никто в ФАС не идет. Мы недавно получили определение антимонопольной службы об административном правонарушении со стороны Минстроя. Но если посмотреть на сайт ФАС, то таких дел практически нет». Так что иск «Новых облачных технологий» к Минстрою, вне зависимости от того, каким будет итог разбирательства, интересен прежде всего созданием прецедента: российский вендор ПО требует от госструктуры соблюдения закона.

***

Из истории дела

Извещение о проведении Аукциона 28 июля 2016 г. было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Объект закупки: «оказание услуг по предоставлению (продлению) неисключительных прав (лицензий) на использование программного обеспечения Microsoft и программных средств антивирусной защиты». Начальная цена контракта составляла 15 181 873,33 рубля. Победителем Аукциона 19 августа 2016 г. было признано ООО «ГЕОКЭПИТАЛ». 30 августа заказчик и ООО «ГЕОКЭПИТАЛ» заключили контракт № 0195100000516000040-0453946-01 на сумму 15 105 963, 96 руб.

До проведения аукциона компания «Новые облачные технологии» обратилась с запросом к Минстрою (03.08.2016 г.). В нем, в частности, были такие вопросы: «Просим Вас разъяснить, на основании каких данных (тестов, исследований, официально распространенной производителями информации) были сделаны выводы о том, что программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, не соответствует установленным Заказчиком требованиям. Также просим Вас разъяснить необходимость установления Заказчиком следующих явно избыточных и узко-специализированных требований к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, планируемого к закупке, а именно: возможность программирования макросов на языке Visual Basic, настройки обтекания текстом изображений, получение данных при помощи PowerPivot».

Не удовлетворившись ответом заказчика, компания «Новые облачные технологии» обратилась к нему еще с двумя запросами (05.08.2016 г. и 12.08.2016 г.). Финальное разъяснение Министерства, подписанное Антоном Трошенковым, заместителем директора департамента — начальником отдела информационных технологий, связи и материально-технического обеспечения Административно-кадрового департамента, было таким: «...Программное обеспечение МойОфис не обладает всеми функциональными характеристиками, которые указаны в техническом задании и используются Государственным заказчиком, а использование офисных приложений разных вендоров не обеспечит 100% совместимости продуктов для полноценной работы всей инфраструктуры. В связи с этим, согласно подпункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“, эквивалент не допустим».

В конце августа компания «Новые облачные технологии» обратилась в ФАС России с обращением, содержащим «информацию о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок в действиях Минстроя РФ при проведении электронного аукциона на право заключения контракта Заказчиком на оказание услуг по предоставлению (продлению) неисключительных прав (лицензий) на использование ПО Microsoft и программных средств антивирусной защиты (номер извещения 0195100000516000040)». На основании этого обращения было заведено дело № П-154/16. Из обращения ООО «Новые облачные технологии» следовало, что:

  1. Заказчиком неправомерно осуществляется закупка иностранного программного обеспечения;
  2. Заказчиком объединено в один предмет закупки программное обеспечение иностранного и российского происхождения.
2 сентября 2016 г. ФАС России вынес решение по делу. В нем, в частности, отмечено , что «представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок». Изучив документы дела, Комиссия решила:
  1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (включение Заказчиком в один предмет закупки ПО иностранного и российского происхождения, а также установившего в документации об Аукционе противоречивые условия вводят участников закупки в заблуждение).
  2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
  3. Передать материалы дела от 02.09.2016 № П-154/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
20 сентября компания «Новые облачные технологии» подала иск к Минстрою в Арбитражный суд г. Москвы.

Источник: CRN/RE