20 марта 2017 г.

Владимир Княжицкий

Начальник, который управляет несколькими филиалами компании в разных городах или директор, руководящий частью штата на «удаленке», одинаково часто сталкиваются с одними и теми же проблемами. Это — контроль выполнения задач, мотивация сотрудников и их эффективность. Считаю, что эти вопросы особенно актуальны для сферы ИТ, где удаленная работа в порядке вещей.

Если взглянуть на проблему эффективности работы сотрудника в удаленном офисе глубже, то станет понятно: основная сложность заключается в особенностях человеческой психологии. Если человек не увлечен искренне работой, то в отсутствии контроля он будет работать со временем все меньше и хуже. И даже может наносить вред работе организации.

Чтобы не допустить этого, я считаю, что нужно применять два подхода. Не только применять, но и совмещать.

Во-первых, важно максимально интегрировать сотрудника в большой проект, создать интерес, обеспечить чувством увлеченности своей работой. Необходимо постоянно давать возможность сотруднику ощущать себя частью большой и сплоченной команды. При этом очень важной частью, а не просто функциональной единицей в механизме. Достигается такая вовлеченность с помощью современных технологий. Это связь через видеоконференции, участие сотрудников региональных подразделений в обсуждении глобальных задач компании, регулярное информирование их о работе компании в целом и их личной роли в частности. Наши учебные центры расположены в 7 российских городах и, на мой взгляд, именно работники региональных подразделений требуют большего внимания, чем сотрудники центрального офиса. Потому что те, кто работают в центральном офисе и так в курсе событий, они варятся в общем «котле». А тех, кто далеко, надо постоянно «подтягивать».

Стоит помнить, что в России бизнес-отношения — это не только дело и работа. Это еще и личные отношения. Разговоры в курилках могут в конечном итоге принести бизнесу больше пользы, чем часовые совещания. А общие интересы сотрудников повысят производительность их труда в совместных проектах. При работе в дистанционном формате возможности неформального общения сокращаются, сотрудник больше становится «винтиком», а не «личностью». Для наших людей важно оставаться «личностью» и иметь «чувство локтя».

Во-вторых, необходимо обеспечить систему контроля работы сотрудников. Этот вопрос также решается техническими методами. Оптимальный вариант, по моему мнению, это использование виртуальных рабочих мест. Сразу поясню: я против тотальной слежки за сотрудниками и считаю, что нельзя запрещать сотруднику потратить 5 минут на написание личного сообщения или на короткую запись в социальной сети. Потому что если не давать это сделать с рабочего компьютера, сотрудник это будет делать с мобильного, что займет у него больше времени и заставит сильнее оторваться от работы. Современный мир таков, что если сотрудник тратит 5-10% рабочего времени на не совсем рабочие дела, то это может не снижать, а даже повышать производительность труда за счет снижения уровня стресса. То есть задача системы контроля не в том, чтобы блокировать все подряд, а контролировать, какую именно часть рабочего времени и на что тратит сотрудник. Второй инструментарий — это виртуальной контроль посещаемости. Но для большинства штатных единиц просто контроль посещаемости малоэффективен. Важно сочетать контроль деятельности с контролем посещаемости.

Сейчас существует множество технических решений для этих задач, мы их активно используем у себя и внедряем в работу наших клиентов. По моему личному убеждению, лучшим методом контроля работы сотрудников является создание для них виртуального рабочего места. Это позволяет настраивать единую систему безопасности в организации, единые версии лицензионного ПО, хранить все результаты работы на стороне работодателя и в любой момент иметь представление о том, чем занят сотрудник. Как правило, мы используем именно такие решения.

В зависимости от размера организации и типа задач, подключение удаленных сотрудников может занять от нескольких дней до двух-трех месяцев. На мой взгляд, подход к таким проектам должен быть поэтапным. Лучше начать с самых простых задач переноса бизнес-процессов в дистанционную форму, оценить отдачу от действий и на базе обратной связи продолжить внедрение тех или иных решений. По моему опыту, технические задачи решаются проще, чем задачи, связанные с бизнес-администрированием.

Однако стоит помнить, что удаленная работа подходит далеко не для всех сотрудников: есть люди, которые под надзором начальника и в постоянном контакте с ним работают намного эффективнее. Этот момент так же не стоит игнорировать. Другое дело — гибридная схема работы, она почти всегда показывает впечатляющий результат, позволяет сократить издержки компании, повысить производительность труда и лояльность сотрудников.

Источник: Владимир Княжицкий, глава компании «Фаст Лейн» в России и СНГ