4 октября 2017 г.

Основными рынками для российских софтверных компаний по-прежнему являются рынки России и стран ЕАЭС, США и Западной Европы, но в последние несколько лет растет доля продаж в тех странах, которые в той или иной степени являются экзотическими для россиян. В 2015-2016 гг. Ассоциация «РУССОФТ» впервые определила примерную величину этой доли, а также ее изменение за год. Если по итогам 2015 г. на «Новые рынки» приходилось 5,9% совокупных продаж российских софтверных компаний, то в 2016 г. — уже 6,9%.

В данном случае методика расчета позволяет достаточно точно определять динамику и направление изменения, но не сами абсолютные величины. При этом сам рост доли продаж на «Новых рынках» подтверждается другими данными. Например, присутствие на этих рынках отметило примерно в 1,5 раза больше опрошенных компаний, чем 3 года назад. Разворот в сторону развивающихся рынков подтверждает также количеством новостей в СМИ, в которых отражается тот или иной интерес к ним российских разработчиков высоких технологий и гос.структур. Если в 2015-2016 годах таких новостей было 11, то в 2016-2017 годах — сразу 26.

Можно также отметить, что при опросе 2017 г. компании указали в качестве ключевых все 14 рынков, на которые глобальный рынок разделен нами по географическому, языковому и культурному признакам. Годом ранее 3 из этих 14 макрорегионов не были упомянуты в качестве ключевых ни одним респондентом. Подобное изменение является признаком того, что российские разработчики все чаще интересуются теми рынками, которые для них не были интерсными еще совсем недавно.

Название «Новые рынки» условное и временное, потому что при таких темпах роста их доли эти рынки могут превратиться в «традиционные» лет через 5-10. Западные вендоры называют их «Рынками развивающихся стран», но такой термин уже не совсем корректен, поскольку «развивающиеся» страны по некоторым параметрам уже опережают некоторые условно «развитые» государства Западной Европы.

Значимость «Новых рынков» растет за счет сокращения доли «Западного мира» (в абсолютных величинах продажи растут на всех рынках, но с разными темпами роста). В 2016 г. снижался интерес прежде всего к рынку Северной Америки. Расчеты показывают, что доля макрорегиона «США и Канада» в совокупных продажах российских компаний по итогам 2016 г. существенно снизилась — с 20,4% до 12,9%. Однако столь большую потерю интереса к этому рынку не подтверждают другие данные. По доле компаний, присутствующих на этом рынке, изменение оказывается лишь незначительным (наблюдается даже небольшой рост с 36% до 37%). Ключевым данный рынок в 2016 г. был для 25% опрошенных компаний, а годом ранее — для 21%. Кроме того, впервые выйти на американский рынок в ближайшие два года планирует 9% компаний, а годом ранее было 8%. Тем не менее, доля макрорегиона «США и Канада», скорее всего, снизилась, хотя и незначительно.

Если рассматривать больший период времени, то можно более точно определять тенденции в изменении географии продаж российской индустрии разработки ПО. Расширение горизонта измерения позволяет уверенно говорить об относительном сокращении интереса к региону «США и Канада» в последние 10 лет. Доля опрошенных компаний, работающих на американском рынке, начала сокращаться с 2007 г. Это происходило, в основном, за счет небольших компаний (хотя и крупные компании также несколько снижали активность в США). В 2013-2014 годах произошло восстановление интереса к американскому рынку, но в 2015 г. из-за геополитических рисков этот интерес вновь снизился и оказался только чуть выше, чем в 2012 г.

Распределение продаж российских софтверных компаний по группам рынков

2015 г.

2016 г.

Россия и Ближнее зарубежье

59,4%

61,1%

Западный мир

34,7%

32,0%

Новые рынки

5,9%

6,9%

Однозначный вывод о будущем долгосрочном снижении интереса российских ИТ-компаний к американскому рынку не стоит делать, поскольку, во-первых: этот рынок является крупнейшим в мире, и было бы неразумно от него отказываться, а во-вторых: этот рынок является самым конкурентным, а значит он будет требовать высокотехнологичные решения независимо от политической конъюнктуры и географии поставщиков.

Скорее всего, медленное сокращение доли продаж в США и в Западной Европе продолжится в ближайшие годы, поскольку у российских компаний явно растет интерес к новым рынкам. Однако это сокращение может быть и не медленным, если в результате обострения политических отношений российским компаниям геополитика будет мешать работать в США и странах, которые считаются американскими союзниками. Подобные помехи уже имеют место со стороны органов власти этих стран и зарубежных СМИ, которые иногда пытаются дискредитировать российские компании (особенно те, которые работают в сфере информационной безопасности).

Лет 8-9 назад Ассоциация «РУССОФТ» рекомендовала российским компаниям рассмотреть перспективы работы на новых для них рынках, которые по размеру хотя и меньше американского и европейского, но имеют достаточно большой объем и высокие темпы роста. Эти рынки хороши также тем, что в развивающихся странах не такая высокая конкуренция и есть возможность захватить бОльшую рыночную долю, чем в США и Западной Европе. К тому же, как правило, в этих странах традиционно существует хорошее отношение к России и российским разработкам.

При этом, если рассматривать продажи только в дальнем зарубежье, то получится следующая картина: 46% продаж российского ПО осуществляется в США и ЕС, а 7-8% — в развивающихся странах. Такое соотношение не соответствует географической структуре мирового рынка. Если ориентироваться на данные Gartner и IDC, то развивающиеся страны обеспечивают около 40% мировых ИКТ-расходов. Следовательно, на 40% мирового рынка ИКТ приходится только 7-8% зарубежных продаж российских компаний разработчиков ПО.

В этом несоответствии скрыт огромный потенциал для наращивания зарубежных продаж на развивающихся рынках.

Ассоциация «РУССОФТ» не только рекомендует, но и способствует проникновению российских ИТ-компаний на новые рынки. В 2015 г. она совместно с РВК организовывала роуд-шоу в различных странах и проводила вебинары, на которых менеджеры обмениваются опытом работы на мало изученных рынках. За последний год активизировался РЭЦ (Российский экспортный центр), который оказывает финансовую поддержку коллективному участию российских ИТ-компаний в зарубежных выставках и бизнес-миссиях, для чего задействует «РУССОФТ» или другие организации в качестве операторов.

Совместными усилиями за последние годы уже удалось изменить отношение российских ИТ-компаний к новым рынкам. Тем более, что разоблачения Сноудена и Wikileaks, а также санкционная политика властей США подрывают доверие к американским ИТ-решениям и платформам во многих странах. Похоже, что экспорт высокотехнологичной безопасности или «Цифрового суверенитета» может быть наиболее перспективным сегментом ИТ-экспорта из России на ближайшие годы.

Источник: Пресс-служба НП «РУССОФТ»