24 апреля 2017 г.

Увеличить
Увеличить
Choc Creator V2.0 Plus
Увеличить
ZMorph 2.0 SX

Стартовали поставки Choc Creator V2.0 Plus, первого и пока единственного на российском рынке 3D-принтера, предназначенного для печати шоколадом, как говорит Александр Корнвейц, генеральный директор компании «Цветной мир», дистрибьютирующей этот аппарат. Принтер создан британской Choc Edge, а компания «Цветной мир» является единственным дистрибьютором в России, обеспечивая также гарантийный и постгаратнийный ремонт этого оборудования у локальных заказчиков.

Принтер и его особенности

Choc Creator V2.0 Plus печатает растопленным шоколадом. Диаметр сопла 0,8 мм, толщина слоя 0,4 мм, создавать объекты принтер может в области размером 18×18×5 см. Устройство поддерживает Wi-Fi и USB-интерфейсы. Принтер компактен — его габариты составляю 425×450×420 мм — поэтому с размещением устройства проблем не будет.

Выполненный из нержавеющей стали «картридж» для шоколада, выполненный в виде кондитерского шприца объемом 30 мл, ведор поставляет с принтером. Промывать картридж можно обычным способом — теплой водой с моющими средствами — а для лучшей прочистки сопла в комплект включена игла. Можно заказать дополнительные шприцы, что будет удобно, например, для быстрой смены «картриджей» при печати разными сортами шоколада. Важно, что в процессе работы принтер непрерывно подогревает «картридж», что исключает застывание шоколада.

На печать полноценного 3D-объекта устройство затрачивает до 40 минут, но это при самом большом объеме и высокой сложности создаваемой модели. 2D-рисунки, создаваемые за один проход на подложке (печенье, прянике и т.д.), принтер способен напечатать гораздо быстрее (от двух до восьми минут, по данным производителя), 2,5D-модели, отличающиеся от однопроходных тем, что они состоят из нескольких слоев шоколада и при дальнейшем использовании не требуют, подложки могут быть созданы за три-пять минут.

Управление устройством максимально упрощено. Встроенный цветной тач-дисплей с диагональю пять сантиметров с простым и доступным меню позволяет справиться с устройством даже человеку, далекому от вопросов объемного моделирования и 3D-печати. В принтер встроена библиотека из сотни фигурок (некоторые представлены на фото справа в центре), отправить на печать которые можно одним нажатием виртуальной кнопки . Специально для Choc Creator 2.0 Plus были созданы два web-приложения — Mix&Match, база модифицируемых шаблонов, которые можно напечатать в готовом виде или добавляя к ним свои надписи и другие элементы, и ChocoText, преобразователь любого текста в формат STL для дальнейшей печати (правда, пока поддерживается работа только с латиницей) — а также Choc Draw, мобильное приложение для Android, позволяющее создавать собственные объекты. Г-н Кронвейц отмечает, что использовать приложение для рисования удобней на планшете, причем при наличии пера-стилуса, хотя некоторые действия доступны и на смартфоне при управлении пальцами. Choc Creator 2.0 Plus, разумеется, поддерживает наиболее распространенные форматы 3D-моделей, а также может получать данные от программ для работы с 3D-графикой: пакетами Autodesk, TinkerCAD, Google SketchUp и пр. Важно, что принтер поддерживает прямую печать, имея возможность получать описание 3D-моделей с флэш-накопителей, вставляемых в порт девайса.

Рекомендованная розничная цена устройства — 247 тыс. руб. Хотя принтер может быть приобретен для персонального использования, основное его предназначение — бизнес-пользователи. Помимо очевидного сегмента — кафе, пекарен и кондитерских, изготавливающих торты, пироженые и выпечку на заказ, а также агентств, занимающихся проведением свадеб, детских праздников и других аналогичных мероприятий — у данного устройства есть и другие потенциальные покупатели. Принтер хорош для создания штучных корпоративных подарков, что сделает его актуальным для маркетитнговых агентств и устроителей эвентов. Александр Кронвейц также считает, что шоколадный принтер может быть востребован различными центрами организации детского досуга — востребованность инженерных направлений творчества сегодня велика, а вариант создания 3D-моделей детьми с последующей распечаткой в шоколаде.

Расходный материал

Расходный материал для печати вендор не поставляет, отмечая, что принтер уверенно работает на бельгийских шоколадных чипсах Callebaut NV811, содержащих 54,5% какао. Фирма Callebaut давно присутствует на мировом кондитерском рынке, ее продукция широко представлена в России, известна целевой аудитории потенциальных покупателей принтера (из него делают, например, шоколадные фонтаны), поэтому с приобретением «расходников» проблем не возникнет. Килограмм расходного материала, по словам г-на Кронвейца, обойдется примерно в 600 руб.

Перед печатью шоколад надо расплавить, точнее, темперировать. Процесс темперации предусматривает плавление при температуре 50 градусов, потом расплавленный охладить до 27, а затем чуть поднять температуру на три-четыре градуса и уже заряжать в контейнер принтера. Правильное темперирование обеспечит создаваемым шоколадным фигурам твердость и блеск после охлаждения. Напомним, что картридж у Choc Creator с подогревом, что не даст «расходникам» застыть в самый неподходящий момент. Устройства для темперации широко представлены на рынке, цены на них начинаются от ста долларов, но такие девайсы обычно уже есть у профессионально работающих с шоколадом, на которых и ориентирован принтер. Последовательность действий, выполняемая с помощью температора обеспечивает шоколаду сохранение цвета и других свойств. Печать следует производить при температуре окружающей среды 19-21 градус, но шоколатье это знают и располагают помещениями, где поддерживается соответствующий температурный режим.

Принтер может печатать и другим шоколадом — разумеется, без наполнителя, иначе печатающую головку засорят кусочки орехов и фруктов. Переход на другой шоколад в качестве «расходки» потребует выполнить перекалибровку принтера — процесс простой, но вряд ли дополнительные действия порадуют кондитеров, традиционно далеких от технических аспектов 3D-печати. Поэтому, как отмечает г-н Кронвейц, лучше использовать рекомендованный вендором Callebaut, NV811 доступный и проверенный.

Фуд-принтинг, а также фрезеринг, лазеринг и другие техники

На российской презентации Choc Creator 2.0 Plus, которая состоялась на территории фирмы SIU System, специализирующейся на поставках 3D-решений и являющейся партнером компании «Цветной мир», были показаны и другие варианты применения 3D-печати в кулинарии. В качестве примера был продемонстрированы возможности многофункционального устройства ZMorph 2.0 SX.

ZMorph 2.0 SX — универсальное устройство, способное выступать как в роли 3D-принтера, так и станка с ЧПУ. В качестве головки у данного девайса могут быть установлены разные элементы: фреза, лазер и несколько головок для 3D-печати с различными параметрами, одна из которых может печатать, в числе прочих материалов, жидким тестом, кремом или расплавленным шоколадом. Однако, как отметила Алла Антонова, дизайнер компании SIU System, возможности этого универсального устройства по печати шоколадом ограничены — шоколадная масса будет достаточно быстро охлаждаться в картридже и застывать: если у специализированного Choc Creator 2.0 Plus есть подогреватель картриджа с шоколадом, а у штатной головки универсального ZMorph 2.0 SX такая возможность отсутствует.

Однако, как подчеркнула г-жа Антонова, ZMorph 2.0 SX обладает широким спектром других возможностей для применения в кулинарии, который ограничен только фантазией пользователя данного устройства. Например, фрезеровальная головка может вытачивать трехмерные объекты даже из алюминия, не говоря уже о шоколаде или печенье, разумеется, фрезеровкой можно выполнять надписи на поверхности шоколада и некоторых сортовы выпечки. Лазер может выжигать рисунки и тексты по поверхности печенья, пряника или шоколадной плитки, а также лазерной головкой можно, например, создавать оригинальные шаблоны для рисунков порошком корицы или шоколадана молочной пене поверх кофе, просто выжигая нужную форму из листа плотной бумаги. Обычная печать 3D-фигурок позволяет создавать авторские шаблоны для вырубки печенья, а также разнообразные формы, получаемые по разным технологиям и предназначенные для использования для отливки фигур, в том числе, и из шоколада и других съедобных материалов.

Интересно, но рекомендованная розничная цена универсального устройства ZMorph 2.0 SX в базовой комплектации составляет 170 тыс. руб., то есть он обойдется дешевле, чем специализированный шоколадопечатающий Choc Creator 2.0 Plus. В полном комплекте — с фрезой и лазером — ZMorph 2.0 SX стоит 270 тыс. руб., то есть по цене сравним с Choc Creator 2.0 Plus, рекомендованная розничная цена которого, напомним, составляет 247 тыс. руб. Однако, для нишевых задач, связанных с печатью шоколадом, Choc Creator подходит лучше, прежде всего, из-за наличия подогрева шприца-картриджа, а также из-за простоты управления, достаточного для использования устройства поварами, кондитерами и шоколатье, далекими от 3D-моделирования, в то время как для полноценного использования устройства класса ZMorph 2.0 SX от пользователей требуется некоторая специальная подготовка.

3D как глобальный тренд

Заметим, что попытки популяризации 3D как направления творчества для массового пользователя различные компании предпринимали давно. Если в профессиональном мире 3D-моделирование давно стало делом привычным — для CAD/CAM-, машиностроительных, архитектурных и других задач из областей дизайна или инженерии, а также для мультипликации, создания игр, проектирования VR-миров, визуализации научных и технических данных — то для массового пользователя подобные решения в течение длительного времени оставались экзотикой. Однако, распространение 3D — одно из немногих направлений, требующих увеличение вычислительной мощности пользовательских компьютеров, этим оно особо интересно рынку.

Инициативы вендоров следовали одна за другой, но пока массовый рынок за пределами геймерского сегмента реагировал на них весьма вяло. В качестве визионера в данном направлении выступает корпорация Microsoft, которая, например, еще в 2013 году выпустила программу 3D Builder, для быстрой и простой подготовки к печати трехмерных моделей. В комплекте с ней корпорация поставляла большую библиотека уже готовых объектов и компонентов. В каталог 3D Builder входят сотни объектов: от орнаментов и деталей машин до игрушек и домашней утвари, разумеется, доступна была работа с 3D-моделями, загруженными из Интернета.

Простой интерфейс Microsoft 3D Builder позволяет легко вращать, масштабировать и редактировать объекты перед печатью, также программа позволяет соединять объекты. Как видно, 3D Builder работает как конструктор для сборки разных моделей из отдельных готовых элементов, что вполне достаточно для большинства массовых пользователей. Корпорация Microsoft, что важно, уже тогда ориентировала данный новый продукт на самый массовый рынок, а не на продвинутых энтузиастов. За несколько месяцев до этого корпорация объявила о «нативной» поддержке в 3D-печати операционной системой Windows — тогда еще была версия 8.1 — что позволяла ей автоматически распознавать различные модели 3D-принтеров с той же легкостью, как и традиционных печатающих устройств, а также корректно воспринимать форматы файлов, описывающих трехмерные модели.

Это означает, что уже четыре года пользователям Windows доступна работа с трехмерными объектами, но много ли людей пользовались этой возможностью? Однако корпорация продолжала разрабатывать это направление. В этом апреле было объявлено о выходе планового крупного апдейта — Windows 10 Creators Update. Как видно из названия, корпорация предоставила в нем различные утилиты для решения повседневных креативных задач, прежде всего, целую экосистему для трехмерной графики, также рассчитанную на массового пользователя. В частности было добавлен редактор Paint 3D, позволяющий выполнять простейшие манипуляции с объемными фигурами — создавать и изменять их, менять размеры, цвет, текстуру, а затем или выкладывать на ресурс Remix3D (аналог привычного Instagram, только ориентированный на размещение 3D-объектов), или распечатывать на 3D-принтере. Пока и эта инициативы корпорации оказалась почти незамеченными, но популяризация экосистемы для пользовательского 3D и рост популярности массовых устройств трехмерной печати сделают свое дело. Есть все основания предполагать, что данные продукты корпорации будут одним из факторов, сделавших работу с объемными фигурками столь же простым для обычного пользователя, как, например, обработка цифровых фотографий или обрезка видео.

Разумеется, творчество в создании 3D-моделей потребует доступа к 3D-печати. Однако, подобные сервисы уже доступны массовому потребителю, причем цена печати фигурки начинается от 500 руб., что вполне доступно. Концепция «3D принтер в каждый дом» также не забыта, хотя динамика тут оставляет желать лучшего. «BQ остается верной этому направлению и активно инвестирует в него, как самостоятельно, так и в рамках краудфандинговых проектов, — говорит Иван булаев, генеральный директор и представительства компании BQ. — Тремя опорными точками должны стать, во-первых, простое в использовании устройство способное работать с широким набором материалов, во-вторых, база интересного пользователям лицензионного контента для 3D-печати, в-третьих, простой и понятный софт для индивидуализации 3D-моделей. И по всем трем направлениям идет активная работа». Он подчеркивает также высокую востребованность 3D-принтеров для рынка образования.

Что это значит для рынка

Аналитики The Boston Consulting Group проанализировали современное состояние рынка 3D-печати и пришли к выводу, что к 2020 году его объем вырастет втрое по сравнению с 2015 годом, а к 2035 году он превысит 350 млрд. долл. Похожие прогнозы делают и другие компании. По оценкам аналитической компании IDC, в ближайшие несколько лет мировые расходы на 3D-печать будут расти в среднем на 27% в год. Ожидается, что на оборудование и сервисы, связанные с объемной печатью, в 2019 году будет израсходовано 26,7 млрд долл. против примерно 1 млрд долл. в 2015-м., но при этом корпорация не разделяла промышленный и пользовательский сегменты.

Одним из быстрорастущих рынков является сегмент устройств для 3D-печати: за прошлый год мировой рынок девайсов в настольном исполнении — а именно к ним относятся упомянутые Choc Creator V2.0 Plus и ZMorph 2.0 SX — вырос на 34%, по данным британской аналитической компании Context, о чем недавно писал CRN, и это прекрасный показатель на сокращающемся ИТ-рынке. Конечно, в денежном выражении этот сегмент пока невелик, да и рост во многом обусловлен эффектом низкой базы, но позитивная тенденция очевидна.

Может показаться, что тема использования хай-тех-решений в кулинарии искусственная и надуманная, однако, это не так. «Будущее 3D печати не только и не столько в развитии оборудования, сколько в новых видах материала для печати», — уверен г-н Булаев, так что шоколадный принтер вполне находится в общем тренде.

Кроме того, «кулинарный тренд» востребованней, чем мы можем предположить. По данным совместного исследования Google и Tiburon, за последние полтора года интерес к материалам кулинарной теме на YouTube вырос в вдвое. Если посмотреть на ситуацию в русскоязычном сегменте, то тут россияне не просто в тренде, а «впереди планеты всей»: в категория «Еда и кулинария» за период с 2013 по 2016 в поиске Google общее количество запросов выросло на 186%, а в российском — на 383%!

Как видно, «цифровая трансформация» идет быстро, однако, неравномерно. В некоторых направлениях интерес к новым технологиям проявляется опережающими темпами. Для компаний, поставляющих решения и оборудование, крайне важно предугадать эти направления и предложить для них товары и услуги раньше конкурентов. Конечно, такой подход непрост, он потребует «business intelligent», интуиции и определенных вложений в разработку нового сегмента, а также рискован — прогнозирование может оказаться ошибочным, ситуация развивается быстро и малопредсказуемо. Но только играя на опережение и рискуя можно с новых сегментов «снимать сливки» и занимать на них лидирующие позиции. Конечно, лидирующие позиции на быстрорастущих сегментах нужно еще уметь удерживать, но это уже совсем другая история.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE